Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания для аудиторной работы

Русский язык и культура речи

Практическое занятие № 1-2

ЯЗЫК И РЕЧЬ. НОРМА И ФУНКЦИИ ЯЗЫКА

1. Национальный русский язык и его компоненты.

2. Структура языка.

3. Норма литературного языка.

4. Язык и речь.

5. Устная и письменная формы русского литературного языка.

6. Функции языка.

Литература

1. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия» / Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - С. 7-52.

Голуб И. Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / И. Б. Голуб. - М.: Логос, 2003. - С. 7-9.

2.Русский язык и культура речи: Учебник / Под. ред. проф. В. И. Максимова. - М.: Гардарики, 2001. – С. 4-34.

3. Скорикова Т. П. Практикум по русскому языку и культуре речи: учеб. пособие / Т. П. Скорикова. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2014. - С. 5-12.

Вопросы для самопроверки

1 Что такое язык?

2. Какова структура языка и его уровни?

4. Что такое речь? Как соотносятся язык и речь?

5. Какие особенности имеют письменная и устная формы речи?

6. Назовите основные функции языка.

 

 

Задания для аудиторной работы

Задание 1. Прочитайте отрывок из «Тихого Дона». Докажите, что Григорий с отцом говорят на местном диалекте. Какие диалектные слова встречаются в авторской речи? Почему М. А. Шолохов не использовал вместо них слова литературного языка? Какие из выделенных курсивом в тексте слов имеют соответствия в литературном языке, а какие нет? Чем это можно объяснить?

 

В мелеховском курене первый оторвался ото сна Пантелей Прокофьевич. Застегивая на ходу ворот расшитой крестиками рубахи, вышел на крыльцо. Затравевший двор выложен росным серебром. Выпустил на проулок скотину.

На подоконнике распахнутого окна мертвенно розовели лепестки отцветавшей в палисаднике вишни. Григорий спал ничком, кинув наотмашь РУКУ.

- Гришка, рыбалить поедешь?

- Чего ты? — шепотом спросил тот и свесил с кровати ноги.

- Поедем, посидим зорю.

Григорий, посапывая, стянул с подвески будничные шаровары, вобрал их в белые шерстяные чулки и долго надевал чирик, выправляя подвернувшийся задник.

- А приваду маманя варила? — сипло спросил он, выходя за отцом в сенцы.

- Варила. Иди к баркасу, я зараз.

Старик ссыпал в кубышку распаренное пахучее жито, по-хозяйски смел на ладонь упавшие зерна и, припадая на левую ногу, захромал к спуску. Григорий, нахохлясь, сидел в баркасе.

- Куда править?

- К Черному яру. Спробуем возле энтой каши, где надысь сидели.

Баркас, черканув кормою землю, осел в воду, оторвался от берега. Стремя понесло его, покачивая, норовя повернуть боком. Григорий, не огребаясь, правил веслом.

- Не будет, батя, дела... Месяц на ущербе.

- Серники захватил?

- Ага.

- Дай огню.

Старик закурил, поглядел на солнце, застрявшее по ту сторону коряги.

- Сазан, он разно берет. И на ущербе иной раз возьмется.

 

Для СПРАВКИ.

Курень — квадратный казачий дом с четырехскатной крышей. Подвеска — веревка для развешивания белья.

Чирик — чувяк (мягкая кожаная обувь без каблуков у народов Крыма, Кавказа и Средней Азии).

Привада — приманка для рыбы.

Зараз — сейчас, скоро.

Жито — зерна ржи.

Карша — упавшее в воду дерево, коряга.

Надысъ — недавно.

Серники — спички.

 

Задание 2. Пользуясь таблицей, определите, сколько слов из двенадцати сохраняют прежнее произношение [шн], сколько имеют равные варианты [шн] и [чн], у какого количества слов побеждает произношение [чн]. Сделайте вывод, в каком направлении изменяется данная норма.

 

Толковый словарь Орфоэпический

Слово русского языка словарь русского

(1935-1940) языка (1983)

будничный [шн] [чн] и доп. [шн]

булочная [шн] [шн] и доп. [чн]

закусочная [шн] [чн]

игрушечный [шн] [чн]

нарочно [шн] [шн]

порядочно [шн] [шн и чн]

порядочный [шн] [шн и чн]

сливочный [шн] доп. устар. [шн]

яичница [шн] [шн]

яблочный [шн] доп. [шн]

Ильинична [шн] [шн]

Никитична [шн] [шн]

Задание 3. Напишите, какое значение имеют устойчивые сочетания и выражения.

Образец: Перестань молоть языком! - Не говори лишнего!

Держать язык за зубами. Что на уме, то и на языке. Придержать язык. Кто тебя за язык тянул? Язык развязать. Язык прикусить. С языка сорвалось. Язык не повернется сказать. На языке вертится.

 

Задание 4. Напишите сочетания только со словом язык; только со словом речь; сочетания с обоими словами.

Общий, культурный, разговорный, научный, общепринятый, тайный, непонятный, поэтический, индивидуальный, точный, родственный, национальный, письменный, детский, профессиональный.

 

Дом. задание.

О р ф о э п и ч е с к и е н о р м ы

 

1. Поставьте ударение в существительных, стоящих в именительном падеже множественного числа:

1) приз — призы, 2) тыл — тылы, 3) шкаф — шкафы, 4) торт — торты, 5) сторона — стороны.

 

2. Образуйте от данных существительных форму множественного числа и расставьте ударение. Укажите возможные варианты:

1) инспектор, 2) корпус, 3) отпуск, 4) порт, 5) профессор, 6) шофер, 7) слесарь, 8) паспорт, 9) бухгалтер, 10) инженер, 11) договор, 12) тон, 13) тормоз, 14) пропуск.

 

3. Объедините слова с твердым согласным перед буквой Е в одну группу, а с мягким согласным — в другую. Выделите слова, для которых характерна вариантная норма произношения согласного:

академия, адекватный, бактерия, бутерброд, вундеркинд, гипотеза, депо, детектив, идентичный, интеллект, контекст, модель, партер, патент, стратегия, тент, террор, тест, шедевр, экземпляр.

 

4. Поставьте ударение в данных словах в соответствии с литературной нормой. Укажите возможные варианты:

в отраслях; возбуждено (дело); диспансер; догмат; договор; досуг; заговор; задолго; звонит; издавна; исчерпать; каталог; каучук; квартал; кедровый; маркетинг; металлургия; назло; намерение; недвижимость; обеспечение; облегчить; отзыв (депутата); отзыв (на рукопись); откупорить; отчасти; (работа) начата; свекла; созвонимся; сосредоточение; столяр; уведомить; углубить; феномен; ходатайство; христианин.

 

5. Объясните значения слов с разными ударениями:

Атлас — атлАс, вИдение — видЕние, клУбы — клубЫ, острОта — остротА, лАвровый — лаврОвый, харАктерный — характЕрный, забронИровать — забронировАть, в срЕду — в средУ, крУгом — кругОм.

 

М о р ф о л о г и ч е с к и е н о р м ы

 

1. Отметьте вариант, соответствующий литературной норме:

1) морские а) пОрты б) портЫ

а) Якори б) якорЯ

а) инженЕры б) инженерА

2) квалифицированные а) тОкари б) токарЯ

3) опытные а) шофЕры б) шоферА

4) опытные а) бухгалтерА б) бухгАлтеры

5) внимательные а) дОкторы б) докторА

6) высшие а) сортА б) сОрты

7) объемные а) тОмы б) томА

 

2. Образуйте форму именительного падежа множественного числа. Выделите слова, имеющие варианты:

1) директор, 2) архитектор, 3) компрессор, 4) сорт, 5) рапорт, 6) слесарь, 7) корм, 8) ордер, 9) сектор, 10) штемпель, 11) вектор, 12) диспетчер, 13) редактор, 14) табель, 15) квартал.

 

3. Отметьте слова, имеющие окончание -ов в форме родительного падежа множественного числа:

1) рельсы, 2) гектары, 3) партизаны, 4) яблоки, 5) ботинки, 6) погоны, 7) амперы, 8) армяне, 9) болгары.

 

4. Образуйте форму родительного падежа множественного числа:

1) англичане, 2) апельсины, 3) баклажаны, 4) консервы, 5) гусары, 6) килограммы, 7) микроны, 8) носки, 9) полотенца, 10) узбеки.

 

5. Вставьте пропущенные окончания прилагательных:

1) нов… бра, 2) старинн… рояль, 3) стар… пианино, 4) полн… алиби, 5) целебн… алоэ, 6) лечебн… шампунь, 7) тушен… кольраби, 8) строг… жюри, 9) куротн… Сочи.

 

Л е к с и ч е с к и е н о р м ы

 

1. Из данных сочетаний выберите правильные:

1) играть значение — играть роль, 2) уделять внимание — уделять значение, 3) поднять тост — произнести тост, 4) оказать впечатление — произвести впечатление.

 

2. Устраните тавтологию.

1. Строительство школы не должно замирать на мертвой точке. 2. Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше участников. 3. Он снова почувствовал, что его охватило болезненное чувство одиночества. 4. Это новая конструкция двери, не имеющая подобных аналоговых конструкций на мировом рынке. 5. Между этими тренажерами не существует существенной разницы.

 

3. Найдите избыточные выражения (плеоназмы). Вычеркните лишнее слово.

1. Мне возвратили обратно бракованную вещь. 2. Андрей впервые познакомился с Верой на выставке. 3. Прейскурант цен висел на стене перед входом в зал. 4. Кондратьев написал свою автобиографию год назад. 5. Первый дебют молодой певицы был весьма удачен. 6. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера. 7. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству. 8. Мимика на ее лице была чрезвычайно выразительна. 9. Больной был немедленно госпитализирован в больницу.

 

К практическим заданиям.

В заданию 1:

БАРКАС – большая многовесельная лодка.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теоретические сведения | Графика. Особенности употребления некоторых букв
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал