Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
I. Бетон.
Общие положения Основой эксплуатации сооружений является содержание, включающее в себя надзор за состоянием мостов и труб, необходимые ремонтные работы по профилактике и устранению дефектов и повреждений. Дефект моста – недостаток, возникающий в результате нарушения строительных норм и правил его проектирования, строительства и эксплуатации, приводящие к снижению его грузоподъемности. Другими словами дефект – изъян, недостаток. Повреждение моста – недостаток в виде нарушения нормы и целостности элементов моста, возникающие в результате силового, температурного или влажностного воздействия, приводящие к снижению грузоподъемности и долговечности. Другими словами: повреждение – порча, ущерб. К дефектам мостов относится: - отклонение от проектных размеров элементов; - недостаточная толщина защитного слоя бетона.
К повреждениям относится: - трещины силового, температурного характера; - сколы, разрушения бетона и т.п. Главный критерий оценки дефектов и повреждений – влияние на грузоподъемность моста.
2. Классификация дефектов и повреждений 1) Наиболее распространенной является классификация попризнаку происхождения. Согласно которой дефекты или повреждения относят к одной из групп: - дефекты, вызванные ошибками проектирования; - дефекты и повреждения, возникающие при строительстве и транспортировке: - дефекты и повреждения, возникающие при эксплуатации. 2)По местоположению повреждения: а) принадлежность повреждения определенному элементу конструкции: - подходы; - опоры и опорные части; - пролетные строения; - проезжая часть, перильное ограждение, деформационные швы. б) по материалам конструкции и элементам; в) по системам конструкции. При характеристики повреждения или дефекта указывается: 1) вид повреждения, например трещина, коррозия, скол, разрушение и т.д. 2) причина повреждения: - непосредственное воздействие; - другие повреждения. Например, недостаточная толщина защитного слоя бетона – причина, а следствие – коррозия арматуры. 3) По степени опасности (дальнейшая эксплуатация сооружения в целом с повреждением): а) весьма опасная (возможность эксплуатации невозможна); б) опасная (возможность эксплуатации с ограничениями: веса нагрузки, скорости, времени эксплуатации); в) малоопасная (не требует ограничений, но ускоряют развитие других повреждений, которые могут развиться до опасной и весьма опасной стадии); г) неопасная. Структурная схема влияния дефектов показана на рис. 4)По скорости развития до опасной стадии: а ) мгновенно развивающиеся (хрупкость материала); б) быстро развивающиеся (усталостные трещины); в) постепенно развивающиеся (коррозия); г) установившиеся ( например, трещинывследствие прекратившихся осадок фундамента). 5) По частоте появления: а ) массовые; б) часто встречающиеся; в) редко встречающиеся; г) единичные. Структурная схема влияния дефектов
3. Характерные дефекты и повреждения. Характерные повреждения поматериалам конструкции I. Бетон. Если напряжения в бетоне σ t> Rbt возникает: а ) трещина. Трещины могут быть: - силовые - от механических нагрузок на конструкцию; - усадочные – от стеснения деформации усадки; - температурные – от стеснений температурных деформаций; - температурно-усадочные – стеснение температурных и усадочных деформаций; - осадочные – это тоже силовые, от механических силовых воздействий при неравномерной осадки подмостей или опалубки в процессе твердения бетона, при неправильном раскружаливании.
б) раковины и каверны вследствие некачественного уплотнения бетона; в) выветривание бетона; г) выщелачивание бетона; д) сколы бетона от механических воздействий.
II. Каменная кладка. Для нее характерны те же дефекты, что и для бетона. Если кладка ведется из камней то можно исключить (б). III. Сталь: а) коррозия; б) хрупкое разрушение вследствие: 1) потери пластических свойств при низких температурах, или; 2) потери пластических качеств в результате пластического деформирования, или; 3) вследствие после сварочных напряжений и низкого качества сварки, или; 4) естественного старения метала. в) трещины - вследствие хрупкого разрушения; - вследствие усталости метала; г) погнутости стержней.
IV. Древесина: а ) гниль; б) растрескивание вследствие усушки или набухания.
Причин возникновения дефектов может быть много. Главные из них это: - ошибки при проектировании и нарушение правил технологии строительства; - нестойкость бетона к влиянию окружающей среды; - коррозия металла арматуры; - влияние физических факторов на конструкцию. Один из основных дефектов, снижающих грузоподъемность моста есть коррозия арматуры. Известно, что щелочной характер бетона является основным фактор защиты арматуры от коррозии: щелочной раствор делает металл пассивным и защищает его от коррозии. Одной из составных частей бетона является гидроокись кальция Са(ОН)2. При действии на конструкцию углекислого газа СО2 гидроокись кальция превращается в карбонат кальция, который плохо растворяется в воде и закрывает поры в бетоне. В процессе этого прочность цемента увеличивается. Но если для бетонных сооружения карбонизация играет положительную роль, то для железобетона наоборот, так как в процессе карбонизации уменьшается щелочность самого бетона. Принято определять щелочность или кислотность материала с помощью водородопоказателя рН: если рН < 7 – среда кислая; рН =7- среда нейтральная; рН > 7- среда щелочная. Бетон – щелочной материал, если рН=9 и меньше – начало карбонизации и коррозии метала. Наличие карбонизации можно определить с помощью индикаторов:
Так, если под действием фенолфталеину бетон бесцветный – то он карбонизировался, обычный бетон – розовый или пурпурный. На интенсивность карбонизации влияют: - повышенная температура; - высокая влажность воздуха; - значительная концентрация агрессивных газов; - высокое водоцементное отношение В/Ц; - повышенное количество цемента; - нарушение технологии.
Содержание мостовых переходов. Включает комплекс работ: - наблюдение за водными и ледовыми режимами рек деформациями русла; - пропуск ледохода и паводка; - содержание регуляционных сооружений и подходов к мостам. Следует обратить внимание, что основное повреждение переходов через малые водотоки во время паводков – размыв земляного полотна из-за недостаточности отверстий или отложение наносов. Стеснение потока приводит к размыву русла. Наиболее опасны местные размывы возле опор, так как они могут привести к обрушению моста. Местные размывы около регуляционных сооружений и пойменных насыпей могут привести к разрушению укрепления откосов, которое требует восстановления после пропуска поводка. Пропуск ледохода заключается в раздроблении ледяных полей и проталкивания их в пролеты моста. При проходе паводка следят за размывом дна у опор, измеряя глубины шестами. Обнаруженные размывы забрасывают крупными камнями или мешками с песком.
|