Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Устные тренировочные упражнения






ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

Дидактический материал

Г. В. АРЖАНИКОВ, г. Котовск, Тамбовская обл.

Устные тренировочные упражнения

Упражнение № 1. Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире.

1. Грубость – такое же уродство, как горб. (М.Горький)
2. Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души. (И.Тургенев)
3. Воспоминанья – старцев мед. (А.Марков)
4. Человек – венец поднебесной красы, нашей светлой земли украшение. (С.Наровчатов)
5. Придумать радости умей, коль их на самом деле нету! Иначе жизнь – сухой ручей, смешные письма без ответа. (А.Марков)
6. Острый язык – дарование, длинный язык – наказание. (Д.Минаев)
7. Слово родины – матери слово, воля родины – воля отца. (Ю.Смуул)
8. Лишь свобода и правда – мой главный оплот. (М.Джалиль)
9. Густая ночь – владычица зимой. (Дм. Кедрин)
10. Душа моя – бескрайний дремучий лес: шум – тишина, падение – взлет, смех – плач, рождение – смерть. (И.Юзеев)

Упражнение № 2. Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым отсутствует тире.

1. Смерть есть то, чего мы не минуем. (С.Липкин)
2. Человек есть украшение мира. (М.Горький)
3. И, может быть, степные вот эти овцеводы суть листья травяные неведомой породы. (С.Липкин)
4. Любовь и время – это несовместно. Любовь есть вечность. Вечность есть любовь. (В.Сидоров)
5. Каждый человек есть необходимое звено в цепи человечества. (Д.Веневитинов)

Переделайте эти предложения так, чтобы в них между подлежащим и сказуемым стояло тире.

Упражнение № 3. Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире.

1. Курить – здоровью вредить. (Пословица)
2. Без дела жить – небо коптить. (Пословица)
3. Жить – родине служить. (Пословица)
4. Учить – ум точить. (пословица)
5. Спешить – делу вредить. (Пословица)
6. Жалеть, любить – знакомые глаголы. (С.Липкин)
7. Сынок! Перестань врать! Говорить неправду – великий грех. (Сказка)
8. Строку нанизывать на строки – зарядка легкая, не труд. (А.Мартынов)
9. Прославить подвиг храбреца – и честь, и доблесть для певца. (Т.Шмаков)
10. Отсиживаться по щелям – удел тараканов. (Из газеты)
11. Служить народу – дело непростое. (С.Васильев)
12. На судьбу жаловаться – дело легкое, но пустое. (Э.Зорин)

Упражнение № 4. Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире.

1. Пятнадцать лет – счастливая пора. (И.Лялечкин)
2. Сентябрь. Седьмое число – день моего рождения. (Э.Асадов)
3. Лентяй да шалопай – два родных брата. (Пословица)
4. Природа и наука – два вогнутые зеркала, вечно отражающие друг друга. (А.Герцен)
5. Шестью семь – сорок два.

Упражнение № 5. Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире.

1. Быть грубым – значит забывать собственное достоинство. (Н.Чернышевский)
2. Творить – значит убивать смерть. (Р.Роллан)
3. Для меня жить – значит работать. (И.Айвазовский)
4. Ведь жизнь прожить – не значит постареть. (М.Джалиль)
5. Сосредоточиться – не значит напрягаться. (В.Сидоров)
6. Разум да сердце – вот что в человеке дорого. (Е.Салиас)
7. Совместный труд – вот лучшее лекарство от всех болезней и от всех тревог. (В.Сидоров)
8. Прикованность к привычным внешним формам, к вещам, словам – вот главный враг свободы. (В.Сидоров)
9. Не жалеть для друга ничего, думать о других немножко тоже – вот мое простое волшебство. (Л.Ошанин)
10. Небольшое поле с наспех прикатанной рожью – вот и весь аэродром. (Г.Воронин)

Упражнение № 6. Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире.

1. Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть. (А.Чехов)
2. Ах, красота – это страшная сила!.. (С.Надсон)
3. Высшая и самая характерная черта нашего народа – это чувство справедливости и жажда ее. (Ф.Достоевский)
4. Но единенье – это ведь не смесь, как в хаосе, частичек разнородных. Но единенье – это измененье, преображенье слившихся начал. (В.Сидоров)
5. Самое трудное для человека – это борьба с самим собой. (Г.Троепольский)
6. Произнести слово с неправильным ударением – это не ошибка, не обмолвка, а нечто крайне унизительное. (С.Соловейчик)
7. Мы – это воля людей, устремленных только вперед, вперед! (А.Прокофьев)
8. А пугаться при ночной поре – это новобранцу только можно. (Э.Асадов)
9. Жить – это значит радоваться. (В.Сидоров)

Упражнение № 7. Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему в них отсутствует тире перед словом это.

1. Открытие это было нож в сердце доктору. (Б.Пастернак)
2. Письмецо это – не детская забава. (В.Барановский)
3. Какая мерзость это – красное, кровавое мясо! (И.Сургучев)
4. Какая радость это – вековые льдины сокрушать! (М.Джалиль)
5. Тревожное это время для обитателей тайги – конец весны и начало лета. (А.Грачев)

Упражнение № 8. Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым отсутствует тире.

1. Ты каждой дыре гвоздь. (Н.Кузьмин)
2. Один болван, а другой дурак, и оба шуты гороховые. (Э.Ожешко)
3. Вы стреляный воробей. (Г.Федосеев)
4. В этом городе южном я маленький школьник. (С.Липкин)
5. Ты мой дядюшка, я твой племянник. (Сказка)
6. Дружба крепче багдадской стали. (Пословица)
7. Ах, годы детства сладки до дрожи. (А.Марков)
8. И место у тебя неприятное такое. (Н.Лесков)
9. Знаешь ли ты, что вся эта земля по-настоящему твоя? (Н.Гоголь)

Упражнение № 9. Выразительно прочитайте предложения. Чем обусловлена в них постановка тире между подлежащим и сказуемым? Можно ли считать пунктуационной ошибкой отсутствие тире в этих предложениях при написании диктанта?

1. Меня война в себя впитала, я – сын ее. (Р.Рождественский)
2. Ты – явь, не греза. Свой облик помни. Ты – слиток света. Умам – звено. (А.Хамардюк)
3. Ты – мука моя, ты вся – неизвестность. (А.Марков)
4. Стоит у окна всадник. Конь – вороной, сабля – светлая, папаха – серая, а звезда – красная. (А.Гайдар)
5. Но большинство озер – черные. (К.Паустовский)
6. Глаза – голубых цветов голубей. (Э.Асадов)
7. Честь не дано сто раз приобретать. Она – одна. (Э.Асадов)

Упражнение № 10. Потренируйтесь в выразительном чтении следующих предложений. Продиктуйте их так, чтобы одноклассники обязательно поставили авторское тире. На какой член предложения будет приходиться логическое ударение?

1. Земля моя, милая матерь! Я больше не воин, я – пахарь, я – сеятель, я – ваятель, я весь для работы распахнут. (В.Боков)
2. Да, я – россиянка, он – белорус. (Е.Шевелева)
3. Я весь – порыв, я весь – обрыв, и я – нежней свирели. (К.Бальмонт)
4. Ты – мое солнце, ты – моя жизнь... Ты – смысл моего существования... Заклинаю тебя, скажи: ты любишь меня? (И.Сургучев)
5. Скамейки – полосатые, как зебры. Занавес – похожий на фартук маляра. (А.Рыбаков)

Упражнение № 11. Прочитайте внимательно следующие предложения. Проанализируйте в них пунктуацию. Какой вывод можно сделать?

1. Это не жизнь, это лютая смерть! (О.Горчаков)
2. Это – еж, его руками не возьмешь. (Пословица)
3. Это – медленный рассказ, как полет туч. Это Северный Кавказ, мощный взлет круч. (Н.Асеев)

Упражнение № 12. Попарно прочитайте следующие предложения. Проанализируйте в них пунктуацию. Чем обусловлено отсутствие/наличие тире в этих примерах?

1. В камень стрелять – только стрелы терять. (Пословица) – Март только начало весны. (Д.Розенталь)
2. Воевать – не обязательно стрелять. (Н.Кузьмин) – Силе чувства возраст не помеха. (М.Джалиль)
3. Старого учить – что мертвого лечить. (Пословица) – Льстец под словами что змея под цветами. (Пословица)

Упражнение № 13. Выразительно прочитайте предложения. Укажите, какие тире обязательны в примерах, а какие – факультативны. Аргументируйте свою точку зрения.

1. Любить иных – тяжелый крест. (Б.Пастернак)
2. Ты – это ключ к загадкам бытия. Ты сам – загадка и ее разгадка. (В.Сидоров)
3. А творчество – второе имя жизни. (В.Сидоров)
4. Любовь и мудрость – вот закон Вселенной, через любовь – спасенье человека. Чрез мудрость – возвышение его. (В.Сидоров)
5. Мир велик, а родина – одна! (Э.Асадов)
6. Твоя пустыня – как вулкан потухший, как буря, задремавшая в песке. (Д.Ковалев)
7. Ты – созидатель всяческих преград, я – разрушитель всяческих препятствий. (В.Сидоров)
8. Все это для поэта – путы. Его пророческий рожок – стихи. Они – его оружье. (А.Марков)
9. Топ да топ от кустика до кустика – неплохая в жизни полоса. (Н.Рубцов)
10. Древко копья из кедра, оно – как сталь. (И.Бунин)

Упражнение № 14. Сравните пунктуацию в следующих предложениях. Есть ли пунктуационные ошибки? Аргументируйте свой ответ.

1. Потерять свободу – то же, что лишиться здоровья. (В.Гроссман)
2. Для самих туркмен пески – то же, что леса для северного человека. (Н.Тихонов)
3. Иной-то князь в своем уделе то же, что боярин в вотчине. (Э.Зорин)

Упражнение № 15. Сравните пунктуацию в следующих предложениях. Можно ли считать ошибкой отсутствие тире в 1–4-м предложениях? Нужно ли тире в 5-м предложении? Почему?

1. Все-таки какое счастье иметь приют в такую непогоду! (Г.Федосеев)
2. Какое большое счастье от шума дождя вставать, в знакомые двери стучаться, свои для друзей открывать! (В.Соколов)
3. Какое счастье быть всегда самим собой! (Ю.Жадовская)
4. Как хорошо, какое счастье участвовать в решающей битве за родину! (В.Гроссман)
5. Какое счастье – к отчему крыльцу нести в себе вину, а не обиду! (Б.Чичибабин)

Упражнение № 16. Сравните пунктуацию в приведенных ниже парах предложений. В каких из них знаки препинания расставлены в соответствии с правилами?

1. Лес и брат мой, и сестрица, глушь – сама родная мать. (М.Чернолусский) – Сон в походе – и лекарь, и диспетчер. (Г.Федосеева)
2. Ваш взор то солнца луч, а то мороз, но одинаково достигший цели. (В.Шершеневич) – И небо от края до края – то кровь, то лиловая тьма. (В.Луговской)

Упражнение № 17. Проверьте, нет ли в следующих предложениях пунктуационных ошибок.

1. Слова их то плети, то хитрые сети. (Э.Асадов)
2. Красногорское – село большое. (П.Васильев)
3. Спрятать старость – возможное ль дело? (М.Джалиль)
4. Сказка – таинство жизни и песни подруга, жить без сказки – что постную кашу жевать! (Н.Грибачев)
5. Мне пир как похмелье, минута что год, и хлеб словно камень, и хмель не берет. (Б.Ручьев)
6. Парчой обтянутые кресла – точь-в-точь кровавая заря. (А.Марков)
7. Человек с погибшей совестью уже никто. Не человек! (Э.Асадов)
8. Любовь есть мудрость сердца твоего. А мудрость есть любовь ума и духа. (В.Сидоров)
9. По годам я давно уж маршал, а судьбой навсегда солдат. (С.Орлов)
10. Война – потоки крови, и море слез – война, война – пожар багровый, проверка душ она. (А.Марков)

Упражнение № 18. Проверьте, нет ли в следующих предложениях пунктуационных ошибок.

1. Не только сабля, но и разум – оружие. (Н.Рыбак)
2. Прошлое – ошибка на ошибке! (А.Марков)
3. Обиды мешают дело делать, останавливаться около них – даром время терять. (М.Горький)
4. Смех точно кашель. Кашель точно смех. (И.Северянин)
5. Твои глаза – как в мае травы, как родниковая вода! (М.Джалиль)
6. Словно моря белый вал – ковыли над степью. (В.Саянов)
7. Как сморчок по виду бабка Сентябриха, кожица – желтее восковой свечи. (П.Радимов)
8. Ненависть плохой советчик. (Пословица)
9. Я гармонист – матаня, я внук родной яги, и лешему я зять. (П.Радимов)
10. Ваня человек застенчивый. (К.Паустовский)


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал