Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хоровое творчество






 

Композитор с живым интересом относился к развитию хорового дела в России, имел обширные связи с практиками хорового искусства, а именно с бесплатным хоровым классом Мельникова (этому коллективу Петр Ильич посвятил свои замечательные хоры а capella на слова Пушкина и Цыганова).

В жанре крупных сочинений Чайковским написаны кантаты: «Москва» на слова Майкова, кантата на открытие Политехнической выставки в Москве на станции Полонского; среди духовных сочинений – знаменитая «Литургия Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение».

Больше половины хоровых сочинений Чайковского предназначено для исполнения a capella, именно в этом жанре созданы его лучшие хоровые миниатюры «На сон грядущий», «Ночевала тучка золотая», «Соловушко», «Не кукушечка», «Без поры да без времени».

В этих произведениях ярко выражена русская напевность, широко использованы народно-песенные мелодические обороты, ладовые и метроритмические приемы.

В них сказалась безграничная любовь композитора к русскому народу, к русской песне, которую он именовал «святыней».

В некоторых хоровых произведениях Чайковский обращается к теме «искусство и художник», которая волновала и привлекала многих русских композиторов-классиков от Глинки до Скрябина.

Главная интонация музыки Чайковского – певучая, лирическая, рожденная непосредственным выражением человеческого чувства.

Музыка Чайковского, воплощая драгоценные качества русской культуры – любовь и сострадание к человеку, необыкновенную чуткость к беспокойным исканиям человеческой души, непримиримость к злу и страстную жажду добра, красоты, нравственного совершенства – обнаруживает глубинные связи с творчеством Л.Толстого, Ф.Достоевского, И.Тургенева и А.Чехова.

 

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) - русский поэт, прозаик, драматург, художник.

Лермонтов с детства наблюдал картины крестьянского быта и сельской природы, прислушивался к народным песням.

Сильное впечатление на него произвела поездка на Кавказ, он был влюблен в него, позже в его произведениях наблюдается яркое проявление этой любви.

Михаил Лермонтов не мыслил себя профессиональным литератором и не стремился печататься.

В Московском Благородном пансионе Лермонтовым составлялись рукописные журналы. В одном из них («Утренняя Заря») он был главным сотрудником. В «Утренней Заре» Лермонтов опубликовал свою первую поэму «Индианка».

К началу 1830-х и обретены «магистральные» герои поэтической системы Лермонтова, соотнесенные с двумя разными жизненными и творческими стратегиями, с двумя трактовками собственной личности: падший дух, сознательно проклявший мир и избравший зло (первая редакция поэмы «Демон», 1829) и безвинный, чистый душой страдалец, мечтающий о свободе и естественной гармонии (поэма «Исповедь», 1831, явившаяся прообразом поэмы «Мцыри»).

Слава к Лермонтову приходит в одночасье – со стихотворением «Смерть поэта» (1837), откликом на последнюю дуэль Пушкина.

Публикация в 1837 году стихотворения «Бородино» упрочила славу поэта.

В зрелой лирике Лермонтова доминирует тема современного ему общества – безвольного, рефлексирующего, не способного на деяния, страсть, творчество.

Не отделяя себя от больного поколения («Думы», 1838), высказывая сомнения в возможность существования поэзии здесь и сейчас («Поэт», 1838; «Не верь себе», 1839; «Журналист, читатель и писатель», 1840), скептически оценивая жизнь как таковую («И скучно, и грустно…», 1840), Лермонтов ищет гармонию в эпическом прошлом («Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича», где демонический герой – опричник терпит поражение от хранителя нравственных устоев), в народной культуре («Казачья колыбельная песня», 1838), в чувствах ребенка («Как часто пестрою толпою окружен…», 1840) или человека, сохранившего детское мировосприятие (М.А. Щербатовой», 1840).

В 1838-1840гг. написан роман «Герой нашего времени». В романе пристально исследуется феномен современного человека, тщательно анализируются антиномии (противоречия между двумя противоположными образами), присущие и поэтическому миру Лермонтова.

В творчестве М.Ю.Лермонтова тесно переплелись гражданские, философские и субъективные, глубоко личные мотивы. Он внес в русскую поэзию «железный стих», отмеченный небывалой прежде энергией выражения мысли.

Наследие Лермонтова нашло многообразную интерпретацию в живописи, театре, кинематографе. Его стихи обогатили русскую музыку, послужив основой для оперного («Демон» А. Рубинштейна), симфонического («Утес» С. Рахманинова, «Три пальмы» А. Спендиарова) и романского (А. Даргомыжский, М. Балакирев) творчества, стали народными песнями («Выхожу один я на дорогу»).

Музыкальное содержание

 

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Утес» необычайно содержательно для своего размера. Каждое слово пропитано смыслом и чувствами.

Прочитав это стихотворение, перед взором появляется печальная, трагическая картина неразделенной любви.

Все мы знаем, что такая любовь не редкость. Лермонтов очень точно и выразительно описал героев и их чувства.

Утес-великан – сильный, гордый мужчина. Таким он является лишь, когда с ним его любимая. Но когда она его покидает, он становится старым, одиноким, задумчивым и разбитым.

Тучка золотая – молодая вольная девушка, не предающая любви большого значения. Она поиграла с чувствами мужчины и оставила его в одиночестве.

Не зря Лермонтов обращается к данной теме. Он был несчастен в любви, получал только боль и разочарование, в итоге совсем разочаровался в любви.

 

Аннотация

на хоровое сочинение В.Я. Шебалина

«Стрекотунья-белобока».

 

Выполнила: Борисова Галина,

студентка первого курса отделения «Хоровое дирижирование».

 

Каждый человек должен быть зодчим,

А Родина – его храмом.

В.Я. Шебалин.

 

Шебалин Виссарион Яковлевич (1902-1963) – русский советский композитор, профессор Московской консерватории, общественный деятель, директор искусствоведения, народный артист РСФСР, лауреат Государственных премий СССР.

В Шебалине неразрывно связаны: Художник, мастер и Гражданин.

«Это был удивительно прекрасный человек. Его доброта, честность, исключительная принципиальность всегда восхищала меня» - писал Д. Шостакович.

В 1921 году Шебалин поступил в Омское музыкальное училище в класс М. Невитова, у которого, переиграв огромное количество сочинений различных авторов, впервые познакомился с произведениями Н. Мясковского.

В 1923 году, досрочно окончив училище, он приехал в Москву и был принят в Московскую консерваторию. В творческом багаже молодого композитора к этому времени было несколько оркестровых сочинений; ряд фортепианных пьес; романсы на стихи Р. Демеля, А. Ахматовой, Сафо; начало Первого квартета и др. Будучи студентом второго курса консерватории, он написал свою Первую симфонию (1925).

Несколькими месяцами позже в журнале «Музыка и революция» Б. Асафьев писал: «Шебалин - несомненно, крепкий и волевой талант.…Это – молодой, крепко вцепившийся корнями в почву дубок. Он еще развернется, раскинется и пропоет мощный и полный радости гимн жизни».

После окончания консерватории (1928) Шебалин становится одним из ее первых аспирантов, а также приглашается на преподавательскую работу. С 1935 года он – профессор консерватории, а с 1042 года – ее директор.

 

Одно за другим появляются сочинения, написанные в самых разных жанрах: драматическая симфония «Ленина» (для чтеца, солистов, хора и оркестра), являющаяся первым крупномасштабным сочинением, написанным на стихи В. Маяковского; 5 симфоний, многочисленные камерно-инструментальные ансамбли; в том числе 9 квартетов; 2 оперы («Укрощение строптивой» и «Солнце над степью»); 2 балета; оперетта «Жених из посольства»; 2 кантаты; 3 оркестровые сюиты; более 70 хоров; около 80 песен и романсов; музыка к радиостанциям, кинофильмам (22), театральным спектаклям (35).

Список его учеников внушителен не только своим числом, но и составом: Т.Хренников, А. Спадавеккиа, Т. Николаева, К. Хачатурян, А. Пахмутова, С. Слонимский, Б. Чайковский, С. Губайдулина, Э. Денисов, А. Николаев, Р. Леденев, Н. Каретников, В. Агафонников, В. Кучера (ЧССР), Л. Аустер, В. Энке (Эстония) и др.

Шебалин внес большой вклад в развитие традиций отечественной культуры. Детальное изучение им произведений русских классиков позволило ему осуществить важную работу по восстановлению, завершению и редактированию многих произведений М. Глинки (Симфония на 2 русские темы, Септет, экзерсисы для голоса и др.), М. Мусоргского («Сорочинская ярмарка»), С. Гулака-Артемовского (2акт оперы «Запорожец за Дунаем), П. Чайковского, С. Танеева.

В 1948 году Шебалин получил грамоту о присвоении ему звания народного артиста республики, и этот же год стал для него годом тяжких испытаний. В февральском Постановлении ЦК ВКП(б) «Об опере «Великая дружба»» В. Мурадели, его творчество, как и творчество его товарищей и коллег – Шостаковича, Прокофьева, Мясковского, Хачатуряна, подверглось резкой и несправедливой критике, в то время Шебалин был отстранен от руководства консерваторией и даже от педагогической работы.

Спустя три года по приглашению нового директора консерватории А. Свешникова, он вернулся в состав профессуры консерватории.

 

 

Композитор завершает ранее начатую оперу «Укрощение строптивой» - одно из лучших своих творений – и создает еще целый ряд замечательных произведений. Это – сонаты для скрипки, альта, виолончели с фортепиано; Восьмой и Девятый квартеты, а также великолепная Пятая симфония, музыка которой воистину являет собой «мощный и полный радости гимн жизни» и отличается не только особой лучезарностью, светом, созидательным жизнеутверждающим началом, но и удивительной непринужденностью высказывания, той простотой и естественностью, которые бывают присущи только самым высоким образцам художественного творения.

Шебалину было свойственно острое чувство современности. Темы его сочинений выделяются своей актуальностью, значительностью и серьезностью. Но за величием не исчезает их глубокая внутренняя наполненность и то этическая сила выразительности, которую не передать внешними иллюстративными эффектами. Здесь требуются чистое сердце и щедрая душа.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал