Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Документ №1 Рассказ учителя.






Этап. Индуктор.

Название: видеоряд – коллаж с ФОТО о войне

 

Перед вами – статистика двух мировых войн.

Задание к документам:

1.Сделайте возможные выводы на основании представленной в документах статистики?

2. Какая проблема возникает перед человечеством? На какой вопрос мы должны дать ответ, чтобы приблизиться к решению этой проблемы?

Возможные ответы учащихся:

Что привело к первой мировой войне? Являлась ли война неизбежной? Могла ли Россия не участвовать в первой мировой войне?

 

Документ №1

Число жертв войны в Европе по столетиям Век Число убитых и умерших в войнах, млн. чел. Среднегодовое число убитых и умерших, тыс. чел.
XVII 3, 3  
XVIII 5, 2  
XIX 5, 5  
XX (за 60 лет) более 82 около 1367

 

Документ №2

Войны XX века 1-я мировая 2-я мировая
Продолжительность войны 1564 дня (4 года и 3, 5 месяца) 2195 дня(6 лет)
Количество стран участниц    
Нейтральные страны    
Количество погибших 10 млн. 32 млн.
Количество раненых 20 млн 35 млн.
Количество стран, в которых происходили военные действия    

Гофман В.Р.. Экологические и социальные аспекты экономики природопользования: Учебное пособие. - Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2001. - 631 с., 2001

Этап. Изучение нового материала. Работа с источниками.

 

Задание. Работа с документами. О каких причинах войны дет речь в документе?

 

Актуальны ли выделенные причины сегодня?

Этап. Афиширование.

Группы представляют свои сообщения. Фиксируются факторы, приведшие к войне.

Работа с высказыванием о войне: Ханс фон Сект (немецкий генерал-полковник, участник Первой мировой войны, командующий сухопутными войсками рейхсвера)

Война — не продолжение политики, а поражение политики.

Что означает это высказывание? В чем его смысл? Что хотел сказать автор?

Этап. Разрыв.

Документ №1 Рассказ учителя.

Фон – клип https://go.mail.ru/search_video? q=%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8F%20%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%86#s=%D0%9C%D0%BE%D0%B9%20%D0%9C%D0%B8%D1%80& sig=c1cf652bdb& d=424367206

 

Сократить!

Атака мертвецов

В 1915 году мир с восхищением взирал на оборону Осовца, небольшой русской крепости в 23, 5 км от тогдашней Восточной Пруссии. Основной задачей крепости было, как писал участник обороны Осовца С. Хмельков, «преградить противнику ближайший и удобнейший путь на Белосток… заставить противника потерять время или на ведение длительной осады, или на поиски обходных путей». Белосток – транспортный узел, взятие которого открывало дорогу на Вильно (Вильнюс), Гродно, Минск и Брест. Так что для немцев через Осовец лежал кратчайший путь в Россию. Обойти крепость было невозможно: она располагалась на берегах реки Бобры, контролируя всю округу, в окрестностях – сплошные болота. «В этом районе почти нет дорог, очень мало селений, отдельные дворы сообщаются между собой по речкам, каналам и узким тропам, – так описывало местность издание Наркомата обороны СССР уже в 1939-м. – Противник не найдет здесь ни дорог, ни жилья, ни закрытий, ни позиций для артиллерии».

Первый натиск немцы предприняли в сентябре 1914-го: перебросив из Кенигсберга орудия большого калибра, они бомбардировали крепость шесть дней. А осада Осовца началась в январе 1915-го и продолжалась 190 дней.

Немцы применили против крепости все свои новейшие достижения. Доставили знаменитые «Большие Берты» – осадные орудия 420-мм калибра, 800-килограммовые снаряды которой проламывали двухметровые стальные и бетонные перекрытия. Воронка от такого взрыва была пять метров глубиной и пятнадцать в диаметре.

Немцы подсчитали, что для принуждения к сдаче крепости с гарнизоном в тысячу человек достаточно двух таких орудий и 24 часов методичной бомбардировки: 360 снарядов, каждые четыре минуты – залп. Под Осовец привезли четыре «Большие Берты» и 64 других мощных осадных орудия, всего 17 батарей.

Самый жуткий обстрел был в начале осады. «Противник 25 февраля открыл огонь по крепости, довел его 27 и 28 февраля до ураганного и так продолжал громить крепость до 3 марта», – вспоминал С. Хмельков. По его подсчетам, за эту неделю ужасающего обстрела по крепости было выпущено 200-250 тысяч только тяжелых снарядов. А всего за время осады – до 400 тысяч.

6 августа 1915-го стало для защитников Осовца черным днем: для уничтожения гарнизона немцы применили отравляющие газы. Газовую атаку они готовили тщательно, терпеливо выжидая нужного ветра. Развернули 30 газовых батарей, несколько тысяч баллонов. 6 августа в 4 утра на русские позиции потек темно-зеленый туман смеси хлора с бромом, достигший их за 5-10 минут. Газовая волна 12-15 метров в высоту и шириной 8 км проникла на глубину до 20 км. Противогазов у защитников крепости не было.

«Все живое на открытом воздухе на плацдарме крепости было отравлено насмерть, – вспоминал участник обороны. – Вся зелень в крепости и в ближайшем районе по пути движения газов была уничтожена, листья на деревьях пожелтели, свернулись и опали, трава почернела и легла на землю, лепестки цветов облетели. Все медные предметы на плацдарме крепости – части орудий и снарядов, умывальники, баки и прочее – покрылись толстым зеленым слоем окиси хлора; предметы продовольствия, хранящиеся без герметической укупорки – мясо, масло, сало, овощи, оказались отравленными и непригодными для употребления». «Полуотравленные брели назад, – это уже другой автор, – и, томимые жаждой, нагибались к источникам воды, но тут на низких местах газы задерживались, и вторичное отравление вело к смерти».

Германская артиллерия вновь открыла массированный огонь, вслед за огневым валом и газовым облаком на штурм русских передовых позиций двинулись 14 батальонов ландвера – а это не менее семи тысяч пехотинцев. На передовой после газовой атаки в живых оставалось едва ли больше сотни защитников. Обреченная крепость, казалось, уже была в немецких руках. Но когда германские цепи приблизились к окопам, из густо-зеленого хлорного тумана на них обрушилась... контратакующая русская пехота. Зрелище было ужасающим: бойцы шли в штыковую с лицами, обмотанными тряпками, сотрясаясь от жуткого кашля, буквально выплевывая куски легких на окровавленные гимнастерки. Это были остатки 13-й роты 226-го пехотного Землянского полка, чуть больше 60 человек. Но они ввергли противника в такой ужас, что германские пехотинцы, не приняв боя, ринулись назад, затаптывая друг друга и повисая на собственных проволочных заграждениях. И по ним с окутанных хлорными клубами русских батарей стала бить, казалось, уже погибшая артиллерия. Несколько десятков полуживых русских бойцов обратили в бегство три германских пехотных полка! Ничего подобного мировое военное искусство не знало. Это сражение войдет в историю как «атака мертвецов».

https://i-fakt.ru/ataka-mertvecov-ili-russkie-ne-sdayutsya/

 

Беседа с учениками. Какое впечатление произвел рассказ? К каким выводам можно прийти на основании рассказа?

Нужен ли был этот героизм?

 

Каждая ли война достойна осуждения? Какие войны справедливы и какие – несправедливые?

 

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал