Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социализация школьников с интеллектуальным недоразвитием через образовательное пространство коррекционной школы-интерната

Санкт-Петербург

 

 

Согласно «Концепции модернизации российского образования…» глобальным направлением деятельности современной школы является обеспечение успешной социализации школьников, т.е. приобретение ребенком качеств и опыта, адекватных современному обществу. Согласно этому, образование детей с интеллектуальным недоразвитием, их обучение, воспитание и коррекция, представляет собой учитывающую типологические особенности детей, личностно-ориентированную комплексную деятельность всего образовательного учреждения, направленную на усвоение современной ребенку культуры общества. Эта деятельность должна быть разносторонней, направленной на максимально индивидуализированное обеспечение потребностей и реализацию способностей всех участников процесса образования.

Такая деятельность протекает в образовательном пространстве учреждения, представляющем собой специально организованную среду, обеспечивающую формирование, закрепление и применение комплекса знаний, ценностных ориентиров и образцов продуктивного поведения, обеспечивающих адекватность поведения ребенка в реальном мире. Единство образовательного пространства школы создается согласованностью в работе учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования, других специалистов учреждения, умелой организацией системы методической работы школы, открытостью школы к сторонним социальным, образовательным, производственным, культурно-просветительским и другим организациям.

Организуя образовательное пространство школы-интерната, мы придерживались в своей работе сформулированных выше положений.

Образовательное пространство школы-интерната имеет свои особенности, обусловленные спецификой учреждения: его большей закрытостью, возможностью создать относительно стабильные, по сравнению с приходящей школой, условия накопления социального опыта в специально созданных ситуациях. Однако эти особенности учреждения требуют особенного внимания педагогического коллектива к организации широкого круга контактов воспитанников с реальным социумом. В связи со сказанным, нами был разработан и реализуется длительное время комплекс педагогических мероприятий урочного и внеклассного характера, направленный на реализацию идеи социализации школьников в условиях коррекционной школы-интерната.

В работе коррекционного учреждения большое значение имеет преемственность медико-социально-психолого-педагогического воздействия на ребенка и его ближайшее окружение (семью) на всех этапах обучения. Не менее важна взаимосвязь работы всех специалистов учрежедения в рамках решения общей проблемы в каждый конкретный момент пребывания ребенка в учреждении. При этом необходимо учитывать важность индивидуализации работы каждого специалиста при соблюдении общей направленности работы с целью обеспечения высокой творческой активности, как необходимой основы эффективности работы специалистов учреждения.

Мы полагаем, учитывая сказанное, что комплексная работа коррекционного образовательного учреждения должна состоять из инвариантной и вариативной частей. При этом такие части должны выделяться и на уровне общешкольной системы работы, и на уровне работы каждого специалиста. В настоящей статье мы остановимся на кратком анализе педагогического аспекта работы учреждения.

Полагая, что основой успешной социализации школьников с интеллектуальным недоразвитием является система четких, верных и доступных представлений и умений взаимодействовать с окружающим миром, в основу своей работы мы положили формирование этих представлений. На разных этапах реализации системы работы школы мы акцентируем внимание на разных компонентах представлений об окружающем мире. Так в настоящий момент особое внимание обращено на формирование представлений о здоровом образе жизни школьника (режиме питания, сна, работы и отдыха, активных занятий физкультурой и спокойных занятий прикладным творчеством, умственного и физического труда; привычках и предпочтениях; культуре речи, взаимодействия друг с другом и т.д.).

Формы организации такой работы представляют собой единый комплекс урочных и внеклассных мероприятий.

Если обратиться к описанию данного комплекса с позиций анализа процесса изучения какого-либо учебного объекта на конкретной ступени обучения, его можно представить следующим образом. Первый этап предполагает знакомство детей с новым объектом или явлением. Для этого используется предметный урок или экскурсия. В средней школе это может быть урок с использованием кино-, видео- или электронных материалов. Второй этап направлен на закрепление имеющихся знаний и определение места предмета среди уже изученных учебных объектов через интегрированные уроки, занятия с использованием игровых ситуаций, позволяющих более полно представить себе изучаемый объект и способы взаимодействия с ним, лабораторные работы, условно-соревновательные игры. Третий этап имеет целью получение, закрепление и использование в учебных ситуациях практически значимых умений взаимодействия с изучаемыми объектами. Он объединяет занятия в виде уроков-практикумов, практических занятий и уроков - «творческих мастерских». Организация учебной работы на четвертом этапе позволяет обобщить приобретенные знания и умения, а также применить их в процессе выполнения учебных заданий и принятия решений в специально созданных бытовых ситуациях. Формами организации процесса обучения на данном этапе являются уроки с использованием игровых ситуаций, игровые занятия с использованием имитационных и деловых игр, внеклассные предметные игры и игровые занятия интегрированного характера. Последний, пятый этап предполагает, в большей мере, внеклассную работу. На этом этапе создаются условия для включения детей с интеллектуальным недоразвитием в активную трудовую или социально-бытовую деятельность. Наиболее адекватной формой организации работы на данном этапе являются практические занятия или занятия ОППТ (общественно-полезным производительным трудом) за пределами школы (в теплицах, совхозах, на предприятиях, в садово-парковом хозяйстве города, поликлиниках или больницах и т.д.).

Если рассматривать данный комплекс с позиций преемственности последовательных ступеней обучения он может быть представлен иначе. Например, предметные игры в начальной школе представлены играми, по структуре имитирующими урок. При такой их организации дети увереннее себя чувствуют и полнее реализуют свои умения. Так, например, в течение многих лет проводятся «Красная строка», «Ассоциация юных математиков», «Праздник чтения», «Волшебная кисточка», «Потрудись-развеселись». В средних классах организация игр становится иной: они приближаются по структуре и атрибутике, а иногда копируют телевизионные проекты, содержательно усложняются и ориентируются более на жизнь конкретных детей, нежели на программный материал учебных дисциплин, организуются с участием школьников разных образовательных учреждений. Однако между 1-4 и 5-9 классами сохраняется преемственность игр по каждой предметной области. Учитывая значительные изменения в жизни страны, выраженные в новых традициях и праздниках, школьные мероприятия мы также считаем целесообразным переориентировать согласно происходящим в обществе изменениям. Для этого организуются специальные уроки, посвященные современным праздникам (Дню Народного единства, Дню матери и т.д.) внеклассные мероприятия приурочиваются к памятным дням, отражающим современные тенденции в воспитании детей как активных членов общества, уважительно относящихся к своей стране, своему народу,, другим народам государства (День рождения школы, города; День российской науки; День защиты детей и др.).

Учитывая сказанное, основные подходы к структурированию такого комплекса урочных и внеклассных мероприятий для формирования образовательного пространства учреждения, обеспечивающего социализацию школьников с интеллектуальным недоразвитием можно сформулировать в нескольких положениях:

- материал, так называемая «лексическая тема», педагогических мероприятий, должна отражать самые современные тенденции общественной жизни и согласовываться в урочной и внеклассной работе;

- формируемые представления и практические действия должны быть применимы в реальной жизни конкретных детей определенного возраста, отражать доступный им уровень самостоятельности;

- материал уроков и внеклассных мероприятий должен обеспечивать взаимную возможность применения полученных знаний на других занятиях;

- формы организации занятий должны удовлетворять потребности детей в предпочитаемых ими видах деятельности, позволять учителю реализовывать собственную педагогическую концепцию, творчески подходя к отбору и согласованию форм организации педагогического воздействия.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Задание | Тема 4 (2 часа): Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей ребенка в педагогическом процессе.
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал