Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критерии оценки качества лекции






Анализ содержания качества лекции предполагает оценку содержания, методики чтения, организации лекции, руководства работой студентов на лекции, лекторских данных преподавателя, результативности лекции.

1)Критерии оценки содержания лекции:

    • соответствие темы и содержания лекции тематическому плану и учебной программе курса;
    • научность, соответствие современному уровню развития науки;
    • точность используемой научной терминологии;
    • информативность, раскрытие основных понятий темы, сочетание теоретического материала с конкретными примерами;
    • реализация принципа органической связи теории с практикой, раскрытие практического значения излагаемых теоретических положений;
    • реализация внутрипредметных и междисциплинарных связей;
    • связь с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью;
    • соотношение содержания лекции с содержанием учебника (излагается материал, которого нет в учебнике, разъясняются особо сложные вопросы, даётся задание самостоятельно проработать часть материала по учебнику, пересказывается учебник и т.п.).

2)Критерии оценки методики чтения лекции:

    • дидактическая обоснованность используемого вида лекции и соответствующих ему форм и методов изложения материала;
    • структурированность содержания лекции: наличие плана, списка рекомендуемой литературы, вводной, основной и заключительной части лекции;
    • акцентирование внимания аудитории на основных положениях и выводах лекции;
    • рациональное сочетание методических приёмов традиционной педагогики и новых методов обучения (проблемного, программного, контекстного, деятельностного и др.);
    • логичность, доказательность и аргументированность изложения;
    • ясность и доступность материала с учётом подготовленности обучаемых;
    • соответствие темпов изложения возможностям его восприятия и ведения записей студентами;
    • использование методов активизации мышления студентов;
    • использование приёмов закрепления информации (повторение, включение вопросов на проверку понимания, усвоения и т.п., подведение итогов в конце рассмотрение каждого вопроса, в конце всей лекции);
    • использование записей на доске, наглядных пособий;
    • использование раздаточного материала на лекции;
    • использование технических средств обучения.

3)Критерии оценки организации лекции:

    • соответствие лекции учебному расписанию;
    • чёткость начала лекции (задержка во времени, вход лектора в аудиторию, приветствие, удачность первых фраз и т.п.);
    • чёткость окончания лекции (конец речи, прощание со студентами, время окончания лекции по отношению к звонку);
    • посещаемость лекции студентами;
    • дисциплина на лекции;
    • рациональное распределение времени на лекции;
    • соответствие аудитории, в которой проводится лекция, современным нормам и требованиям (достаточная вместимость, возможность использования технических средств, оформление и т.п.);
    • наличие необходимых средств наглядности и технических средств.

4)Критерии оценки руководства работой студентов на лекции:

    • осуществление контроля за ведением студентами конспекта лекции;
    • оказание студентам помощи в ведении записи лекции (акцентирование изложения материала лекции, выделение голосом, интонацией, темпом речи наиболее важной информации, использование пауз для записи таблиц, вычерчивания схем и т.п.);
    • просмотр конспектов лекций студентов (до, во время, после лекции);
    • использование приёмов поддержания внимания и снятия усталости студентов на лекции (риторические вопросы, шутки, исторические экскурсы, рассказы из жизни замечательных людей, из опыта научно-исследовательской, творческой работы преподавателя и т.п.);
    • разрешение задавать вопросы лектору (в ходе лекции или после неё);
    • согласование сообщаемого на лекции материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной работы студентов.

5)Критерии оценки лекторских данных преподавателя:

    • знание предмета;
    • убеждённость;
    • эмоциональность, манера чтения (живая, увлекательная, монотонная, скучная);
    • степень использования опорных материалов при чтении лекции (обращение к конспекту или тексту лекций, свободное владение материалом);
    • культура речи;
    • речевые данные, дикция;
    • внешний вид;
    • манера поведения, умение держаться перед аудиторией;
    • контакт со студенческой аудиторией (хороший, недостаточный, отсутствует);
    • отношение преподавателя к студентам (внимательное, в меру требовательное, равнодушное и т.п.);
    • отношение студентов к преподавателю (уважительное, ироническое, равнодушное и т.п.).

6)Критерии оценки результативности лекции:

    • степень реализации плана лекции (полная, частичная);
    • степень полноты и точности рассмотрения основных вопросов, раскрытие темы лекции;
    • информационно-познавательная ценность лекции;
    • воспитательное воздействие лекции.

2. Достоинства лекции в высшей школе. Виды лекций.

Достоинства лекции:

 

- Лектор полностью планирует и контролирует ход занятия.

 

- Возможность охвата большой аудитории.

 

- Низкие финансовые затраты на одного учащегося.

 

Недостатки лекции:

 

- Высокие требования к мастерству лектора, необходимые для качественной передачи знаний.

 

- Монолог лектора и низкая вовлеченность и активность учащихся; часто – низкий уровень усвоения материала.

 

Различают следующие виды лекций:

 

Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует студента в системе работы по данному курсу. Лектор знакомит студентов с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин и в системе подготовки специалиста. Даётся краткий обзор курса, вехи развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена известных учёных, излагаются перспективные направления исследований. На этой лекции высказываются методические и организационные особенности работы в рамках курса, а также даётся анализ учебно-методической литературы, рекомендуемой студентам, уточняются сроки и формы отчётности.

 

Лекция-информация. Ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в практике высшей школы.

 

Обзорная лекция - это систематизация научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрипредметной и межпредметной связи, исключая детализацию и конкретизацию. Как правило, стержень излагаемых теоретических положений составляет научно-понятийная и концептуальная основа всего курса или крупных его разделов.

 

Проблемная лекция. На этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска её решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.

 

Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала средствами ТСО или аудиовидеотехники (видео-лекция). Чтение такой лекции сводится к развёрнутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов (натуральных объектов - людей в их действиях и поступках, в общении и в разговоре; минералов, реактивов, деталей машин; картин, рисунков, фотографий, слайдов; символических, в виде схем, таблиц, графов, графиков, моделей).

 

Бинарная лекция - это разновидность чтения лекции в форме диалога двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как учёного и практика, преподавателя и студента).

 

Лекция с заранее запланированными ошибками рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической). В конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок.

 

Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5-10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы.

 

Лекция-консультация может проходить по разным сценариям. Первый вариант осуществляется по типу «вопросы-ответы». Лектор отвечает в течение лекционного времени на вопросы студентов по всем разделу или всему курсу. Второй вариант такой лекции, представляемой по типу «вопросы-ответы - дискуссия», является трояким сочетанием: изложение новой учебной информации лектором, постановка вопросов и организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы».

3. Семинарские и практические занятия в высшей школе: цель, структура, требования к организации и проведению.

Эффективной формой организации обучения в высшей школе является семинарские занятия, с которыми органично сочетаются лекции

Семинар (лат seminarium - рассадник) - вид практических занятий, который предусматривает самостоятельную проработку студентами отдельных тем и проблем в соответствии содержания учебной дисциплины и обсуждение результатов у этого изучения, представленных в виде тезисов, сообщений, докладов, рефератов и т.д.

 

Проведение семинарских занятий позволяет решать следующие дидактические цели:

 

- оптимально сочетать лекционные занятия с систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью студентов, их теоретическую подготовку с практической;

 

развивать умения, навыки умственной работы, творческого мышления, умения использовать теоретические знания для решения практических задач;

 

- формировать у студентов интерес к научно-исследовательской работы и привлечения к научным исследованиям, которые проводит кафедра;

 

- обеспечивать системное повторение, углубление и закрепление знаний студентов по определенной теме;

 

- формировать умения и навыки осуществления различных видов будущей профессиональной деятельности;

 

- осуществлять диагностику и контроль знаний студентов по отдельным разделам и темам программы, формировать умения и навыки выполнения различных видов будущей профессиональной деятельности.

Структура семинарского занятия

Этапы семинара Содержание и характеристика этапа
Организационная часть Цель - мобилизовать студентов к обучению; активизировать их внимание, создать рабочую атмосферу для проведения занятия Этап содержит приветствие преподавателя со студентами, выявление отсутствующих, проверку при подготовленности к занятию (возможно короткое фронтальный опрос, короткий тест и т.п.)
Мотивация и стимулирование учебной деятельности Предусматривает формирование потребности изучения конкретного учебного материала, сообщение темы, цели и задач семинара Мотивация способствует четкому осознанию цели семинара, состоит в достижении конечного, запланированного результата совместной деятельности преподавателей и студентов
Обсуждение проблем, вынесенных на семинарское занятие Заключается в обсуждении и управлении процессом рассмотрения основных вопросов семинара согласно выбранному виду и методики его проведения Преподаватель должен позаботиться о поэтапном обсуждения и понимания студентами и изученной учебной информации
Диагностика правильности усвоения студентами знаний Состоит в выяснении причин непонимания определенного элемента содержания учебной информации, неумение или ложности выполнения интеллектуальной или практической действия. Осуществляется с помощью серии оперативных х кратковременных контрольных работ (письменных, графических, практических), устных фронтальных опросов, тренинга (при необходимости с использованием компьютерной техники)
Подведение итогов Предполагает краткое сообщение о выполнении намеченной цели, задач занятия (анализ того, что было рассмотрено, качество деятельности группы и отдельных студентов, оценки их работы)
Организация самостоятельной работы студентов Содержит объяснение содержания задачи, методики его выполнения, краткую аннотацию рекомендованных источников информации, предложения по выполнению индивидуальных заданий

Определяя методическую концепцию организации и проведения семинарских занятий, следует исходить из того, что:

- к семинарским занятиям выдвигаются обще-дидактические требования (научность, доступность, единство формы и содержания, обеспечение обратной связи, проблемность и др.);

- при выборе методики проведения семинарских занятий следует учитывать особенности, обусловленные логикой преподавания конкретной дисциплины и психолого-педагогических особенностей студенческой группы;

- необходимо обеспечивать высокий уровень мотивации учебной деятельности студентов (изучение темы следует начинать с выяснения ее значение для усвоения данной или иных дисциплин, в будущей профессии деятельности и т.д.)

- необходимо придерживаться принципа профессиональной направленности обучения в высшей школе и осуществлять разноуровневые межпредметные связи с другими дисциплинами, практическим обучением, обеспечивающая формирования единой системы знаний, умений и навыков студентов

- важной задачей является также формирование профессиональной культуры и мышления, умений самообразования;

- в процессе проведения семинарского занятия необходимо обеспечивать органическое единство теоретического и опытно-экспериментального познания;

- семинарские занятия должны гармонично сочетаться с лекционными, практическими и лабораторными занятиями и самостоятельной работой студентов.

4. Виды и форма практических занятий. Критерии оценки практических занятий.

В зависимости от задач и содержания семинарских занятий их можно классифицировать как;

- просеминары;

- традиционные (тематические) семинары;

- суммирующие семинары (повторения и систематизации знаний, межпредметные семинары и др.);

- спец-семинары

Форма семинарских занятий: а) развернутая беседа по заранее известному плану; б) небольшие доклады студентов с последующим обсуждением участниками семинара. Эти формы нет нужды противопоставлять, они перетекают друг в друга.

Критерии оценки семинарского занятия.

Целенаправленность: постановка проблемы, стремление связать теорию с практикой, с использованием материала в будущей профессиональной деятельности.

Планирование: выделение главных вопросов, связанных с профилирующими дисциплинами, наличие новинок в списке литературы.

Организация семинара: умение вызвать и поддержать дискуссию, конструктивный анализ всех ответов и выступлений, заполненность учебного времени обсуждением проблем, поведение самого преподавателя.

Стиль проведения семинара: оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией или вялый, не возбуждающий ни мыслей, ни интереса.

Отношения " преподаватель - студенты": уважительные, в меру требовательные, равнодушные, безразличные.

Управление группой: быстрый контакт со студентами, уверенное поведение в группе, разумное и справедливое взаимодействие со студентами или, наоборот, повышенный тон, опора в работе на лидеров, оставляя пассивными других студентов.

Замечания преподавателя: квалифицированные, обобщающие или нет замечаний.

Студенты ведут записи на семинарах: регулярно, редко, не ведут.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал