Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Коммуникативные действия и акты
Гавра Д.П., характеризуя коммуникативную деятельность, делает другие акценты. Для него первоочередным является вопрос о том, когда мы можем говорить о том, что состоялось коммуникационное взаимодействие. Коммуникативное действие он определяет как действие социального субъекта, связанное с выполнением функций источника (коммуникатор) или получателя (реципиент) сообщения в коммуникативном взаимодействии. Коммуникационное взаимодействие существует не иначе как ряд коммуникативных действий по передаче и получению сообщений. В то же время коммуникативное действие, связанное только с созданием и передачей сообщения, не является коммуникацией. Должно ли коммуникативное действие быть исключительно интенциональным (намеренным) и сознательным или для того, чтобы коммуникация состоялась, достаточно как интенционального, так и неинтенционального коммуникативного действия? Коммуникативное действие может быть как интенциональным (намеренным и сознательным), так и неинтенциональным (симптоматическим, рефлекторным). Источник (коммуникатор) может действовать интенционально (намеренно) и неинтенционально, передавая сообщения как в вербальной, так и в невербальной форме.
1.Пример интенционального вербального коммуникативного действия источника — словесная просьба не курить в вашем присутствии или демонстрация информационной таблички, запрещающей курение в общественном месте. 2.Пример интенционального невербального коммуникативного действия источника — мы пожимаем плечами, когда не знаем, что ответить, либо демонстративно смотрим на часы, чтобы показать собеседнику, что пора заканчивать разговор. Переходя к неинтенциональным действиям источника, заметим, что они, как правило, носят неосознанный, симптоматический характер. Соответствующие сообщения могут выступать в форме знаков усталости, нервности, раздражения и т. п. 3.Пример неинтенционального вербального коммуникативного действия источника — спонтанное использование ненормативной лексики или непроизвольный переход с «вы» на «ты» в разговоре с собеседником, занимающим низшую статусную позицию. 4.Пример неинтенционального невербального коммуникативного действия источника — непроизвольное зевание как знак, сигнализирующий об усталости или утомлении разговором. Для получателя также можно выделить четыре типа коммуникационного действия: неосознанное восприятие невербального сообщения; неосознанное восприятие вербального сообщения; осознанное восприятие невербального сообщения; осознанное восприятие вербального сообщения. Под коммуникативным актом следует понимать элементарную единицу коммуникации — однократное завершенное коммуникационное взаимодействие, в ходе которого осуществлены процессы его создания, отправки и получения. Наиболее общий критерий завершенности и целостности сообщения связан с категорией смысла и может быть сформулирован следующим образом: один смысл есть одно завершенное целостное сообщение и, соответственно, один коммуникативный акт. Верна и схема: несколько отдельных смыслов — несколько сообщений — несколько коммуникативных актов. Коммуникативное взаимодействие может состоять из одного или нескольких коммуникативных актов.
|