Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пользовательская и программная модели интерфейса
Модели пользовательского интерфейса: - модель программиста; - модель пользователя; - программная модель. Программист, разрабатывая пользовательский интерфейс, исходит из того, управление какими операциями ему необходимо реализовать, как это осуществить, не затрачивая ни существенных ресурсов компьютера, ни своих сил и времени. Его интересуют функциональность, эффективность, технологичность, внутренняя стройность и другие, не связанные с удобством пользователя характеристики программного обеспечения. Поэтому большинство интерфейсов существующих программ вызывают серьезные нарекания пользователей. Пользовательская модель интерфейса – это совокупность обобщенных представлений конкретного пользователя или некоторой группы пользователей о процессах, происходящих во время работы программы или программной системы. Эта модель базируется на особенностях опыта конкретных пользователей, который характеризуется: - уровнем подготовки в предметной области разрабатываемого программного обеспечения; - интуитивными моделями выполнения операций в этой предметной области; - уровнем подготовки в области владения компьютером; - устоявшимися стереотипами работы с компьютером. Для построения пользовательской модели необходимо изучить перечисленные выше особенности опыта предполагаемых пользователей программного обеспечения. С этой целью используют опросы, тесты и даже фиксируют последовательность действий, осуществляемых в процессе выполнения некоторых операций, на пленку. Приведение в соответствие моделей пользователя и программиста, а также построение на их базе программной модели интерфейса задача непростая.
Рисунок 2 – Процесс проектирования пользовательского интерфейса
Интуитивные модели выполнения операций в предметной области должны стать основой для разработки интерфейса, а потому в большинстве случаев их необходимо не менять, а уточнять и совершенствовать.
Критерии оценки интерфейса пользователем. Основные критерии интерфейсов пользователя: - простота освоения и запоминания операций системы – конкретно оценивают время освоения и продолжительность сохранения информации в памяти; - скорость достижения результатов при использовании системы – определяется количеством вводимых или выбираемых мышью команд и настроек; - субъективная удовлетворенность при эксплуатации системы (удобство работы, утомляемость и т.д.). Наилучшими характеристиками для пользователей-профессионалов обладают интерфейсы со свободной навигацией, а для пользователей-непрофессионалов – интерфейсы прямого манипулирования. Замечено, что при выполнении операции копирования файлов большинство профессионалов используют оболочки типа Far, а непрофессионалы – «перетаскивание объектов» Windows.
|