Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мизогины






Самый романтичный в мире

Так влюбляются только в мюзиклах Хаммерштейна и Роджерса. Вы замечаете его на том конце шумного зала, ваши взгляды встречаются, вас пронизывает дрожь. Ваши ладони влажнеют, когда он становится рядом, ваше сердце бьется чаще, внутри вас все оживает. Вы мечтаете о счастье, сексуальной гармонии и единстве. Этот человек поймет вас и будет чувствовать вас. Даже просто быть рядом с ним уже восхитительно и волшебно. Когда это происходит, вас захлестывает энергия. Мы будем называть это состояние романтической любовью.

Розалинде было 45 лет, когда она встретила Джима. Она очень броская женщина, высокая, с огненно-рыжими волосами и идеальной фигурой, Розалинда тратит кучу сил, чтобы поддерживать ее в таком состоянии. Выбранный ею стиль подчеркивает ее рост и творческий шарм. Розалинда - хозяйка антикварного магазина, успешный дилер, коллекционер и оценщик рекламных произведений (это ее специализация). Дважды она была замужем, у нее взрослый сын. Розалинда была очень взволнована встречей с Джимом, потому что очень много слышала о нем от друзей. Они приглашали ее послушать, как он играет с местным джаз-бандом. Потом они вчетвером отправились чего-нибудь выпить. Розалинда чувствовала, как ее притягивает к Джиму, высокому, темноволосому и очень красивому.

Нас с Джимом очень притягивало друг к другу. Мы говорили о детях, о музыке. Он рассказал мне, что был женат и что его двое детей живут с ним. На меня это произвело большое впечатление. Ему было интересно слушать о моем антикварном магазине, потому что он занимался реставрацией мебели и интересовался тем, что делается на рынке. Он спросил меня, не могла бы я встретиться с ним завтра вечером. Когда приносили счет, я поняла, что у него туговато с деньгами, поэтому на следующее свидание пригласила его на ужин к себе. Он взял меня за руку и задержал ее в своей, наши глаза встретились на мгновение. Я видела, как он благодарен, что я вошла в его положение.

На следующий день я все время думала о нем, а когда он пришел на следующий вечер, все было замечательно. После ужина я включила A Star Is Born, я просто помешана на романтике, и вот мы танцевали под музыку в моей гостиной, он обнимал меня, у меня кружилась голова. Вот человек, которому я действительно нравлюсь, сильный, готовый вместе строить отношения. Вся эта чушь проносилась в моем сознании, пока я неслась куда-то вместе с ним и чувствовала себя просто фантастически. Это было самое романтическое свидание в моей жизни.

Джиму было 36, когда он встретил Розалинду. Как и ее, его захватили романтические чувства; она была той самой женщиной, которую он искал всю свою жизнь. Позже он рассказывал мне:

Она была красивая, с фигурой, которую невозможно не заметить. У нее было свое собственное дело, она сама зарабатывала на себя. Она подняла сына и, судя по всему, вполне успешно. Я никогда не встречал таких. Она была броская, живая, с восторгом принимала все, что я делаю, даже моих детей. Она была идеалом. Я обзвонил всех друзей, чтобы рассказать им о ней. Я даже позвонил маме. Честное слово, я никогда еще не чувствовал так. Я никогда ни о ком столько не думал и не мечтал. Я серьезно, это было нечто совершенно особенное.

После третьего свидания Розалинда начала писать свое имя рядом с его именем, чтобы посмотреть, как они смотрятся вместе. Она отменила ряд встреч, потому что боялась пропустить его звонки, и Джим не разочаровал ее. Вместо того, чтобы вести себя как «типичный мужик», он отвечал ей тем же вниманием, которое уделяла ему она. Он всегда звонил, когда обещал, ей не нужно было ждать неделями, пока ей перезвонят, работа никогда не была для него важнее потребности видеть Розалинду. Вместе они пустились в восхитительное спонтанное чувственное приключение.

Стремительный роман настиг мою пациентку Лору буквально «средь шумного зала». В этот период она была успешным финансовым директором в крупной косметической компании, красивая женщина, светлая шатенка с миндалевидными глазами и изящной фигурой. Ей было тридцать четыре года, когда она впервые встретила Боба. В тот вечер она отправилась с подружкой в ресторан.

Мне нужно было позвонить, а когда я вернулась за столик, там уже сидел очень симпатичный мужчина и разговаривал с моей подружкой. Он заметил меня и ожидал моего возвращения. С первой секунды между нами проскочила искра. Не думаю, что меня хоть когда-то так влекло к мужчине. У него были такие удивительные глаза, что я не могла устоять. Я так запала на него, что не могла дождаться, когда же мы окажемся вместе в постели.

На следующий вечер состоялось наше первое свидание. Он привел меня в милый ресторанчик на берегу океана и сам сделал заказ. Он относится к той категории мужчин, которые знают все о винах и блюдах, в мужчинах меня это всегда восхищает. Было такое ощущение, что во мне его интересует абсолютно все: что я делала, что я думала, что мне нравилось. Я говорила и говорила, а он просто сидел рядом, глядел на меня своими живыми глазами, впитывая каждое мое слово. После ужина мы пришли ко мне, вместе слушали музыку, и я соблазнила его. Он вел себя слишком деликатно. И мне в нем это нравилось. Конечно же, секс с ним было просто ошеломителен, и я влипла. В моей жизни не было человека ближе него.

Бобу было сорок лет, он работал распространителем у одного из производителей одежды. Он рассказал Лоре, что год назад развелся. В течение первого месяца после начала их отношений они съехались, и он заговорил о браке. Когда он представил ее своим двум детям, им всем сразу стало все ясно. Увидев такую преданность Боба по отношению к детям, Лора ощутила еще большую любовь к нему.

Роман Джеки и Марка начался со знакомства и с первой встречи превратился в серьезные отношения. Вот как Джеки описала мне эту встречу:

Я открыла дверь и увидела невероятно красивого мужчину. Он просто улыбнулся мне. Его первыми словами были «Можно я от вас позвоню?». Я моргнула и сказала, что да. Он подошел к телефону и позвонил парню, который организовал нашу встречу, и сказал: «Джон, ты был прав. Она именно такая, как ты рассказывал». У нас впереди был еще долгий вечер.

Джеки была миниатюрной живой тридцатилетней женщиной, когда встретилась с Марком. Она работала учительницей в начальной школе и поднимала двоих детей от предыдущего брака, пытаясь при этом защитить докторскую диссертацию. Марку было тридцать восемь лет, он баллотировался в мэры. Джеки вспомнила, как она увидела его фотографию на рекламных щитах по всему городу. Он произвел на нее огромное впечатление, и ей необычайно льстило его внимание.

Мы ужинали с Джоном, который нас познакомил, и его женой. Она обратилась ко мне и сказала: «Я знаю, что вы только что познакомились, но я в жизни не видела пары, которая так подходила бы друг другу». Потом она взяла меня за руку и сказала: «Ты обязательно выйдешь за него замуж». Марк кивнул и сказал мне: «Слушай-слушай, что она говорит. Она просто умница». Потом он шепнул мне: «Теперь тебе от Марка никуда не деться». Я засмеялась и ответила: «Как бы ты сам куда-нибудь не делся». «Да я и не собираюсь никуда деваться», - ответил он. Когда он отвез меня вечером домой, мы сидели в машине у моего дома, и он целовал меня, а потом сказал: " Я знаю, что это безумие, но я люблю тебя». Это было ужасно романтично.

На следующее утро, когда он позвонил мне, я сказала ему, что я не буду ловить его на вчерашних словах. На это он ответил: «Я готов повторить все это снова прямо сейчас».

Джеки почувствовала, что она как будто летит на волшебном ковре-самолете. То, что Марк так стремительно влюбился в нее, совершенно вышибло почву у нее из-под ног.

Мы любим влюбляться

Влюбленность дает нам чудесное ощущение. Наши эмоции и сексуальное возбуждение достигают высшего накала, и вначале интенсивность этих чувств может быть действительно ошеломляющей. Эти отношения могут действовать на вас, как вызывающий эйфорию наркотик: многие описывают это состояние, как «пребывание на седьмом небе». Организм действительно производит невероятное количество энзимов, которые вызывают то, что люди описывают как «фантастический кайф».

Понятно, что мы фантазируем, что это ощущение продлится вечно. Всю жизнь нам говорили, что романтическая любовь обладает волшебным свойством помогать нам, женщинам, полностью реализоваться и стать счастливыми. Книги, телевидение, кино помогают укрепить это убеждение. Парадокс состоит в том, что даже самые разрушительные мизогинные отношения начинаются с точно такого же волнения и ожидания. И несмотря на прекрасные чувства в начале, к тому моменту, когда Розалинда пришла ко мне, у нее был нервный срыв, ее ранее процветавший антикварный бизнес был на грани разорения, Лора, бывший финансовый директор, настолько утратила веру в себя, что решила, что неспособна удержаться ни на какой работе, а Джеки, успешная учительница, мать двоих детей, обнаружила, что начинает рыдать по любому пустячному поводу. Что же произошло с прекрасными, волнующими чувствами, которыми было отмечено начало отношений? Почему женщины оказались обиженными и разочарованными?

Вихрь ухаживаний

Я убеждена, чем быстрее развивается роман, как эти, тем сильнее должно быть чувство опасности. Но риск добавляет отношениям остроты. Когда я перемещаюсь на лошади, рысца - приятная, но не особенно интересная штука, волнует галоп. Часть волнения подкрепляется знанием, что может произойти неожиданное: меня могут бросить или обидеть. Это все то же ощущение опасности, которое мы переживаем в детстве, катаясь на американских горках. Стремительно, волнующе, хотя и рискованно.

Как только к этому добавляется сексуальная близость, интенсивность эмоций резко возрастает. Вы не можете нормально, постепенно открывать для себя мир нового возлюбленного, потому что у вас нет времени. У вашего нового партнера есть масса качеств, которые изменят вашу жизнь, однако их сразу не увидишь. Партнерам требуется время, чтобы развить открытость, доверие, честность, необходимые для стабильных отношений. Вихревые ухаживания, какими бы они ни были волнующими, формируют ложное подобие интимности, которую ошибочно принимают за настоящую близость.

Любовные шоры

Для того, чтобы увидеть, с каким партнером вы имеете дело, отношения должны развиваться медленнее. Формирование реалистического взгляда на партнеров, понимание и принятие их достоинств и недостатков требует времени. При вихревых ухаживаниях, поток эмоций настолько стремителен и мощен, что восприятие другого человека по причине шока отключается. Все, что нарушает созданную картину «идеальной» новой любви, игнорируется или блокируется. Как будто оба партнера находятся в шорах. Все наше внимание концентрируется на том, какие чувства, будит в нас другой человек, а не на том, какова его сущность. Ход мысли таков: если благодаря этому человеку я испытывают чудесные чувства, он должен быть чудесным.

Лору и Боба захватило волшебное чувство, что они созданы друг для друга, уже на первом свидании. Однако это ощущение имело мало что общего с тем, что каждый из них представлял как личность. Лора выражала восторг не по поводу характера Боба, она восхищалась его глазами, его движениями, тем, как он заказал вино в ресторане. Она ни разу не сказал: «Боб - честный, порядочный человек». Боб выполнял для нее роль идеального романтичного любовника, их обоих захватила внезапно вспыхнувшая влюбленность и страсть.

Первые признаки того, что не все так замечательно, Лора увидела, когда они с Бобом начали жить вместе.

Мы вышли поужинать, и он сообщил мне: «Я должен что-то тебе сказать. Я еще не разведен». Я чуть со стула не свалилась, Потому что к этому времени мы уже начали планировать свадьбу! Он сказал: «Я чувствую себя разведенным, поэтому вряд ли это имеет значение». Я была в таком шоке, что потеряла дар речи. Просто смотрела на него и смотрела. Потом он сказал, что развод оформляется, что он этим занимается и что я не должна волноваться. Я поняла, что он лгал мне с самого начала. То есть он назначал со мной даты и все такое, но для него это было не важно. Все же в конечном итоге важно было не то, что он солгал, а то, что он действительно собирается развестись.

Сказанная Бобом ложь должна была стать предупреждением для Лоры, заставить ее взглянуть на него повнимательней, одна ко она не хотела видеть. Она хотел верить, что Боб - мужчина ее мечты.

Джеки тоже быстро получила предупреждающий знак. В самом начале их отношений Марк много рассказывал ей о себе и своем отношении к женщинам, однако эта информация утонула в потоке комплиментов, поэтому Джеки на нее не отреагировала.

Он рассказывал, что всех других его женщин интересовало только то, что он может им дать. Однако во мне он нашел нечто особенное - я задумывалась о том, что я могу дать ему. Он сказал, что я как будто бы родилась, сформировалась и существовала только для того, чтобы заботиться о нем. Все остальные только брали от него и постоянно требовали, когда было хорошо, они были рядом, когда становилось туго, они уходили.

Джеки могла бы услышать, что Марк меряет всех женщин одной меркой, считая их жадными, эгоистичными и ненадежными. Однако вместо этого она сочла его декларации дальнейшим подтверждением того, что именно она сможет изменить его жизнь к лучшему.

Розалинда также еще на раннем этапе получила предупреждение о возможных проблемах, однако и она не смогла правильно интерпретировать этот тревожный сигнал.

На первом свидании, когда он пришел ко мне домой на ужин, мы сразу же оказались в постели. У него была масса проблем по этой части, с эрекцией. Это было огорчительно, но я сказала себе, что у многих бывают такие проблемы с новыми партнерами, это ничего не значит. На следующее утро мы опять занялись любовью, было уже немного лучше, но я все равно видела, что там не без проблем. Я подумала, что смогу помочь ему преодолеть это, и вообще сказала себе, что секс не настолько важен. Меня переполняло ощущение, что мы с Джимом настолько близки, мои чувства к нему, то, как он реагировал на меня.

Розалинда поступила, как многие из нас: она проигнорировала все, что не вписывалось в ее идеальную картину любви. Джим дал ей почувствовать себя так замечательно, что она сделала ему скидку на то, что в дальнейшем превратилось в постоянную проблему с сексом, которая серьезно повлияла на их отношения.

Сами не осознавая того, многие женщины делят эмоциональное поле отношений на передний план и задний план. На переднем плане оказываются все замечательные качества человека. Все внимание уделяется именно им, они преувеличиваются, идеализируются. Любые же указания на возможные проблемы тут же задвигаются на задний план, как неважные.

В качестве крайнего примера манипуляции передним и задним планом можно привести случай, когда женщина влюбляется в осужденного убийцу. Она будет рассказывать вам, что он самый чудесный человек в мире. Никто его не понимает, кроме нее. Убийство переместилось на «малозначительный» задний план, в то время как поверхностное очарование убийцы заняло план передний.

Об этом красноречиво говорят фразы, которыми люди характеризуют происходящее на ранней стадии любовных отношений:

- Я просто не смогла заметить его недостатки.

- Я предпочла не замечать проблем.

- Я просто закрыла глаза и надеялась, что у нас все будет иначе.

- Я была слепа, раз не разглядела этого раньше.

Когда человек вызывает в вас фантастические чувства, очень просто не видеть сигналов, указывающих на чьи-то прошлые отношения, проблемы, безответственность. Шоры функционируют как средство удалить из вашего поля зрения любую информацию, которая может омрачить или испортить ваши любовные отношения.

Отчаяние и срастание

Другая часто повторяющаяся тема на ранних этапах мизогинных отношений - ощущение подспудного отчаяния в партнерах, у каждого из которых есть острая потребность привязать к себе другого.

Марк сказал мне: «Я так привязался к Джеки, потому что боялся, если я не сделаю этого, то потеряю ее». Заявление Марка говорит не только о любви к Джеки, но и об ощущении паники.

На нашем втором свидании я выложил все начистоту. Я сказал ей, какой образ жизни мне хочется вести и что мы поженимся. Я спросил ее, не встречается ли она еще с кем-то, и когда она сказала, что встречается, я сказал ей покончить с этим, потому что теперь она будет встречаться только со мной. Я знал, что это именно то, и хотел, чтобы она думала так же.

Для Джеки настойчивость Марка была доказательством его намерения полностью отдаться их отношениям.

Отчаяние Лоры было связано с другим. Она встретила Боба через два месяца после того, как ей исполнилось тридцать пять. Над Лорой довлела ее итальянская традиционная семья, требующая от нее замужества и детей. Когда в первый же месяц Боб заговорил о браке, Лоре это не только польстило, она почувствовала облегчение. Сторонний наблюдатель за подобными вихревыми романами мог бы сказать: «Что за спешка?». Понятно, что когда люди встречаются, влюбляются, съезжаются и начинают строить планы на свадьбу в течение нескольких недель, речь идет не только о любви и желании быть вместе.

Эти люди испытывают повышенную, почти невыносимую потребность в как можно более скорейшем растворении, «слиянии» с другим человеком. Их отдельное «я» становится вторичным, на первый план выходит любовь. Они начинают жить чувствами партнера. Каждое изменение настроения тут же переходит к другому. Часто работа, дружба и другие занятия становятся второстепенными. Невероятное количество энергии уходит на то. Чтобы любить, быть любимым, получать одобрение от любимого, психологически партнеры сплавляются друг с другом.

Магия этих отношений состоит в острой потребности в постоянном единении.

Спасательство

Спасательство - еще один важный ингредиент коктейля «Клей-суперцемент» мизогинных отношений. Оно создает особые узы, которые дают женщине ощущение своей необходимости и героизма.

Большая часть восхищения, которое переживала Джеки на ранних этапах отношений с Марком, проистекала из испытываемых к нему обильных материнских чувств. Она собиралась дать ему то, чего никто раньше не давал, ее любовь должна была вознаградить его за все прошлые жизненные невзгоды. Он должен был стать успешным, ответственным человеком, который, как она считала, кроется в глубине. Вот как она это объяснила:

Во время нашей второй встречи он рассказал мне все о своей финансовой ситуации, и мне было приятно, что он со мной настолько открыт, поэтому я заставила себя смириться с тем, что ему тридцать восемь лет, но у него нет работы. В конечном счете, он только что баллотировался в мэры, кто-то же должен был проиграть выборы. Он нарисовал мне великолепную картину его будущих перспектив и был настолько мягок, очарователен и обаятелен, что я была уверена, с моей помощью он очень быстро достигнет всего. Я решила дать ему любовь и поддержку, в которых он нуждался, чтобы встать на ноги.

Джеки верила, что сможет волшебным образом силой своей любви переделать Марка. Для многих женщин это ощущение служит сильным афродизиаком. Оно дает им возможность видеть в себе богиню, матерь-землю, целительницу. Ее любовь излечит его, какими бы ни были его проблемы: финансы, наркотики, алкоголизм, неудачные отношения с женщинами. Когда женщина отдает, помогает, обеспечивает, у нее формируется иллюзия своей собственной силы и могущества. Для нее в этом состоит героизм: она превращается в благородную спасительницу, потому что с ее помощью он станет другим человеком.

Однако между помощью и спасением есть большая разница. Нам всем периодически нужна помощь в трудные времена. Вы можете помочь финансами, проявить сочувствие, предложить поддержку, все это даст партнеру ощущение, что вы - в его команде. Но я говорю здесь о людях, которые доказали, что могут сами о себе позаботиться. Их неприятности временные. Помощь в этом случае явление временное, а не постоянное.

Спасательство - это повторяющаяся модель поведения. Человек всегда нуждается в вашей помощи, затрудненные обстоятельства - это его обычное состояние. Его характеризует значительная нестабильность в профессиональной и личной жизни. Также он постоянно обвиняет в своих неудачах всех остальных.

Сравним:

1. Всегда был трудягой, честно возвращал долги. Компания, в которой он работал, была продана, его ставка сокращена. Ему нужно одолжить денег, чтобы перекантоваться, пока он не найдет новую работу. Он активно ее ищет, а когда находит, тут же начинает отдавать вам долг.

2. Человек с частыми долгими периодами финансового хаоса, постоянно приходит к вам, чтобы вы его вызволили. Никак не может найти работу, которая ему нравится, не уживается со своим начальством. Когда наконец-то находит работу, делает минимальные усилия или вообще никаких, чтобы отплатить вам за помощь.

Розалинда заметила, что у Джима финансовые проблемы сразу, как только его встретила, и тут же решила помочь ему, пригласив его к себе домой на свидание. Через несколько недель она предложила, чтобы он и его двое детей-подростков переехали к ней жить, пока он не найдет работу в оркестре. " Он сказал, что я самая удивительная женщина в мире, и что теперь, когда в его жизни появилась я, все изменится". Вскоре они окончательно оказались на содержании Розалинды.

Сначала благодарность Джима усиливала его любовь к ней. Если он и раньше любил ее, то теперь, когда она взяла на себя заботу о нем, просто сходил по ней с ума. Для Джима, как для многих других мизогинов, забота является доказательством истинной любви.

Многие женщины греются в лучах благодарности партнеров, ощущая себя действительно нужными и желанными. Без сомнения, прекрасно помогать партнеру и чувствовать, что любовь и отдача делают его жизнь лучше. Его жаркая благодарность может вызывать такое замечательное ощущение, что вы даже сочтете ее достаточным воздаянием.

Однако не все мизогины нуждаются в спасении. Многие из них обладают финансовой стабильностью и реализовали себя профессионально. Но чем более успешен мизогин, тем больше он будет настаивать на абсолютной зависимости женщины от него.

В спасении нуждаются мизогины, не достигшие стабильности. Эта нестабильностью может проявляться самым разным образом: финансовые проблемы, алкоголь, наркотики, азартные игры, беспорядочные отношения, неспособность удержать работу. Человек посылает тревожный сигнал, чтобы кто-нибудь спас его. Многие женщины, в особенности те, кто построил успешную карьеру, спешат на помощь со спасательным кругом, только чтобы в конечном итоге самим оказаться без твердой почвы под ногами.

Не каждый эмоционально-заряженный роман связан с мизогинами. Безусловно, отношения, которые начинаются с накала страстей, могут в конечном итоге сложиться в нечто хорошее. Однако, если в наряду с поглощающей любовью вы ощущаете что-нибудь из вышеописанного - спасательство, панику, отчаяние, слишком быстрое слияние или сцепку и намеренную слепоту - это сигнал, что вы направляете свой корабль в очень бурные воды.

Конец медового месяца

Первое предупреждение о том, что у Прекрасного Принца есть не только светлые, но и темные стороны, обычно получают во время с виду незначительного конфликта. Женщину особенно сбивает с толку то, что партнер от милости переходит к ярости и необъяснимым выпадам.

У Лоры первый такой инцидент произошел накануне Рождества, когда они с Бобом уже четыре месяца прожили вместе. Вот как она это описывает:

«В тот вечер я допоздна заворачивала подарки. Он сказал, что идет спать и хочет, чтобы я тоже легла. Я сказала, что приду, как только закончу, и тут он как с цепи сорвался. Он сказал, что хочет, чтобы я отправилась в постель немедленно. Мы уже занимались любовью в тот вечер, поэтому я знала, что дело не в этом. Но я никогда еще не видела его в такой ярости. Не успела я обернуться, как он уже кричал на меня, называя дрянью и эгоисткой. Потом он так хлопнул дверью в спальню, что вся квартира затряслась. Я так и села на месте в абсолютном шоке. Я не знала, что и думать, но объяснила себе этот взрыв предпраздничными заботами и всякими такими вещами».

Лора была настолько захвачена чувствами, которые вызывал в ней Боб большую часть времени, что не захотела увидеть в этой резкой смене настроения совершенно реальный сигнал тревоги. Если бы она не была настолько увлечена этими любовными ощущениями, то, возможно, смогла бы отстраниться и понять, что Боб не контролирует свою ярость. Это был крайне важный знак, который в дальнейшем очень повлиял на ее жизнь. Однако вместо того, чтобы увидеть в этой вспышке предупреждение, что ее возлюбленный способен на детские и агрессивные выходки, Лора придумала для них оправдание.

Находить объяснения для его поступков

Рационализация - это попытка дать логическое объяснение явлениям, которые мешают нашим хорошим ощущениям, способ сделать неприемлемое приемлемым. Оправдывая то, что в противном случае вызвало бы у нас стресс, мы рационализируем неловкие и иногда даже пугающие ситуации. Рационализация отличается от слепоты, о которой я говорила в первой главе, тем, что мы ВИДИМ и понимаем, что ситуация причиняет нам неудобство, но в данном случае мы не делаем вид, что проблемы нет, а просто наклеиваем на нее менее пугающий ярлык.

Розалинда начала оправдывать безответственное поведение Джима вскоре после того, как он переехал к ней. Вот что она мне рассказала.

«Джим крайне редко выступал за деньги. Он пытался поступить в разные джаз-бэнды, однако большинство их руководителей не имели понятия о джазе. В музыкальном плане я понимала, что Джим прав, но в плане денег мне хотелось бы, чтобы он проявил больше гибкости».

Розалинда нашла хорошее оправдание неспособности Джима получить постоянную работу в джаз-бэнде. Как оказалось, у Джима отвратительный характер, он везде вступал в конфликты с руководством. Однако каждый раз она объясняла это чужой музыкальной неграмотностью, а не проблематичным характером Джима.

Приведу примеры высказываний, услышанных мной от женщин, которые пытаются оправдать поведение своих партнеров.

- Да, он был трижды женат, но никто не понимал его раньше так, как я.

- Я знаю, что он несколько раз терпел неудачу в бизнесе, но у него было множество непорядочных партнеров, которые его попросту разорили.

- Он говорит ужасные вещи о бывшей жене, но я не могу осуждать его за это, ведь она катастрофически жадная эгоистка.

- Я знаю, что он слишком много пьёт, но ему сейчас очень трудно, как только все закончится, он перестанет.

- Он очень испугал меня, когда стал на меня кричать, но он сейчас в ужасном стрессе.

- Он пришел в ярость, когда я возразила ему, но кому нравится, когда ему возражают?

- Я не могу осуждать его за то, что он сердится, ведь у него было такое несчастное детство.

Любая женщина, которая скажет «Он сделал это, потому что…», чтобы оправдать срывы или вспышки агрессии, занимается рационализацией.

Трудно все время быть милым, да мы и не ожидаем этого ни от себя, ни от остальных. И конечно же временами нам нужно осознавать и принимать тот факт, что у любимого человека случаются стрессы или обостренные реакции. Я не говорю о людях, которые в целом добрые и порядочные, хотя и иногда выходят из себя. Эти люди потом осознают свою ответственность за подобные срывы и искренне раскаиваются за то, что выместили свое раздражение на близких.

Совсем другое дело - мизогины. Они не чувствуют никакого раскаяния после вымещенного на ком-то раздражения. Более того, находящиеся рядом с ними женщины с каждым разом все чаще должны будут пытаться находить разумное объяснение этим отвратительным выходкам.

Рационализация - совершенно естественная для человека реакция, которая не обязательно служит индикатором серьезной проблемы, если в какой-то момент не оказывается, что вы начинаете регулярно оправдывать неприемлемое поведение партнера. Чем чаще его выпады против вас, тем больше объяснений вам придется искать, чтобы вынести все это.

Игры в доктора Джекилла и мистера Хайда

Будь мизогины все время злыми и язвительными, всякая женская изобретательность в плане поисков объяснений вскоре бы истощилась. Однако в промежутках между вспышками они бывают милыми и любящими, как во время вашей первой встречи. К несчастью, хорошие периоды поддерживают ваше ошибочное убеждение, что все неприятности - только кошмарный сон, а вовсе даже не истинное " Я" вашего любимого. Когда он демонстрирует свою любовь, вы с удвоенной силой продолжаете надеяться, что с того или другого момента все будет чудесно. Однако вы никогда не сможете предположить его последующую реакцию, поскольку она всякий раз меняется. Эта модель поведения прекрасно передана в классическом рассказе Роберта Льюиса Стивенсона о темных и светлых сторонах человеческой души, поэтому я и назвала ее игрой в доктора Джеилла и мистера Хайда.

Лора совершенно растерялась, когда вскоре после рождественской вспышки поведение Боба стало совершенно непредсказуемым. Он все еще мог быть страстным и милым, однако игра в Джекилла и Хайда постепенно стала господствующей моделью в отношениях.

«Однажды вечером мы разругались вдрызг. Я совершенно измоталась и думала о том, как бы долететь до подушки, но он хотел заняться любовью. Я сказала ему, что у меня нет сил, но он не был готов это принять. Он тут же перешел на личности. Он подумал, что я отвергаю и дурачу его. Он пришел в такую ярость, что соскочил с кровати и пробил дыру в дверце шкафа. Я была в ужасе. Я сказала ему, что больше такого не потерплю. Тогда он начал плакать. Он бросился мне в ноги и начал всхлипывать. Он обещал, что изменится, что просто ему сейчас очень трудно. Он умолял меня понять, как сложно ему приходится. Я была настолько сбита с толку всем этим, что не знала, что делать. Он рыдает у моих ног и клянется, что любит меня больше всех на свете. Я обняла его и попыталась его успокоить. Естественно все кончилось примирением в постели. Я решила, что худшее позади и что теперь-то все будет просто чудесно».

Лора с Бобом зависла на эмоциональном маятнике. Она сталкивалась то с нежной любовью, то с непредсказуемыми вспышками ярости. Ничто так не сбивает с толку и не приводит в растерянность, как эти «качели». Они создают необычайное эмоциональное напряжение, потому что вы никогда не знаете, чего вам ожидать. Больше всего такая ситуация напоминает поведение людей, помешанных на азартных играх, которые иногда, конечно, получают то, что хотят, но далеко не всегда. Их тревожность зашкаливает, но надежда на выигрыш удерживает их в игре.

Точно так же любящее поведение Боба убеждало Лору, что речь идет о временных неприятностях, на самом деле «он вовсе не такой». Благодаря двойственности поступков Боба и постоянно меняющимся причинам ярости Лора оказалась на крючке.

Пока что мы говорили о поведении самого мизогина. Однако поведение женщины играет важнейшую роль на этом этапе. Как только она смиряется с атакой на ее самооценку и позволяет себя унизить, она по сути прокладывает дорогу для новых нападок. Сравните поведение Лоры с тем, как защищала себя моя подруга Кэти.

«Как-то я встречалась с одним человеком и поехала с ним в Мехико. Сначала он был просто само очарование, и нам было очень хорошо вместе, но вдруг он превратился в чудовище. Он решил, что я дала таксисту на чай слишком много и начал кричать на меня прямо посреди улицы. Я не знаю, с чего вдруг он решил, что ему это сойдет с рук, однако он не на ту напал. Я сказала ему, что не намерена мириться с подобным обращением, что если он попробует еще раз, я тут же уеду. День или два он был, как шелковый, а потом опять взорвался. И тогда я уехала».

В отличие от Кэти, Лора успешно продемонстрировала Бобу планку насилия, которую способна вытерпеть. Извинения и признания Боба усыпили бдительность Лоры, она решила, что он искренне сожалеет. Не исключено, что в данный конкретный момент он ДЕЙСТВИТЕЛЬНО сожалел. Если бы его последующее поведение подтвердило его раскаяние, у Лоры не было бы никаких проблем, но оно продержалось ровно столько, чтобы подсадить ее на крючок, за которым последовали новые вспышки ярости.

Как только вы согласились играть в Джекилла и Хайда, от вспышки к извинениям, от ярости к нежности постепенно вам становится все больнее и больнее.

Винить себя

Принцип таков: если он может быть таким чудесным, значит это я делаю нечто такое, что все портит.

Мизогин поддерживает эту веру, напоминая, что он бы всегда был милым, прекрати вы то, измени сё, стань тем или этим. В подобных представлениях заключена большая опасность.

Ваша последующая попытка оправдать сбой в отношениях оказывается резким скачком в неверном направлении. Вместо того, чтобы признать проблемность поведения вашего партнера, вы пытаетесь найти для него объяснение или обоснование и тем самым берете на себя ответственность за совершенные им поступки.

Вот что вспомнила Лора.

«Всякий раз если я не бросалась к нему по первому слову, он говорил, что я эгоистка, которая не умеет отдавать и уступать. Он сказал мне, что мне тридцать пять лет и я никогда не была замужем, поэтому от меня не приходится ожидать душевной близости или понимания, что такое семья. Вот он был женат и знает, что это такое. Я подумала, может быть он прав. Может быть, я действительно эгоистка. И тогда я начала сомневаться в себе».

Боб перевел стрелку на Лору и нанес ей удар по самому больному месту.

Не все мизогины так эмоционально выражают свое недовольство, как, например, Боб. Некоторые делают это в тихой, деликатной, но не менее разрушительной манере. Именно так, как у другой моей пациентки, бывшей актрисы, игравшей в рекламных роликах, которая была замужем за психологом.

Пола встретила Джерри в колледже. Они прожили в браке восемнадцать лет, у них было четверо детей. Когда Пола пришла ко мне, ей было где-то за сорок лет. Очень симпатичная женщина, темные волосы, большие выразительные карие глаза, крепкая фигура. Она рассказала мне, что Джерри начал критиковать ее вскоре после обручения и что ее поразило превращение любящего жениха в язвительного критика.

«Как-то уже после бручения мы пошли на ярмарку, где выступал Чак Берри. Мне хотелось его послушать, но Джерри начал подсмеиваться надо мной и говорить, что эта музыка примитивная, ужасная, что он вообще не понимает, как кто-нибудь хоть наполовину в здравом уме будет это слушать. Он обвинил меня в том, что у меня нет ни вкуса, ни культуры. Он смотрел на меня так, как будто я только что спустилась с дерева. Я знала, что он прав, что я все время слушаю ту же музыку, что любила в школе. И это правда, что я не настолько образована и продвинута по сравнению с ним. Я очень провинциальна».

Пола объяснила, что во всем виновата она, назвала себя «провинциалкой» и стала превозносить до небес интеллигентность Джерри. А Джерри ни на секунду не позволял ей забыть о его претензиях на интеллектуальное превосходство. Точно так же Лора быстро попыталась убедить меня в том, что она действительно «эгоистка, капризная и не умеет отдавать».

Когда я сказала Лоре, что она слишком требовательна к себе, и спросила, откуда она все это взяла, то та ответила, что так говорит Боб, и он прав. Она действительно эгоистка, и у него есть полное право сердиться.

Пола и Лора оправдывали психологическое насилие со стороны своих партнеров, возлагая вину на себя. Они были убеждены, что если найдут «волшебный ключик», то смогут вести себя так, чтобы их партнеры были довольны, и те опять станут нежными и любящими. Пола и Лора как будто бы говорят: «Наверное мне просто нужно прислушаться к тому, что он говорит, делать так, как он просит, и тогда все будет замечательно. Если во всем виновата я, а степень моей вины определяет он, то следовательно, он может помочь мне стать лучше».

К несчастью требования мизогина все время меняются. То, что радует его сегодня, вряд ли удовлетворит завтра. Невозможно знать, что его выведет из себя в следующий раз. Постепенно смыслом вашей жизни становятся попытки выяснить, как бы доставить ему удовольствие.

Розалинда сочувственно слушала жалобы Джима на бесчувственных руководителей джаз-бэндов, пока он не обратил свою ярость на нее.

«Я спросила его, что мне нужно исправить, чтобы он больше на меня так не сердился. Естественно, он был рад объяснить мне, но его настроение не стало от этого меняться реже, потому что я все время делала что-нибудь не так».

Розалинда и Джим обнаружили дополнительные связующие их узы, суть которых состояла в том, что оба они обвиняли Розалинду во всех неприятностях.

Его разочарование

Когда медовый месяц заканчивается, он заканчивается для обоих партнеров. Никто не задерживается на лишний день в свадебном отеле. В то время как женщина чувствует себя растерянной и сбитой с толку переменами в отношении, ее партнер тоже испытывает своеобразное разочарование. Поскольку он так идеализировал ее в самом начале, он неизбежно будет испытывать разочарование. Вот как вспоминает об этом Джеки:

«Марк сказал мне, что если бы ему нужно было сделать набросок идеальной женщины, то он нарисовал бы меня, такой, как я есть. Я была для него безупречным совершенством».

Эта идеализация со стороны Марка давала Джеки замечательное ощущение душевного полета. Легко понять, почему она не заметила потенциальной опасности. Дело в том, что Марк не видел в ней человеческое существо, обладающее недостатками, пороками, способное ошибаться, как все мы. Вместо этого он обожествлял ее, видел в ней высшее существо и, конечно же, ожидал, что так будет всегда.

Ты должна быть совершенством

Нэнси и Джефф (мы говорили о них во вступлении) встречались шесть месяцев, пока не случилось вот что:

«Мы были на замечательном концерте. Когда он закончился, мы сидели и ждали, пока проходы опустеют. Когда я встала, он спросил: «Куда ты спешишь?». А потом пришел в ярость и закричал на меня: «Мы встанем, когда я скажу, что пора идти! Господи, какая же ты дикая!». Он был в таком бешенстве, а я не могла понять, в чем дело. Тогда он продефилировал впереди меня к машине и всю дорогу со мной не разговаривал. Это было ужасно, я не знала, что делать. Я подумала, что сделала нечто ужасное, потому что по пустякам так не сердятся».

Однако мизогины могут сердиться по совершеннейшим пустякам. Они взрываются по незначительнейшим поводам. Он же максималист, он преувеличивает, он раздувает из мухи слона. Его партнерша могла забыть заскочить в химчистку, тост сгорел, туалетная бумага кончилась. В секунды из богини она превращается в преступницу. Достаточно было, чтобы Нэнси поторопилась уйти после концерта, чтобы Джефф обрушил на нее всю силу своей ярости. Но Нэнси-то сделала все наоборот - она преуменьшила его гнев, смирилась с этими бессмысленными нападками и сняла с него часть ответственности за агрессию. Парадоксальность ситуации состояла в том, что в результате этого малозначительного происшествия Нэнси довела до максимума свою вину и свела к минимуму вину Джеффа. Нэнси рассказала мне, что Джефф всегда объяснял ей прямо и однозначно, что именно она портит их отношения. Он сказал ей, что он разочарован. Он думал о ней намного лучше. Он чувствовал себя обманутым. Где идеальная женщина, в которую он был влюблен?

Вы должны читать его мысли

Мизогин ожидает от партнерши, что та будет знать, о чем он думает и что он чувствует, без единого усилия с его стороны. Мизогин ждет, что партнерша будет предугадывать все его потребности и что вот это вот предугадывание и исполнение его желаний станет главным приоритетом ее жизни. Она должна на лету схватывать, чего ему хочется. Способность читать его мысли - доказательство ее любви. Он может сказать, например:

-Если бы ты меня любила, ты бы догадалась, о чем я думал.

-Если бы ты не была так занята собой, ты поняла бы, чего мне хотелось.

-Если бы ты действительно любила меня, ты бы знала, что я устал.

-Если бы мои желания действительно были для тебя важны, ты бы знала, что я не хочу идти в кино.

Фраза «ты должна была знать» подразумевает, что вы должны обладать способностью заглянуть в душу партнера и схватывать на лету каждую его мысль и желание. Он не обязан объясняться, это вы должны быть ясновидящей. Если женщина не обладает экстрасенсорным восприятием, это становится доказательством ее несовершенства. Ну и основанием для дальнейшей агрессии с его стороны.

Вы должны бесконечно течь для него молоком и медом

Типичный мизогин ожидает от партнерши, что она будет для него неистощимым источником тотальной бескорыстной любви, восхищения, заботы, одобрения и поддержки. Он вступает в отношения с женщиной, как голодный требовательный младенец в молчаливом ожидании, что она будет отдавать ему все, что только может, и удовлетворять все его желания.

Вскоре после того, как Джеки вышла замуж за Марка, она обнаружила, что он солгал ей, что оплатил несколько важных счетов. Он должен был разобраться с ними, но не сделал этого. Когда она спросила его об этих счетах, он пришел в ярость.

«Он обвинил меня в том, что я не люблю и не понимаю его. Он сказал, что я играю против него. У него есть друзья, которые ведут себя в сто раз хуже, напиваются каждый вечер, полностью разорены, но их жены не перестали любить и поддерживать их. Почему я не способна на такую любовь? В результате вышло, что я - сущая злодейка, потому что посмела спросить его, почему он не оплатил счета».

По мнению Марка, что бы он ни делал, Джеки не должна огорчаться, не должна задавать вопросов, она должна только любить и одаривать его. В его представлении он сам был любящим, заботливым и щедрым. Он хотел подарить все это удивительной женщине, которую он нашел, но вскоре, когда он обнаружил, что она «не истекает молоком и медом», то почувствовал себя преданным и начал нападать на нее.

Вы должны быть твердыней и опорой

Джим, партнер Розалинды, не видел в ней другого, самостоятельного человека, у которого есть свои потребности и чувства. Вот что он мне сказал:

«Я думал, что она полностью на моей стороне, но вдруг однажды в начале наших отношений она стала нести какую-то детскую чушь. Господи, какое же это было разочарование. Я не мог поверить, что это та самая женщина, в которую я был так влюблен».

В действительности Розалинда была сильной, знающей, самостоятельной женщиной. Но у нее, как у всех, были свои взлеты и падения. И когда она посмела показать свою слабость, у Джима это вызвало отвращение и презрение. Вот что рассказала Розалинда:

«Впервые в жизни он увидел меня надломленной. Он был в шоке. «Кто ты такая, чтобы вот так вот ломаться и плакать? Почему ты не можешь все время быть сильной и брать на себя заботу обо всем?». Вот что он дал мне почувствовать. Я подумала, что он бросит меня. Все кончилось тем, что я извинилась. Я попыталась загладить ситуацию, но у меня не проходило ощущение, что он не видит во мне человека».

Когда Розалинда расплакалась, ее имидж идеальной женщины был поколеблен. С точки зрения Джима, она больше не заслуживала его доброго отношения.

Идеализация - это палка о двух концах. Она дает чудесное ощущение, которое льстит, но и одновременно скрывает от женщины то, что она обречена на провал. Невозможно все время находиться на пьедестале, на который тебя возводит мизогин, потому что у тебя нет права на ошибку. Если партнерша в плохом настроении или ведет себя так, как мизогину не нравится, он видит в этом ее несовершенство. Он нанял себе в подруги богиню, а она не соответствует должностному расписанию. Его презрение и разочарование по сути дает ему право на то, чтобы от проявлений любви перейти к критике, обвинениям и обидам.

Обычно мизогины разочаровываются уже в самом начале отношений. Однако поскольку любовные чувства и возбуждение все еще продолжаются, ярость быстро уходит на второй план. Даже если женщина испытывает шок, он представляет собой всего лишь одну фальшивую ноту в общей симфонии добрых чувств.

Сначала вспышки гнева у мизогина бывают редкими. Они не становятся нормой, пока между партнерами не возникают какие-либо обязательства, признание в любви, съезд, обручение, брак. И когда мизогин понимает, что жертва на крючке, ситуация быстро меняется.

Как ему удается взять вещи под свой контроль: орудия

Ближе к концу медового месяца, впервые предпринимая попытку нападения на самоуважение партнера, мизогин прощупывает ситуацию. Если он не встречает сопротивления в ответ на свою первую выходку, то таким образом партнерша дает ему разрешение и дальше вести себя так же.

Я не переставая повторяю: вы не можете позволить себе отдать Гитлеру Польшу.

Любовный контракт

На раннем этапе отношений идет постоянная проверка границ. Мизогин занимается тем, что определяет для себя, иногда даже не понимая этого, как далеко он может зайти. К несчастью, партнерша убеждена, что если она не будет вступать в конфликты или оспаривать оскорбительные поступки партнера, то это своеобразное выражение ее любви. В эту ловушку попадают многие женщины. С раннего детства нам объясняют, что ответом на все является любовь. Она всех делает лучше, нам только остается убедить мужчину любить нас, и тогда жить станет хорошо и бесконечно счастливо. Еще нас учат, что ради достижения этой любви от нас тоже кое-что требуется. Сглаживать углы, уступать, извиняться и делать вид, что все в порядке. Как оказалось, именно это и стимулирует мизогина на хамское отношение к партнерше.

Мы как будто заключаем явный и неявный контракт, соглашение с мизогином. Явный контракт гласит: я люблю тебя и хочу быть с тобой. Неявный, обусловленный нашими скрытыми потребностями и страхами, - намного более жесткий и обязательный к исполнению. В этом неявном контракте вы декларируете: Мое душевное состояние зависит от твоей любви, чтобы добиться ее, я постараюсь быть уступчивей и отказываться от своих собственных потребностей и желаний. Суть декларации мизогина: Моя эмоциональная безопасность зависит от того, насколько я тебя контролирую.

Он должен контролировать ситуацию

В любых отношениях всегда есть противостояние сил. Люди расходятся в вопросах финансов, воспитания детей, куда поехать отдыхать, как часто встречаться с родителями, у кого лучше друзья и у кого в гостях нужно бывать чаще. Хотя решение этих вопросов может проходить конфликтно, их обсуждение можно проводить с любовью и уважением друг к другу.

Однако в мизогинных отношениях нет места ни для переговоров, ни для компромиссов. Вместо этого партнерство представляет жуткое поле боя, где он должен победить, а она должна потерпеть поражение. Главная тема таких отношений - нарушение равновесия сил.

Мизогин должен контролировать, как его партнерша думает, чувствует, ведет себя, с кем и зачем общается. Просто удивительно, как быстро успешные, состоявшиеся профессионально женщины сдают свои позиции, только бы заслужить любовь и одобрение партнера.

Понятно, что тотальный контроль - вещь недостижимая. Невозможно полностью контролировать другого человека. По этой причине предприятие мизогина обречено на провал. В результате большую часть времени он испытывает фрустрацию и ярость. Иногда ему удается успешно замаскировать свою враждебность. В остальное время она будет проявляться в психологическом насилии.

Почему я использую термин «насилие»

В современной психологии понятие насилия охватывает как психологическое, так и физическое насилие. По определению, насилие - вид поведения, направленного на контроль и подчинение другого человека посредством страха, унижения, физических или моральных оскорблений. Другими словами, насилие - это не только, когда вас реально избивают.

Орудием физического насилия являются кулаки, психологического - слова. Их отличает только выбор орудия.

Я не использую термин насилие без разбора. Нельзя назвать насилием просто плохое настроение или обиду, которые бывают в любых отношениях. Под термином насилие я понимаю систематическое преследование одного партнера другим. Словесное насилие все еще не получило должного внимания, хотя оно со временем может оказать разрушительное воздействие на душевное здоровье человека.

Часто женщины говорят мне: «По крайней мере, он меня не бьет». Я им отвечаю на это: «А результат-то тот же. Вы точно так же боитесь, ощущаете свою беспомощность, страдаете от боли. Так какая разница, кулаком он вас ударил или обидел словом?».

Контроль посредством психологического насилия

Мизогины обладают обширным репертуаром методов запугивания, оскорблений, унижающих комментариев и другого враждебного поведения, придуманного для того, чтобы заставить партнера ощущать себя неадекватным и беспомощным.

Его наиболее очевидные выпады подразумевают вопли, угрозы, резкие смены настроения, ругань и постоянную критику. Подобные открытые нападки очевидно направлены непосредственно на партнершу. Их отличает агрессия и оскорбительность.

Скрытая угроза

Одна из наиболее пугающих и, соответственно, наиболее успешных тактик, используемых мизогином ради обретения контроля, - скрытую угрозу физической расправы. Такие угрозы характеризовали брак Лоррэйн и Ната, родителей Джеки.

Нат был успешным бизнесменом, искренне любимым и уважаемым своими работниками. Лоррэйн - тихая женщина, которая занимается воспитанием своих двоих детей и домашним хозяйством. На протяжении их тридцатипятилетнего брака Нат использовал предельно пугающую тактику, чтобы манипулировать Лоррэйн и всей остальной семьей, однако ни один человек, близкий или чужой, этого не замечал. Вот что вспоминает Лоррэйн:

«Его сестра жила в соседнем доме, и мы с ней очень подружились. Однажды вечером мы пошли вместе с ней в кино. Я надела новое платье и шляпку. По дороге назад мы пропустили автобус, и я вернулась домой на полтора часа позже, чем я обещала Нату. Когда я вошла в дом, он ходил по нему взад-вперед. Он не дал мне возможности ничего объяснить. Он просто сорвал с меня платье, а потом схватил мою шляпку и изрезал ее на куски ножницами. В конце концов он бросил лоскутья от моего нового наряда в кухонный измельчитель. Мне хотелось умереть. Я была в ужасе».

Эта отвратительная вспышка была не единственной. Такие сцены происходили каждый раз, когда Нат хотя бы на секунду чувствовал, что он недоволен поведением Лоррэйн.

Я не думаю, что мужчины, вроде Ната, сознательно планируют свои атаки ярости. Большая часть их жестокого и насильственного поведения определяется силами, которые недоступны пониманию этих людей, какими бы ни были раздирающие их демоны. Именно об этом рассказала мне Лоррэйн.

«Я привыкла умолять его не поступать со мной так больше. Он напугал меня до смерти. Он ответил, что вел себя так, потому что начал беспокоиться, когда я задержалась. Все это произошло, потому что он меня очень любит. Однако через неделю произошел новый инцидент, после того, как он разрезал мою шляпу на клочки. Я пережарила мясо, и Нат перебил все стаканы в кухне».

Вследствие выходок Ната Лоррэйн ощущала себя на волоске от физического насилия. Нат явно подразумевал: «Сегодня стаканы, завтра - ты». Ему не надо было даже замахиваться на нее физически, скрытая угроза была достаточно сильной, чтобы Лоррэйн не могла никуда уйти из-под контроля.

Словесные выпады

Не все описанные выпады были настолько агрессивными, как те, что описывала Лоррэйн. Многие ограничиваются криками, которые по причине их громкости и особой ярости, могут приводить в ужас. Большинству сложно справляться с гневом, даже со своим собственным. Когда гнев направлен на вас, это создает атмосферу невероятной напряженности. В случае с мизогином крики обычно включают оскорбления и выпады против вас, от чего вся эта ситуация становится особенно мучительной. Словесные выпады могут быть не менее пугающими и деморализующими, чем скрытая угроза физического насилия. Для Джеки, которой приходилось справляться с домом, преподаванием и попытками защитить академическую степень, словесные выпады Марка были очень болезненными.

«У меня был упадок сил, потому что я пыталась закончить курсовую работу. Всю неделю шли из ряда вон выходящие проливные дожди, а я не знала, что гараж затопило. Когда я сидела и печатала работу, вдруг вошел Марк и сказал, что он хочет мне кое-что показать. Я послушно пошла за ним в гараж и увидела, что несколько картонных ящиков, куда я собирала одежду для Армии Спасения, промокли. Он начал на меня кричать: «Ты вообще без царя в голове, эмансипированная идиотка! От тебя вообще никакого толку, кроме стука на твоем ундервуде! Тебе плевать на дом, на то, как тяжело я работаю!». И все время, пока я пыталась вытащить коробки из воды, он продолжал кричать: «Отличница чертова! Интеллигентная какая нашлась! Нет, чтобы заняться домом!». Когда я вытащила все коробки из лужи, я поднялась обратно в дом. Он последовал за мной и продолжал на меня кричать. Я не могла сбежать от него. Я была настолько растеряна, что уже не пошла дописывать работу - так у меня дрожали руки».

Оскорбительные выпады Марка по поводу Джеки были не менее жестокими, чем Ната на Лоррэйн, хотя в случае с Джеки не было прямой угрозы физического насилия.

Безжалостная критика

Некоторые мизогины не прибегают к очевидной жестокости, запугиваниям и яростным оскорблениям, чтобы захватить контроль над партнером. Они не повышают голос, они истощают силы партнеров при помощи безжалостной критики и выискивания изъянов. Этот вид психологического насилия особенно коварен, поскольку маскируется под желание помочь партнерше совершенствоваться.

Пола, рекламная актриса, с которой мы познакомились во второй главе, всегда приходила ко мне на сессию одетой с безупречным вкусом. Она обладала талантом составлять из простеньких вещей элегантные наряды. Несмотря на это Джерри, ее муж-психолог, постоянно осмеивал ее вкус, внешность и характер. Вот что рассказала мне Пола.

«Он ненавидит, если я ношу джинсы. Даже если просто по дому. Он говорит, что я не умею подбирать цветовую гамму и выгляжу неэлегантно. Однажды я просто расплакалась, когда вдруг он начал ругать меня за это. В ответ он заявил, что ему совершенно непонятно, почему я плачу, ведь он желает мне добра. Но ему вообще ничего во мне не нравится. Я люблю старое кино, он говорит, что оно недостаточно глубокое. Он считает, что я бездумная, что читаю все, что попало, или не читаю вообще, что я не помогаю ему, что я его не поддерживаю. Я изо всех сил пытаюсь быть именно такой, какой бы ему хотелось, но что бы я ни делала, ему это не нравится».

Пола восхищалась интеллектуальным и культурным багажом Джерри. В самом начале их отношений ей ужасно нравилась перспектива «переделки» в интеллектуалку и космополитку, которая будет полностью соответствовать Джерри. Она с готовностью смирилась с тем, что он умнее, образованнее, ее восхищало его желание поделиться с ней этими богатствами. Тот факт, что часть его советов были ценными и разумными, еще больше ослабил способность Полы увидеть всю безжалостность его критики.

Среди мизогинов есть «профессора Генри Хиггинсы», которые предлагают женщине помочь стать лучше путем полной переделки. Это обусловлено его профессией, которая обычно относится к категории высоко уважаемых. Среди мизогинов этого типа встречаются врачи, адвокаты, профессора или, как, например, Джерри, психологи. Профессиональный престиж дает им дополнительные очки в качестве критиков или менторов.

Мизогины-Хиггинсы берут на себя роль учителя и гуру своих партнеров, но как бы те не менялись, чтобы удовлетворить требования наставника, они неизбежно обречены на провал.

Подобная критика работает по принципу «капля камень точит». Сначала все не так страшно и разрушительно, но со временем срабатывает эффект накопления, возникают глубокие трещины. Кроме того постоянная критика и язвительность мизогина разъедают уверенность партнеров в себе и подтачивают их ощущение собственной ценности.

Уже перечисленные мной типы психологического насилия легко распознать, достаточно понять, что именно нужно искать. Однако есть и другие виды воздействия, намного более тонкие, которые могут эффективно разрушать вашу способность к ясной мысли и оценке. Такие манипуляции, которые трудно выявить и которые я называю мороком (здесь применяется термин Gaslight, отсылающий к триллеру 1944 года с Ингрид Бергман в главной роли, ссылка: https://ru.wikipedia.org/wiki/Gaslight_%281944_film%29), заставляют вас сомневаться в своем восприятии, а иногда даже и душевном здоровье.

Методы заморачивания

Если вы любите старые фильмы, то наверняка видели фильм «Газовый свет» с Ингрид Бергман и Чарльзом Бойером. Бойер играет мужа, который с виду обожает свою жену и всячески предан ей, а сам постепенно сводит ее с ума при помощи коварных хитростей. Он прячет ее драгоценности, но убеждает, что это она их то ли потеряла, то ли не положила на место. Он снимает картину со стены и убеждает жену, что это она ее передвинула. В результате подобных нападок ему удается уговорить героиню Бергман, что она сошла с ума. «Газовый свет» стал символом подобных тонких манипуляций другими людьми. Фильм служит классическим примером того, какую власть может обрести один партнер над другим. Герой фильма манипулировал сознательно и целенаправленно, чтобы заполучить сокровище, спрятанное в доме, когда он жил в нем со своей предыдущей женой. Однако у мизогина совершенно другие цели. В отличие от героя Бойера, поведение мизогина не является результатом целенаправленного замысла. Однако от этого уровень подавления не становится меньше.

Отрицание

Существует множество способов заставить человека сомневаться в точности и ценности собственного восприятия и памяти. Наиболее примитивный и хамский из них - отрицание. Мизогин убеждает партнера, что инцидента попросту не было.

Возьмем историю Джеки о залитом водой гараже и агрессивном поведении Марка. Когда вскоре я пригласила Марка к себе, я спросила его об этом эпизоде. Вот что он ответил.

«Ничего не помню. Понятия не имею, о чем она говорит. Честное слово, я не помню этих эпизодов, которые, очевидно, намного важнее для нее, чем те периоды, когда мы были счастливы вместе. Знаете, это просто поразительно, как она умудряется запомнить только всякие гадости».

С точки зрения Марка, случая в гараже не было, он его не помнил.

Эта модель удобной забывчивости еще более распространена среди мизогинов-алкоголиков или наркоманов, у которых намного хуже обстоит дело с тормозами и с которых быстрее слетает налет цивилизованности. Пьяные или одурманенные люди очень часто нетерпимы и жестоки. Однако они обладают поразительной способностью на следующий день забывать все, что происходило в предыдущий.

«Господи, я был так пьян вчера, что вообще ничего не помню», - стандартная форма отрицания.

Тактика отрицания особенно обидна, поскольку вам нечему противостоять, и это создает ощущение отчаянной фрустрации. Вы не можете решить проблему, если человек отрицает, что те или иные события происходили вообще, и настаивает на том, что все, о чем вы говорите, - плод вашего воображения.

Переписывание истории

Эта тактика подразумевает не отрицание, а переделку эпизода в соответствии с версией мизогина. Не бывает полных совпадений в восприятии одного и того же эпизода разными людьми, однако мизогин внесет в него драматические и подробные изменения, чтобы сделать свою версию более достоверной. Вечером перед свадьбой у Лоры и Боба случился конфликт. Вот как об этом рассказывает Лора.

«Мы договорились, что предсвадебную ночь я проведу у друзей, где на следующий день проведут брачную церемонию. Мы давно договорились об этом, все было устроено, друзья уже ждали меня. Когда Боб вернулся домой и увидел, что я складываю вещи, то спросил, куда это я собралась. Я сказала, что буду ночевать у Джо и Бетти, как мы планировали. Он посмотрел на меня, как будто я не в своем уме, и сказал, что он со мной так не договаривался и вообще, кто это такое решил. Я сказала, что мы оба так решили. И тогда пошло-поехало, мол, я начинаю ощущать беспокойство, как ты могла подумать, что я такое сказал, я бы никогда не согласился на такое, это наша последняя ночь вместе перед свадьбой… И он начал все перетолковывать и выворачивать наизнанку. Я ничего не понимала. Неужели я действительно его не поняла?»

Эта история напоминает мне классическую книгу Джорджа Оруэлла 1984. В тоталитарном государстве собирают все книги по истории и регулярно переписывают их в соответствии с последней версией событий. Для Боба, как и для многих других мизогинов, факты - глина, из которой можно слепить все, что угодно для оправдания их настроений и потребностей в данный конкретный момент.

Переложить вину на другого

Мизогинные методы заморачивания сопровождаются его полной уверенностью в том, что если он ведет себя плохо, то только потому, что он так реагирует на какие-то ваши ужасные преступления. Эти люди совершенно искренне и убедительно доказывают, что их возмутительное поведение является понятной реакцией на некие ваши провокации или же кошмарные проступки. Таким образом мизогин избегает необходимости рассмотреть возможность наличия у него своих собственных недостатков. Перекладывая вину на вас, он защищает себя в двух важных направлениях: он освобождает себя от дискомфорта, связанного с признанием своей роли в создании данной проблемы, во-первых, и убеждает вас, что ваш порочный характер является истинной причиной того, что ваше партнерство незаладилось, во-вторых. Любая критика или вопрос немедленно обрушится рикошетом на вас в виде лишнего доказательства вашей неадекватности. Процесс перекладывания вины на другого начинается еще на раннем этапе отношений и никогда не заканчивается. Боб, например, тут же обвинил Лору в том, что из-за нее он не может найти работу.

«Мы были женаты уже несколько месяцев. Он потерял работу и долгое время не занимался ее активными поисками. Наконец, его пригласили на интервью в какое-то очень перспективное место. Когда после обеда он вернулся домой, я спросила его, берут ли его на эту работу. Он ответил, что да, но он не пойдет туда работать, потому что я жадная тварь, меня интересуют только деньги, а там платят недостаточно, чтобы удовлетворить мои аппетиты. Он сказал мне, что для меня деньги важнее, чем он. Понятно, что все это время работала одна я, но он сказал, что я никак его не поддерживала и на меня нельзя опереться. К тому моменту, когда он закончил свою тираду, я уже чувствовала себя злодейской героиней фильма с Джоан Кроуфорд в главной роли».

Боб переложил вину на Лору, обвинив ее в мелочности. Он не ощущал никакого стыда, когда объявил причиной отказа от предложенной работы ненасытность своей порочной жены-хищницы.

Исключительный пример перекладывания вины - брак Полы и Джерри. Пола обнаружила, что Джерри имел привычку вступать в половые отношения с пациентками, мотивируя это тем, что так он помогает им преодолеть сексуальные барьеры. Когда в конце концов одна из пациенток пожаловалась на него, у Джерри отобрали лицензию на практику. Однако Пола не только поддержала его морально, опять пошла работать, содержала семью, но и взяла на себя вину за его уголовное поведение. Вот что она сказала.

«Это я виновата, что он потерял лицензию, потому что если бы я была более женственной, ему не понадобились бы все эти пациентки. Я была недостаточно душевной и любящей».

Когда Пола это произнесла, я ушам своим не поверила. Джерри проявил жестокость, нанес ущерб другим людям, а Пола обвиняет в этом себя?! Понятно, что Пола всего лишь повторила мне то, что говорил ей Джерри, однако она же во все это поверила!

Подчеркиваю, в мизогинных отношениях оба партнера винят во всех неприятностях только женщину. Пола была готова принять перекладываемую на нее вину, поскольку у нее была своя проблема - сексуальность, где она была особенно ранима, неуверенна и недовольна собой. В детстве Пола подвергалась физическим и сексуальным домогательствам со стороны отца, и эти травматические переживания оставили в ней глубокое чувство стыда и вины. Когда она выросла, то стала считать себя «порченой» и неадекватной. Поэтому когда любимый ею человек задел именно эту точку, обвиняя Полу в недостаточной женственности, она была заранее запрограммирована на то, чтобы взять вину на себя.

Пола была абсолютно не виновата в том, что у Джерри отобрали лицензию, точно так же, как Лора в том, что Боб безработный. Однако и тот, и другой прекрасно изучили, как использовать больные точк


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.048 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал