Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мир», «пространство» и «время» в поэзии Осипа Мандельштама

«Мир», «пространство» и «время» будут проанализированы с точки зрения того, в каком количестве и какими средствами ими осуществляется оформление мира.

Пространственная категориальная сфера у Мандельштама состоит из таких классов, как «место», «расстояние», «форма», «перемещение» и т. д., а «временная» — из «локализованно во времени», «хронологии», «фаз», «кратности» и т. д.

Интересно то, что у Мандельштама уже существует первичная категоризация мира. И первое тому свидетельство — само слово пространство, ключевое во многих контекстах. В численном отношении оно в 3—5 раз превышает словоупотребления других поэтов, в словаре которых есть это слово.

В поэзии, рассуждая о сущности пространства, Мандельштам нисколько не впадает в наукообразие. В образности и метафоричности при передаче пространства он не уступает самым признанным метафоротворцам своего времени — Маяковскому и Пастернаку. При определении пространства Мандельштам пользуется зрительными картинками и зрительными образами, чем и создается эффект наглядности. Мандельштам показывает пространство: вот оно — в линиях и формах, в движении и изменении.

Отметим также, что в отличие от предшественников и современников Мандельштам употребляет пространство в абстрактном значении только в ед. ч., что также свидетельствует о внимании Мандельштама к пространству как таковому.

Все многообразие употреблений этого слова «пространство» в идиолекте Мандельштама можно свести к трем ступеням «овладения предметом». Приводим их по степени усложненности:

а) зрительно воспринимаемое пространство предполагает работу зрения и наблюдение за линиями, формами и т. д.;

б) эмпирически постигаемое — ходьбу и освоение пространства в путешествиях (отсюда у Мандельштама метафора зрячая стопа);

в) умопостигаемое/умозрительное — работу мысли.

Все мандельштамовские употребления слова пространство попадает под первое абстрактное значение этого слова «пространство» в русском языке. Но у Мандельштама пространство подразделяется на шесть подзначений, каждое из которых имеет свой прецедент в философии. Эти шесть подзначений, в свою очередь, разбиваются на три блока.

1. физическое пространство как субстанция, как вместилище для вещей и человека примеров

а) пространство ‘субстанция’, ‘вместилище’; это и зрительно воспринимаемое/ощущаемое пространство с синонимами мир-1,

свет, вселенная (‘астрономическая’), и умопостигаемое

2. пространство как атрибут этого мира

а)пространство ‘протяженность’

б)пространство ‘три измерения’

в)пространство ‘расстояния и места’, эмпирически постигаемое

3. пространство как первоначало мира, умопостигаемое

пространство ‘творческое начало мира’

пространство ‘потенциальная энергия / материя’

Пространство как субстанция, как вместилище для вещей и человека: воспринимаемое глазом пространство, самый простой тип, — окрашенное, сопротивляющееся, разделенное на линии и обрисовывающее контуры тел

(Нет, не мигрень, — но подай карандашик ментоловый. — / Ни поволоки искусства, ни красок пространства веселого! / (...) / — Нет, не мигрень, но холод пространства бесполого, / Свист разрываемой марли да рокот гитары карболовой!)

Пространство входит в мир Мандельштама через свои атрибуты — краски, линии, еще — через движение; вдобавок к этому оно было антропоцентричным — тем, которое самым непосредственным образом окружает человека. Но есть, однако, один контекст и для пространства-пустоты, в «Стихах о неизвестном солдате». В них противоестественная ситуация (мировой войны) создается не только образами воздуха, звезд, земли, у которых меняются привычные характеристики, но и пустотой пространства, которая заполняется (правда, нематериальным обаяньем) и в которой происходит движение (движутся звезды, которые в норме мыслятся статичными объектами):

(Для того ль заготовлена тара / Обаянья в пространстве пустом, / Чтобы белые звезды обратно / Чуть-чуть красные мчались в свой дом " 1937.)

Умозрительное пространство — это то, которое можно только помыслить, но нельзя воспринять никаким другим образом.

(Нам ли, брошенным в пространстве, / Обреченным умереть / О прекрасном постоянстве / И о верности жалеть 1915) [здесь двусмысленность: брошен как ‘перемещен сверху вниз’ и как ‘оставлен, покинут’].

Теперь мы можем перейти от «пространства» к категориям, его составляющим, — ФОРМЕ, ПРОТЯЖЕННОСТИ, МЕСТУ, НАХОЖДЕНИЮ ГДЕ-ЛИБО, ПОЛОЖЕНИЮ ГДЕ-ЛИБО, РАССТОЯНИЮ, ПЕРЕМЕЩЕНИЮ и т. д., то есть к пространственности. В поэтической картине мира Мандельштама целостная категориальная сфера «ПРОСТРАНСТВО» устроена по принципу «центр — периферия», с «пространством» (в узком, философском понимании) в центре и окружающей его пространственностью. Эту взаимосвязь отражена в схеме 1.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Выбор крючка
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал