Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






С. В. Кудрина, Л. Г. Морозова

Санкт-Петербург

ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИЕМСТВЕННОСТИ

В ОБУЧЕНИИ УМСТЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ 4-5 КЛАССОВ

 

Один из сложных моментов в школьной жизни ребенка – это переход из начальной школы в среднюю. В пятом классе существенно меняется и система взаимоотношения ребенка с учителем, и организация учебных занятий.

Наблюдения показывают, что к третьему - четвертому классу школьники с интеллектуальным недоразвитием начинают проявлять ценностное отношение к коллективу своих одноклассников, осознают себя как часть этого коллектива. Учитель становится личностно значимым для школьника. Его внимание, отношение к ребенку и оценка во многом определяют направленность и интенсивность интереса ученика 3-4 классов к школе. Видимо, это одна из причин, по которой отмечается некоторое улучшение успеваемости учащихся. Однако, несмотря на положительную динамику эффективности учебной деятельности, основной проблемой остается проблема переноса усвоенных действий в новые условия (новую учебную ситуацию, на новое содержание, к новому учителю, в новое помещение и т.д.). Еще более резко эта проблема проявляется в период перехода из начальной школы в среднюю, вызывая возникновение нежелания посещать школу и значительное снижение успешность обучения.

Длительное наблюдение за учащимися как четвертых, так и пятых классов в процессе обучения позволяет говорить о целесообразности использования различных игр на уроках и игровых занятий, т.к. игра может стать перспективной основой для обеспечения преемственности в обучении детей в начальной и средней школе. Она позволяет, благодаря своей меньшей формализованности, большей доступности и динамичности, создавать положительный эмоциональный фон обучения, вызывать и поддерживать интерес детей к учебе, повышать эффективность тренировочных и т.п.

Использование игр для обеспечения преемственности в обучении школьников с интеллектуальным недоразвитием 4-5 классов направлено на достижение определенных целей (знакомства учителя и детей друг с другом, сближение методических систем обучения учителей, выработки единых требований к уровню сложности содержания, способов изучения и др., нейтрализации отрицательного воздействия смены обстановки обучения и учителя, повышению эффективности обучения, интеграции школьников в новый для них коллектив, формирования умения использовать имеющиеся знания и умения в новой учебной и вне учебной ситуации и др.) и предусматривает несколько этапов (посещение учителями старших и младших классов уроков друг друга, проведение совместных игр и игровых занятий старшими детьми для младших, проигрывание аналогичных игр в одном классе, параллели или всей начальной школе в целом и т.д.).

На первом этапе проводится серия уроков-взаимопосещений, на которых учителя наблюдают за активностью детей, уровнем владения содержанием, спецификой выполнения различных работ, предпочтениями детей при выборе желательного способа действий, а также за особенностями работы учителя, способами поощрения, наказания, активизации деятельности и т.д. На втором этапе учитель старших классов готовит и проводит вместе со своими учениками (чаще 6-7 классов) игры на уроках или игровые занятия для учащихся четвертого, реже, третьего классов. На этом этапе важно подобрать для игры доступный и интересных для детей 4-5 классов материал, выбрать наиболее интересную форму организации игры и подготовить старших учащихся для максимально самостоятельного проведения игры. На третьем этапе будущие ученики пятых классов проводят аналогичные игру у себя в классе или между классами одной параллели, а затем готовят и проводят такую же игру для детей 1-3 классов и классов «Особый ребенок». В этот момент школьники принимают на себя роль старшеклассников, что позволяет полнее познакомиться с этой ролью, заинтересовать ребенка, несколько снизить его беспокойство по поводу незнакомой ситуации в старшей школе. Эффективность этой работы во многом зависит от частоты проведения и разнообразия таких игр. Наилучшие результаты, на наш взгляд, достигаются тогда, когда в начальной школе совместные игры и другие мероприятия проводятся систематически в классах, между классами одной параллели, для младших детей и коллективные мероприятия для всей начальной школы. На четвертом этапе, в пятом классе, учитель продолжает проводить сходные занятия на уроках. На этом этапе особое внимание необходимо уделать подбору знакомых по начальной школе игр, яркой, четкой наглядности, подготовке ребенка к дальнейшим организации и проведению игр в начальной школе.

 

Многолетний опыт использования различных игр в процессе обучения математике учащихся 4-9 классов в условиях коррекционной школы-интерната позволил выделить и систематизировать ряд игр математического содержания, которые могут с успехом использоваться в процессе обучения, а так же сформулировать ряд положений позволяющих повысить эффективность их использования.

Использование той или иной игры в процессе обучения зависит от ряда моментом, немаловажными из которых являются возраст детей, ступень обучения, предпочтения детьми того или иного вида деятельности, а также способности участвовать в этой деятельности, дидактические, коррекционно-развивающие и, в ряде случаев, воспитательные задачи, стоящие перед учителем в конкретный момент обучения. Так в четвертом – пятом классах классе, одной из ведущих на наш взгляд, проблем является проблема перехода ребенка из системы начального обучения в систему среднего звена. В этот момент большое внимание как выпускающего так и принимающегот учителя должно быть обращено на использование любых мехинизмов адаптации ребенка к школе. Одним из таких механизмов является использование сходных по сложности, способу подачи материала, особенностей взаимодействия учителя и ученика заданий, личностно значимых для ребенка и интересных ему.

 

Дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры – дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Познавательное содержание черпается из школьной программы.

Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей.

Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи – дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.

Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

Правила игры имеют обучающий, организационный, формирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, раскрывают способ их действий. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи.

Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей. В игре формируются игровые отношения и реальные отношения между детьми. Отношения в игре определяются ролевыми отношениями.

Правила игры и должны быть направлены на воспитание положительных игровых отношений и реальных в их взаимосвязи.

Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения в игре и вне игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и усвоения традиций.

Дидактические игры конструируются по-разному. В одних есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило; в других – только некоторые составляющие. Поэтому по структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие отдельные элементы игры. В сюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх-упражнениях задача выражена явно. В дидактической игре замысел, правило, действия и включенная в них умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий. В соответствии с этим менее скрытым будет и психологический механизм учебного действия. Учебная задача так сочетается с игровой, что ученик воспринимает ее как задачу, подходит к решению сознательно, но при этом все-таки играет.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях : подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

- отбор игры в соответствии с задачами обучения;

- установление соответствия отобранной игры программным требованиям обучения детей определенной возрастной группы;

- определение удобного времени проведения дидактической игры;

- определение количества играющих;

- подготовка необходимого дидактического материала для игры;

- подготовка к игре учителя (изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой);

- подготовка к игре детей (обогащение их знаниями, необходимыми для решения игровой задачи).

 

Проведение дидактических игр включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа);

- объяснение хода и правил игры (установка на четкое выполнение правил);

- показ игровых действий;

- определение роли учителя в игре;

- подведение итогов игры (это очень ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности).

 

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели. Кроме того, анализ позволяет выявить индивидуальные особенности в поведении и характер детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

 

Проводить игру можно на разных этапах учебного процесса:

- при объяснении нового учебного материала;

- при усвоении и закреплении учебного материала;

- при повторении пройденного материала.

 

В основе любой игровой методики должны лежать следующие принципы ():

1. Актуальность дидактического материала.

2. Коллективность.

3. Соревновательность.

На основе указанных принципов можно сформулировать требования к проводимым на занятиях дидактическим играм, приведенные в ()

  Дидактические игры должны базироваться на знакомых детям играх. С этой целью важно наблюдать за детьми, выявлять их любимые игры, анализировать - какие игры детям нравятся больше, какие меньше.

  Каждая игра должна содержать элемент новизны.

  Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра – дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравиться, и выбрать другую игру.

  Игра – не урок. Это не значит, что не надо играть на уроке, игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое – это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на уроке.

  Эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой она участвует. В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто ее проводит. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми.

  Игра – средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах.

  Ни в коем случае нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения, а еще лучше, когда, собравшись вместе, дети анализируют, разбирают, кто как проявил себя в игре и как надо было бы избежать конфликта.

 

Остановимся подробнее на рассмотрении дидактических, или обучающих, игр. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

«Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. И в то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала» (А. А. Катаева, Е. А. Стребелева).

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношения детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других – другие.

В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр:

- игры по сенсорному воспитанию;

- словесные игры;

- игры по ознакомлению с природой;

- по формированию математических представлений и др.

 

Иногда игры соотносятся с материалом:

- игры с дидактическими игрушками;

- настольно-печатные игры;

- словесные игры;

- псевдосюжетные игры.

 

Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры – особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя.

Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся:

- Игры – путешествия.

- Игры – поручения.

- Игры – предложения.

- Игры – загадки.

- Игры – беседы (игры – диалоги).

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое – через загадочное, трудное – через преодолимое, необходимое – через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-нибудь научиться.

Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.

Игра-путешествие – игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании.

В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов её решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от её решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит песня, загадки, подарки и многое другое.

Игры-путешествия иногда неправильно отождествляются с экскурсиями. Существенное различие их заключается в том, что экскурсия – форма прямого обучения и разновидность занятий. Целью чаще всего является ознакомление с чем-то, требующим непосредственного наблюдения, сравнения с уже известным.

Иногда игру-путешествие отождествляют с прогулкой. Но прогулка чаще всего имеет оздоровительные цели. Познавательное содержание может быть и на прогулке, но оно является не основным, а сопутствующим.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать.

Игры-предположения «Что было бы..?» или «Что бы я сделал..?», «Кем бы хотел быть и почему..?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. иногда началом такой игры может послужить картинка.

Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы..?» или «Что бы я сделал …».игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами.

Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?».

Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В это и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения.

В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры.

Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться – доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения.

Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета-темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть-сделать открытие и в результате что-то узнать.

Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности.

Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.

Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в «чистом» виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.

Дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры – дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Познавательное содержание черпается из школьной программы.

Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей.

Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи – дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.

Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

Правила игры имеют обучающий, организационный, формирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, раскрывают способ их действий. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи.

Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей. В игре формируются игровые отношения и реальные отношения между детьми. Отношения в игре определяются ролевыми отношениями.

Правила игры и должны быть направлены на воспитание положительных игровых отношений и реальных в их взаимосвязи.

Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения в игре и вне игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и усвоения традиций.

Дидактические игры конструируются по-разному. В одних есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило; в других – только некоторые составляющие. Поэтому по структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие отдельные элементы игры. В сюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх-упражнениях задача выражена явно. В дидактической игре замысел, правило, действия и включенная в них умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий. В соответствии с этим менее скрытым будет и психологический механизм учебного действия. Учебная задача так сочетается с игровой, что ученик воспринимает ее как задачу, подходит к решению сознательно, но при этом все-таки играет.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях : подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

- отбор игры в соответствии с задачами обучения;

- установление соответствия отобранной игры программным требованиям обучения детей определенной возрастной группы;

- определение удобного времени проведения дидактической игры;

- определение количества играющих;

- подготовка необходимого дидактического материала для игры;

- подготовка к игре учителя (изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой);

- подготовка к игре детей (обогащение их знаниями, необходимыми для решения игровой задачи).

 

Проведение дидактических игр включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа);

- объяснение хода и правил игры (установка на четкое выполнение правил);

- показ игровых действий;

- определение роли учителя в игре;

- подведение итогов игры (это очень ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности).

 

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели. Кроме того, анализ позволяет выявить индивидуальные особенности в поведении и характер детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

 

Проводить игру можно на разных этапах учебного процесса:

- при объяснении нового учебного материала;

- при усвоении и закреплении учебного материала;

- при повторении пройденного материала.

 

В основе любой игровой методики должны лежать следующие принципы ():

4. Актуальность дидактического материала.

5. Коллективность.

6. Соревновательность.

На основе указанных принципов можно сформулировать требования к проводимым на занятиях дидактическим играм, приведенные в ()

  Дидактические игры должны базироваться на знакомых детям играх. С этой целью важно наблюдать за детьми, выявлять их любимые игры, анализировать - какие игры детям нравятся больше, какие меньше.

  Каждая игра должна содержать элемент новизны.

  Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра – дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравиться, и выбрать другую игру.

  Игра – не урок. Это не значит, что не надо играть на уроке, игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое – это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на уроке.

  Эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой она участвует. В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто ее проводит. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми.

  Игра – средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах.

  Ни в коем случае нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения, а еще лучше, когда, собравшись вместе, дети анализируют, разбирают, кто как проявил себя в игре и как надо было бы избежать конфликта.

На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы.

На каждом из этапов психического развития человека ведущая деятельность имеет решающее значение. «Учебная деятельность является ведущей в школьном возрасте потому, что, во-первых, через нее осуществляются основные отношения ребенка с обществом; во-вторых, в ней осуществляется формирование как основных качеств личности ребенка школьного возраста, так и отдельных психических процессов,» – подчеркивает Д. Б. Эльконин.

Учение как ведущая деятельность не может быть сформировано мгновенно. Говоря о психической готовности ребенка к учебной деятельности, прежде всего необходимо рассмотреть мотивационно-потребностный аспект. Важно знать, есть ли у ребенка потребность в новой деятельности, хочет ли он ею заниматься, заинтересован ли он в получении знаний, которые и составляют цель учения.

Главным, по мнению Д. Б. Эльконина, является значение игры для развития мотивационно-потребностной сферы ребенка. Игра выступает как деятельность, имеющая ближайшее отношение к потребностной сфере ребенка. В ней происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает сознание своего места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым. У ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. В игре возникает новая психологическая форма мотивов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Дискті форматтау немесе қайта форматтау1 . | Раздел 1. Оценка поражающих факторов ядерного взрыва.
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.023 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал