Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Исторические особенности и современные тенденции российского федерализма.
Статья 7 1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статья 14 1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом
Основные признаки правового государства: - - признание человека высшей ценностью, целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем; - верховенство закона во всех сферах общественной жизни; - реальность прав личности, обеспечение её свободного развития; - единство прав и обязанностей граждан; - соответствие внутреннего законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права; - сосредоточение всех государственно-властных полномочий в системе государственных институтов, созданных на основе права; - высокий авторитет суда, реальные возможности суда обеспечить права и свободы граждан; - взаимная ответственность государства и личности; - разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
14. Принцип разделения властей: понятие, сущность. Механизм «сдержек и противовесов» в реализации принципа разделения властей в Российской Федерации.
По сути система сдержек и противовесов – это механизм обеспечения разделения властей. Принцип разделения властей необходим для предотвращения диктатуры (т.е. необходим для того, чтобы власть не концентрировалась в одних руках). Власть в государстве делится на 3 ветви, каждая из ветвей имеет свои задачи, полномочия и рычаги управления обществом. 1-ая ветвь – законодательная власть. Источник полномочий – народ; Издает нормативно-правовые акты, т.е. создает правовую основу гос-ва (напр, в РФ – Федеральное Собрание (состоит из 2-х палат: Гос.Думы и Совета Федерации; в Кем.обл. – Совет народных депутатов). 2-ая ветвь – исполнительная власть. Источник полномочий – народ или законодательная власть (т.е. может избираться народом или назначаться законодательн.органами). Реализует принятые норм.-правовые акты (в РФ – правительство РФ; в Кем.обл.- губернатор, администрация КО). 3-ая ветвь – судебная власть. Источником властн.полномочий яв-ся народ или законодательная власть. Задачи: осуществление правосудия (в РФ – Верховный суд, Высш. Арбитражный суд; в Кем.обл. – Арбитражный суд КО, федеральн.суды КО; иногда в субъектах РФ – Уставные суды). Система сдержек и противовесов – это совокупность полномочий каждой из ветвей власти, направленных на ограничение или сдерживание 2-х др. ветвей. Напр., законодательная власть по отношению к исполнительной и судебной – назначение судей; контроль за правительством. Т.о., власть в гос-ве яв-ся демократической, если выбрано правильное соотношение 2-х моментов: - разграничение полномочий; - наличие полномочий одной ветви по отношению к другой.
15. Народный, государственный и национальный суверенитет в Российской Федерации: понятие и соотношение. В науке конституционного права обычно различают понятия народного, национального и государственного суверенитетов. Эти понятия взаимосвязанные. Полновластие народа и нации, выражающееся в свободном, самостоятельном определении ими форм их политического, социального и духовного бытия, лежат в основе государственного суверенитета. Народный, национальный суверенитет является основой суверенитета государства, а последний, в свою очередь, выступает как политико-юридическая форма выражения полновластия народа и суверенной воли наций и народностей. Суверенитет не есть власть, это важнейший организационно-политический и функциональный принцип и условие государственной власти, обеспечивающий верховенство и полновластие народа, самостоятельность и свободу нации в установлении своего политического статуса и определении экономического, социального и политического развития, а также территориальное верховенство государства и его независимость во внешних сношениях. Суверенитет народа — это первоисточник власти, право на развитие в той форме, которую выбирает само общество и его представители. Народ представляет собой совокупность индивидов, не отождествляемую ни с одним из них. Данная разновидность суверенитета существует для наиболее полного обеспечения прав составляющих его людей, а не наоборот. Выражением народного суверенитета является признание народа в качестве верховного носителя всей власти. Наличие суверенитета означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было иных социальных сил или корпораций, использует ее исключительно в своих собственных интересах. Способами осуществления народного суверенитета являются: создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к другому государству или объединение с ним, установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом. Воля народа является единственным базисом демократического государства, от нее исходит мандат на устройство государственной власти и любые изменения ее формы. Общество может оказать сопротивление любой попытке насильственного свержения конституционного строя. Осуществление власти народа происходит в двух формах: непосредственное народовластие (осуществляет народ путем прямого волеизъявления); представительная демократия (осуществляется через органы, действующие по поручению народа, редставляющие его). Причем нельзя говорить о приоритете той или иной формы демократии, так как они равным образом важны для реализации народовластия. Народ выступает как носитель власти в РФ на трех уровнях: федеральном (как многонациональный народ всей России); региональном (как народ каждого из субъектов РФ); местном (как народ территориальных единиц, где действует местное самоуправление).
Формирование гражданского общества в России имеет ряд специфических особенностей, которые оказывают существенное влияние на весь этот процесс. Во-первых, в социальной психологии граждан России сформировалась привычка подчинения сильной авторитарной государственной власти, которая всегда брала на себя все решения важнейших вопросов общественной жизни. Во-вторых, в российском сознании традиционно сильны коллективистские начала, привычки к совместной жизнедеятельности. И, наконец, основная часть населения России никогда не была реальным собственником, была отчуждена от земли и средств производства. В связи с этим проблемы формирования гражданского общества в России связаны с решением следующих задач: - созданием экономической основы гражданского общества, которая базировалась бы на эффективном товарном производстве и рыночной экономике, исключающей экономическое принуждение. По своему характеру эта экономика будет многоукладной, сочетающей возможности частных, кооперативных, коллективных и государственных товаропроизводителей – собственников; - достижением экономической свободы и самостоятельности граждан. Это возможно в том случае, если сами граждане станут хозяевами произведенного ими общественного продукта; - изменением социально-экономической системы общества и формированием «среднего класса», который состоял бы из квалифицированных, инициативных и предприимчивых работников с достаточно высоким уровнем доходов; - радикальным демократическим преобразованием политической системы, которое связано с повышением роли партий и общественных движений, средств массовой информации в жизни государства, развитием политического многообразия. Это позволит оказать стабилизирующее воздействие на общество, будет способствовать широкому привлечению граждан к участию в политической жизни и общественном управлении; - повышением роли граждан в социально-политической жизни общества и деятельности различных общественных формирований, развитием общего уровня гражданской культуры. Конституция Российской Федерации создает благоприятные условия для формирования полноценного гражданского общества. Однако, сам процесс с неизбежностью потребует длительного переходного периода, постоянного внимания к нему и помощи со стороны государства.
Государство – это властно-политическая организация общества, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, устанавливающая с помощью материальных ресурсов правовой порядок на определенной территории. Гражданство – это устойчивая правовая связь личности и государства. 18. Приобретение гражданства Российской Федерации: основания и порядок Гражданство приобретается: 1) по рождению (врожденное) – присваивается на основе 2-х принципов: - принцип крови – лицо, рожденное от граждан государства, яв-ся гражданином этого государства; - принцип почвы (территории) – лицо, рожденное от лица без гражданства на территории государства, яв-ся гражданином этого гос-ва. 2) по заявлению (приобретенное)-при соблюдении опред-ых условий (5 лет прожить в РФ, соблюдать Конституцию и законодательство РФ, иметь законный источник с-в к существованию, отказ от иностранного гражданства и владение русским языком)
Прекращение российского гражданства — утрата лицом гражданства Российской Федерации с одновременным обретением (сохранением) им статуса иностранца или лица без гражданства.
|