Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самоконтроль ученика на уроке — что это?






В педагогике и методике термин " самоконтроль" определяется по-разному. Но суть всех определений сводится к одному — это умение сопоставлять результат своего труда с эталоном.

Самоконтроль ученика предполагает:

· умение оценивать свою работу адекватно;

· умение видеть свои ошибки и находить рациональные способы решения проблемы;

· умение изменять алгоритм своих действий, согласно изменившимся условиям;

· умение самостоятельно составлять проверочные задания, разрабатывать алгоритм проверочного действия.

С точки зрения психологов, самоконтроль опирается на память и внимание, а важнейшую роль играет мышление. То есть, ученику нужно не просто запомнить, например, шаблон правильного решения, но и суметь объяснить порядок действий, доказать правильность выводов.

Психологи и методисты выделяют три вида самоконтроля:

· Предварительный — это умение составить план действий, необходимый для решения задачи и заранее предвидеть трудные места. В этой связи планируется и подготовительная работа.

Предварительный самоконтроль — самый сложный. Его осуществление возможно лишь когда ученика есть достаточный " багаж знаний", позволяющий ему оценить сложность поставленной задачи и дать оценку будущей деятельности, исходя из ее важности и сложности.

· Самоконтроль по ходу действия, или пооперационный — этот вид проще, так как предполагает лишь постоянную сверку выполняемых действий с уже готовым планом.

Для выполнения каждого задания можно предложить уже готовый алгоритм. Например, при решении примеров по математике:

1. Проверь, правильно ли ты списал пример.

2. Правильно ли наметил порядок выполнения действий. Какое действие будет первым, почему?

3. Проверь первое действие.

4. Проверь второе действие.

5. Проверь итоговый результат.

6. Сравни с готовым ответом.

На уроках русского языка учить детей вычленять отдельные этапы работы помогают диктанты. Например, дети написали диктант. Учитель собирает тетради, но не проверяет. Через 2-3 дня тетради раздаются вновь и предлагается проверить заново, учитывая только правильность написания слов. То есть, анализируются только орфограммы. Тетради вновь собираются и раздаются еще дня через два. Теперь анализируются только пунктограммы. Весь процесс можно завершить этапом взаимопроверки.

Во-первых, это позволит ученику " свежим взглядом" просмотреть свою работу, а во-вторых, учит последовательности самопроверки.

· Заключительный — это анализ и оценка своих результатов, при необходимости — внесение исправлений. Самый простой вид, доступный даже ученикам младших классов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал