Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Риторики предлагают рассказчику несколько типичных схем повествования.
Таким образом, при составлении собственных рассказов необходимо соблюдать определённые правила. Наиболее общепринятыми из них являются следующие: простота, ясность, краткость, правдоподобие, постепенное нарастание «интереса» до кульминации и развязки в заключении. Такого рода текстам характерно использование глаголов совершенного вида, глаголы несовершенного вида используются в отдельных случаях, чтобы подчеркнуть длительность какого-либо действия. Для того, чтобы разнообразить текст, возможно также использование глаголов настоящего и будущего времени, но в редких случаях. Как типу речи повествованию характерна цепная связь предложений с целью передать динамичность и развитие сюжета. При этом каждое отдельное предложение показывает этап развития сюжетной линии. В отличие от описательных, в повествовательных текстах не используются номинативные и безличные предложения.
Например: И вдруг... случилось что-то необъяснимое, почти сверхъестественное. Мышастый дог внезапно грохнулся на спину, и какая-то невидимая сила повлекла его с тротуара. Вслед за этим та же невидимая сила плотно охватила горло изумленного Джека... Джек уперся передними ногами и яростно замотал головой. Но незримое «что-то» так стиснуло его шею, что коричневый пойнтер лишился сознания. (А. И. Куприн) Повествование помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве. Цепная (последовательная, линейная) связь, пожалуй, самый распространённый способ соединения предложений (ср. последовательную связь придаточных в сложноподчинённом предложении). Широкое использование цепных связей во всех стилях речи объясняется тем, что они в наибольшей степени соответствуют специфике мышления, особенностям соединения суждений. Там, где мысль развивается линейно, последовательно, где каждое последующее предложение развивает предшествующее, как бы вытекает из него, неизбежны цепные связи. Среди различных видов цепной связи по способу выражения наиболее широко распространены: местоименные связи (существительные, прилагательные, числительные заменяются в последующем предложении местоимениями и местоименными наречиями); лексические и синтаксические повторы; синонимические замены. Например:
Цепные связи очень характерны для деловой, научной, публицистической речи, то есть они присутствуют везде, где есть линейное, последовательное, цепное развитие мысли. В текстах с параллельной (централизованной) связью связанные по смыслу предложения обычно имеют один и тот же субъект (ср. сложноподчинённые предложения с параллельной связью придаточных частей). Называя действия, события, явления, располагающиеся рядом (рядоположенные), параллельные связи по самой своей природе предназначены для описания и повествования.
В качестве примера рассмотрим отрывок из рассказа Н.В.Гоголь «Как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем, котором автор даёт сопоставительную характеристику своим героям:
Первое предложение представляет собой зачин-тезис: П рошло более десяти лет, как Иван Иванович овдовел. Каждое следующее предложение содержит противопоставление Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича (субъекта здесь два, но они объединены в одно целое в зачине – оба приятеля) по какому-либо признаку, причём это противопоставление даётся через систему параллельных конструкций. Параллелизм структур проявляется, в частности, в том, что предложения представляют собой сложные бессоюзные конструкции, первая часть которых характеризует Ивана Ивановича, вторая – Ивана Никифоровича причём их имена, повторяясь, открывают каждую часть. Далее обычно следует группа сказуемого, причём все глаголы стоят в прошедшем времени обычно несовершенного вида Поскольку целью описания является доказательство полной противоположности характеров героев, то Н.В.Гоголь использует систему параллельных контекстуальных антонимов. Тем самым повествовательные контексты раскрывают тесно связанные между собой явления.
Присоединительные конструкции обычно содержат дополнительную информацию – по ассоциации, в виде пояснения, комментария и т.д. Они имитируют живую речь с её непринужденностью, естественностью и т.д., Например: Ефремова жена слыла бабой неглупой – и недаром (Тургенев); Незачем мне оправдываться, да и не в моих это правилах (Чехов). Текст, особенно достаточно объемный, обычно не строится с использованием какого-либо одного типа связи. Как правило, в тексте наблюдается их совмещение в зависимости от конкретных авторских задач. 17.Рассуждение как тип монологической речи. Виды рассуждений (объяснение, доказательство, размышление). Модель текста-рассуждения Главная задача автора при рассуждении – обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины того или иного явления, события, его сущность. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: почему? в чем причина данного явления? что из этого следует? каковы следствия данного явления? что оно значит? Цель рассуждения – исследовать предмет или явление, раскрыть их внутренние признаки, рассмотреть (представить читающему) причинно-следственные связи событий или явлений, передать размышления о них автора, оценить их, обосновать, доказать или опровергнуть ту или иную мысль, положение. Особенность рассуждения как типа текста заключается в том, что в нем используется не сюжетный (как в повествовании), а логический принцип построения. В рассуждении обычно выделяются три части: 1) тезис или утверждение, которое надо доказать; 2) обоснование высказанной мысли сначала в общей форме (аргументы), затем в виде примеров; 3) вывод. При этом логические звенья рассуждения обычно маркируются союзами и союзными аналогами, а также вводными словами: потому что, так как, поскольку…постольку, поэтому, ибо, потому что, поэтому, итак, если… то, в связи с, значит, в то время как, в то же время, напротив, хотя, впрочем, однако, тем самым, наоборот, во-первых, во-вторых…, таким образом, итак, следовательно и др. Рассуждение характерно прежде всего для научных и публицистических текстов, задача которых - сравнить, резюмировать, обобщить, обосновать, доказать, опровергнуть ту или иную информацию, дать определение или объяснение факту, явлению, событию. Рассуждение-доказательство строится по следующей схеме: экспозиция (подведение к вопросу) - вопрос - ответ (тезис- доказательство тезиса - выводы) Например:
Главная задача рассуждения-объяснения – раскрыть содержание отвлечённого понятия (тезиса), которое нельзя увидеть, а можно только узнать о нём, понять. Объяснение служит прежде всего не целям подтверждения справедливости тезиса (или установления его ложности), а раскрытию причин реальных явлений. Например:
Рассуждение-размышление содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов.
Рассуждение как тип речи, соответствующий форме абстрактного мышления – умозаключения, выполняет особое коммуникативное задание, т.е. придает речи аргументированный характер и оформляет с помощью лексико-грамматических средств причинно-следственной семантики. Основной сферой употребления рассуждения является научная, актуализирующая логический, рациональный тип мышления. Рассуждение как текстовое явление сформировалось в научной речи. Именно благодаря научному стилю русский литературный язык в процессе своего развития обогатился рассуждением в его наиболее «чистом» виде, во всех его основных разновидностях. В текстах других стилей обнаруживается приспособление рассуждения к специфике стиля
Эти подтипы рассуждения объединяются между собой на основе структурного сходства: все они включают тезис, образующий ключевую часть построения, и аргументы – комментирующую часть, которая призвана снять сомнения (полностью или частично) относительного выдвинутого в качестве тезиса положения.
|