Когда ребенок
умеет
| Стимулируется
| Рекомендуемые
игрушки
|
Следить глазами за
предметами
| Движения глаз, внимание к
движению
| Цветные картинки,
движущиеся игрушки,
подвешенные на/около
кровати
|
Реагировать
вниманием на звуки
| Способность слушать (быть
внимательным к звукам, не
просто пассивно слушать)
| Бубенчики или движущиеся
/звенящие игрушки,
подвешенные на/около
кровати
|
Подносить руки ко рту
| Исследование ртом игрушек,
удерживаемых руками
| Твердые легкие предметы,
которые можно держать и
грызть, например: ложки,
колечки для зубов
|
Лежать вытянувшись
на животе
| Переворачивание и
движение в положении лежа
| Легкие игрушки, движущиеся
при прикосновении, например:
мячи, цилиндрические
предметы (пластиковые
бутылки)
|
Давать и брать
предметы
| Хватание и высвобождение
предметов; поднесение рук
прямо к своему лицу; прием-
передача предметов от
взрослых
| Предметы, которые легко
схватить и перекладывать из
рук в руку, например: связки
ключей, деревянная ложка,
катушки ниток
|
Держать предметы,
проявлять интерес к
другим лицам
| Изучение лиц и осознание
собственной личности
| Зеркало (должно быть
маленьким и защищенным
пластиком или тканью)
|
Манипулировать
пальцами и зрительно
обследовать предметы
| Координация рук во время
игры, пальцы в движении,
зрительное исследование
| Предметы, которые можно
исследовать пальцами: щетка
для волос, пластмассовая
кружка, полая трубка
|
Иметь живой взгляд
| Координация «руки-глаза»
| Подвешенные предметы -
качающиеся или
производящие шум при
прикосновении, пары
предметов, вызывающие стук
при ударе один о другой
|
Следит взглядом за
происходящим, когда…
| Понимание связи между
причиной и следствием
| Как указано выше; кубики,
стучащие один об другой при
разрушении ребенком башни,
сконструированной
взрослыми; качающиеся
игрушки
|
Сидит при наличии
поддержки
| Исследование эффекта,
производимого движением
рук. Ощупывание предметов
обеими руками.
| Специальные места для игр,
формы для ощупывания
|
Спонтанно ударяет по
столу, позднее —
обеими руками
| Более точная координация
«глаза-руки», более
координированный удар
| «Стучащие» игрушки, барабан
с двумя палочками
|
Тащить и толкать что-
либо вперед
| Повышение подвижности и
способности исследовать
| Большие и маленькие мячи,
коляска
|
Имитировать звуки,
понимать простые
слова и выражения
| Простая имитация,
понимание простых
рисунков
| Книги на тканевой основе,
игрушечный телефон
|
Смотреть рисунки и
подбирать предметы
| Способность подбирать
подходящие один к другому
предметы
| «Домино» с рисунками
|
Видеть связь между
предметом и
«приемником», класть
предмет в «приемник»
| Координация «руки-глаза»;
распознавание отчетливых
форм; умение класть
предмет в «приемник» и
вынимать его оттуда
| Почтовый ящик, маленькие
предметы, которые не могут
быть проглочены, коробки для
их складывания и вынимания,
игрушки, которые вставляются
одна в другую
|
Подражать домашним
делам взрослых
| Символические игры
| Веник и совок, щетка для
волос и расческа, игрушечная
мебель
|
Ударять предметы
обеими руками
| Координация «руки-глаза»,
умение делать удары более
осознанно
| Барабан с двумя палочками,
игрушечный молоток
|
Воспринимать куклу как
девочку, игрушечную
машинку как
настоящую (не только
как простые предметы)
| Более сложные
символические игры
| Игрушечная мебель, гараж,
шоссе, железная дорога
|
Держать карандаш
| Более точная координация
«глаза-руки», малеванье и
(позднее, если возможно)
копирование
| Бумага и цветные карандаши
для рисования и карандаш с
насадками для их утолщения
|
Конструировать башню
из множества кубиков
| Простые виды
конструирования
| Кубики, конусы для
конструирования
|
Считать предметы,
подбирать рисунки
| Подбор рисунков, счет
предметов, понимание
сущности счета
| «Домино» с рисунками и
номерами
|
Данный материал представлен по изданию: Исследование факторов попадания детей с особыми потребностями в государственные воспитательные учреждения и 2 модели инновационных социальных услуг для детей с ограниченными возможностями и их семей, С-Петербург, 2010.