Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исторические особенности и современные тенденции российского федерализма.







11. Россия – социальное государство

Статья 7

1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.


12. Россия - светское государство.

Статья 14

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом


13. Правовое государство: понятие, основные признаки
Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.

Основные признаки правового государства:

- - признание человека высшей ценностью, целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем;

- верховенство закона во всех сферах общественной жизни;

- реальность прав личности, обеспечение её свободного развития;

- единство прав и обязанностей граждан;

- соответствие внутреннего законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права;

- сосредоточение всех государственно-властных полномочий в системе государственных институтов, созданных на основе права;

- высокий авторитет суда, реальные возможности суда обеспечить права и свободы граждан;

- взаимная ответственность государства и личности;

- разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

 

14. Принцип разделения властей: понятие, сущность. Механизм «сдержек и противовесов» в реализации принципа разделения властей в Российской Федерации.


Принцип разделения властей и система сдержек и противовесов – это 2 тесно взаимосвязанных понятия.

По сути система сдержек и противовесов – это механизм обеспечения разделения властей.

Принцип разделения властей необходим для предотвращения диктатуры (т.е. необходим для того, чтобы власть не концентрировалась в одних руках).

Власть в государстве делится на 3 ветви, каждая из ветвей имеет свои задачи, полномочия и рычаги управления обществом.

1-ая ветвь – законодательная власть.

Источник полномочий – народ;

Издает нормативно-правовые акты, т.е. создает правовую основу гос-ва (напр, в РФ – Федеральное Собрание (состоит из 2-х палат: Гос.Думы и Совета Федерации; в Кем.обл. – Совет народных депутатов).

2-ая ветвь – исполнительная власть.

Источник полномочий – народ или законодательная власть (т.е. может избираться народом или назначаться законодательн.органами). Реализует принятые норм.-правовые акты (в РФ – правительство РФ; в Кем.обл.- губернатор, администрация КО).

3-ая ветвь – судебная власть.

Источником властн.полномочий яв-ся народ или законодательная власть. Задачи: осуществление правосудия (в РФ – Верховный суд, Высш. Арбитражный суд; в Кем.обл. – Арбитражный суд КО, федеральн.суды КО; иногда в субъектах РФ – Уставные суды).

Система сдержек и противовесов – это совокупность полномочий каждой из ветвей власти, направленных на ограничение или сдерживание 2-х др. ветвей.

Напр., законодательная власть по отношению к исполнительной и судебной – назначение судей; контроль за правительством.

Т.о., власть в гос-ве яв-ся демократической, если выбрано правильное соотношение 2-х моментов: - разграничение полномочий;

- наличие полномочий одной ветви по отношению к другой.

 

15. Народный, государственный и национальный суверенитет в Российской Федерации: понятие и соотношение.

В науке конституционного права обычно различают понятия народного, национального и государственного суверенитетов. Эти понятия взаимосвязанные. Полновластие народа и нации, выражающееся в свободном, самостоятельном определении ими форм их политического, социального и духовного бытия, лежат в основе государственного суверенитета.

Народный, национальный суверенитет является основой суверенитета государства, а последний, в свою очередь, выступает как политико-юридическая форма выражения полновластия народа и суверенной воли наций и народностей. Суверенитет не есть власть, это важнейший организационно-политический и функциональный принцип и условие государственной власти, обеспечивающий верховенство и полновластие народа, самостоятельность и свободу нации в установлении своего политического статуса и определении экономического, социального и политического развития, а также территориальное верховенство государства и его независимость во внешних сношениях. Суверенитет народа — это первоисточник власти, право на развитие в той форме, которую выбирает само общество и его представители. Народ представляет собой совокупность индивидов, не отождествляемую ни с одним из них. Данная разновидность суверенитета существует для наиболее полного обеспечения прав составляющих его людей, а не наоборот. Выражением народного суверенитета является признание народа в качестве верховного носителя всей власти. Наличие суверенитета означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было иных социальных сил или корпораций, использует ее исключительно в своих собственных интересах. Способами осуществления народного суверенитета являются: создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к другому государству или объединение с ним, установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом. Воля народа является единственным базисом демократического государства, от нее исходит мандат на устройство государственной власти и любые изменения ее формы. Общество может оказать сопротивление любой попытке насильственного свержения конституционного строя. Осуществление власти народа происходит в двух формах: непосредственное народовластие (осуществляет народ путем прямого волеизъявления); представительная демократия (осуществляется через органы, действующие по поручению народа, редставляющие его). Причем нельзя говорить о приоритете той или иной формы демократии, так как они равным образом важны для реализации народовластия. Народ выступает как носитель власти в РФ на трех уровнях: федеральном (как многонациональный народ всей России); региональном (как народ каждого из субъектов РФ); местном (как народ территориальных единиц, где действует местное самоуправление).


16. Конституционные основы и проблемы формирования гражданского общества в современной России.

Формирование гражданского общества в России имеет ряд специфических особенностей, которые оказывают существенное влияние на весь этот процесс.

Во-первых, в социальной психологии граждан России сформировалась привычка подчинения сильной авторитарной государственной власти, которая всегда брала на себя все решения важнейших вопросов общественной жизни.

Во-вторых, в российском сознании традиционно сильны коллективистские начала, привычки к совместной жизнедеятельности.

И, наконец, основная часть населения России никогда не была реальным собственником, была отчуждена от земли и средств производства.

В связи с этим проблемы формирования гражданского общества в России связаны с решением следующих задач:

- созданием экономической основы гражданского общества, которая базировалась бы на эффективном товарном производстве и рыночной экономике, исключающей экономическое принуждение. По своему характеру эта экономика будет многоукладной, сочетающей возможности частных, кооперативных, коллективных и государственных товаропроизводителей – собственников;

- достижением экономической свободы и самостоятельности граждан. Это возможно в том случае, если сами граждане станут хозяевами произведенного ими общественного продукта;

- изменением социально-экономической системы общества и формированием «среднего класса», который состоял бы из квалифицированных, инициативных и предприимчивых работников с достаточно высоким уровнем доходов;

- радикальным демократическим преобразованием политической системы, которое связано с повышением роли партий и общественных движений, средств массовой информации в жизни государства, развитием политического многообразия. Это позволит оказать стабилизирующее воздействие на общество, будет способствовать широкому привлечению граждан к участию в политической жизни и общественном управлении;

- повышением роли граждан в социально-политической жизни общества и деятельности различных общественных формирований, развитием общего уровня гражданской культуры.

Конституция Российской Федерации создает благоприятные условия для формирования полноценного гражданского общества. Однако, сам процесс с неизбежностью потребует длительного переходного периода, постоянного внимания к нему и помощи со стороны государства.


17. Государство и личность: соотношение понятий, взаимоотношения, перспективы


Личность – это человек, обладающий набором социальных связей. (Человек-это биологическая харак-ка индивида).

Государство – это властно-политическая организация общества, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, устанавливающая с помощью материальных ресурсов правовой порядок на определенной территории.

Гражданство – это устойчивая правовая связь личности и государства.

18. Приобретение гражданства Российской Федерации: основания и порядок

Гражданство приобретается:

1) по рождению (врожденное) – присваивается на основе 2-х принципов:

- принцип крови – лицо, рожденное от граждан государства, яв-ся гражданином этого государства;

- принцип почвы (территории) – лицо, рожденное от лица без гражданства на территории государства, яв-ся гражданином этого гос-ва.

2) по заявлению (приобретенное)-при соблюдении опред-ых условий (5 лет прожить в РФ, соблюдать Конституцию и законодательство РФ, иметь законный источник с-в к существованию, отказ от иностранного гражданства и владение русским языком)


19. Прекращение гражданства Российской Федерации: основания и порядок

Прекращение российского гражданства — утрата лицом гражданства Российской Федерации с одновременным обретением (сохранением) им статуса иностранца или лица без гражданства.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал