Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4. Образовательная среда и пути ее формирования






(фрагмент)

В 1919 году Януш Корчак в одной из своих работ дал исчерпывающую характеристику четырех типов «воспитывающей среды»: «догматической», «идейно», «безмятежного потребления» и «внешнего лоска и карьеры».

Догматическая среда в основу своего существования ставит традиции, авторитет, обряд, дисциплину, порядок и добросовестность. Самоограничение, самопреодолевание, труд как закон, высокая нравственность, игнорирование индивидуальности – вот ее основные ценности. В качестве примера организации догматической среды в наиболее ярко выраженной форме можно привести монастырь и армию. Личность человека, воспитываемого в догматической среде, характеризуется прежде всего высокой степень пассивности, когда спокойствие трансформируется в отрешенность и апатию. Если же в такой среде оказывается уже сложившаяся сильная личность, то она, как правило, ожесточается в своем стремлении устоять против чужой злой воли, в частности, по мнению Корчака, направляя свою энергию на какую-либо трудовую деятельность.

Идейная среда формируется в различных творческих группах, особенно на стадии их первоначального становления и развития. Это может быть и музыкальный ансамбль и предпринимательская организация. Важнейшее условие формирования именно идейной среды –отсутствие в творческой группе авторитарного лидера, который навязывает другим свою точку зрения, игнорируя или жестко критикуя мнения других. Идейная среда – самая хрупкая и неустойчивая, о чем свидетельствует, в частности, нередкие распады различных творческих коллективов, так успешно начинавших свою деятельность. В идейной среде формируется личность, которая характеризуется активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самооценкой, открытостью и свободой своих суждений и поступков. Добавим от себя, что идейная среда скорее виртуальная, символическая, чем реальная, но без ее существования и/или обозначения в «пиар-деятельности» организации существование этой организации, как минимум, будет проблемной.

Среда безмятежного потребления характеризуется такими словами: душевный покой, беззаботность, чувствительность, приветливость, доброта. Здесь нет упорства, воли, стремления достичь, найти. В качестве характерного примера безмятежного потребления может служить образ жизни значительной части провинциального дворянства XIX века, каким он писан классиками русской литературы: «обломовщина», «маниловщина» и т.п. По мнению Корчака, в подобной воспитывающей среде формируется личность, которая, в принципе, всегда довольна тем, что у нее есть. Основной чертой такой личности можно считать жизненную пассивность, неспособность к напряжению и борьбе. Встречаясь с трудностями и препятствиями, такой человек предпочитает самоустраниться от их разрешения, продолжая скрываться в своем иллюзорном мире, как улитка скрывается в раковине.

Среда внешнего лоска и карьеры характеризуется Корчаком следующим образом: «Опять выступает упорство, но оно вызвано к жизни холодным расчетом, а не духовными потребностями. Ибо нет здесь места для полноты содержания, есть одна лукавая форма – искусная эксплуатация чужих ценностей, приукрашивание зияющей пустоты. Лозунги, на которых можно заработать. Этикет, которому надо покоряться. Не достоинства, а ловкая самореклама. Жизнь не как труд и отдых, а вынюхивание и обхаживание. Ненасытное тщеславие, хищность, недовольство, высокомерие и раболепие, зависть, злоба, злорадство. Здесь детей не любят и не воспитывают, здесь их только оценивают, теряют на них или зарабатывают, покупают и продают». Основные черты личности, формирующейся в такой среде, - фальшь и лицемерие – «искусная игра» и «точно пригнанная маска», стремление к карьере за счет хитрости, подкупа, высоких связей и т.п.

 

 

Типология образовательной среды (ОС) В. А. Ясвина построена на соотнесении по шкалам «активность-пассивность», «свобода-зависимость».

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал