Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Динамика подъема






Темпы роста в ряде отраслей были заметно выше, чем в годы подъема 90-х гг. Уже в 1909 г. общий прирост промышленной продукции составил 2, 9%, а в следующем году — 17, 6%. Быстрее преодолевали кризис предприятия, оснащенные современной техникой. Это были заводы Юга России, нового промышленного центра. Энерговооруженность предприятий здесь была выше среднего в 3, 3 раза. Наиболее высокие темпы развития были характерны для отраслей с высоким уровнем монополизации (машиностроение, металлургия, топливная промышленность). Прирост промышленной продукции в 1900—1913 гг. в отраслях, производящих средства производства, был значительно выше, чем в отраслях, производящих предметы потребления: соответственно 85, 6 и 40, 8%.

Особенно быстро росли военная промышленность, строительство военных кораблей. Государственные заказы ускоряли развитие заводов, связанных с производством вооружения и боеприпасов. Значительны были успехи в металлообрабатывающей промышленности. Стоимость продукции металлообработки в 1913 г. составила 861 млн. руб.

О развитии металлургии свидетельствуют данные: выплавка чугуна возросла до 283 млн. пудов в 1913 г. (в 1908 г. 171 млн. пудов), производство железа и стали — до 247 млн. пудов (в 1908 г. — 148 млн. пудов). Недостаточно высокими были темпы развития каменноугольной промышленности — за годы подъема добыча увеличилась всего на 38% и составила в 1913 г. 2214 млн. пудов.

В легкой промышленности ведущее положение занимала текстильная и пищевая промышленность. Стоимость продукции пищевой промышленности в 1913 г. определялась 1861 млн. руб., а текстильной — 1855 млн. руб. Весьма высокие темпы развития получила резиновая и кожевенно-обувная промышленность, продукция которых возросла на 160%.

В региональном размещении производительных сил больших изменений не произошло, сохранялась неравномерность в развитии промышленности. По-прежнему крупная промышленность была сосредоточена в шести районах: Центрально-Промышленном, Северо-Западном, Прибалтийском, Южном, Польском и Уральском, где производилось 75% валовой продукции и было сосредоточено 79% всех фабрично-заводских рабочих. Металлургическая промышленность Урала отставала в своем развитии от металлургии Юга, заводы которого выплавляли чугуна и стали в три раза больше, чем на Урале. Ведущее положение Донбасса укреплялось не только в металлургии, но и в каменноугольной промышленности.

Другие же регионы России — Сибирь, Дальний Восток, Средняя Азия — в промышленном отношении были развиты слабо или почти не затронуты промышленным развитием.

Наряду с крупными капиталистическими предприятиями (29, 4 тыс. в фабрично-заводской и горной промышленности) действовало до 150 тыс. мелких предприятий с числом рабочих от 2 до 15 чел., в которых было занято около 800 тыс. рабочих, выпускающих продукцию на 700 млн. руб. Так, среди северозападных губерний (Псковской, Новгородской и др.) фабрично-заводская промышленность преобладала только в Петербургской губернии.

Возросли протяженность железных дорог и их грузооборот. В 1911—1913 гг. было построено около 3, 5 тыс. верст дорог. Рост железнодорожного строительства осуществлялся за счет частного и государственного капитала. Казенное железнодорожное строительство в предвоенные годы сократилось и составило 25% всего строительства. Построенная железная дорога Оренбург — Ташкент обеспечила выход среднеазиатского хлопка к хлопчатобумажным предприятиям, активизировала торговлю Центральной России с Казахстаном и Средней Азией. В 1915 г. завершилось строительство Амурской железной дороги, соединившей Сибирскую магистраль с Владивостоком. Из общей протяженности сети железных дорог 43, 7 тыс. верст приходилось на долю казны, а доля частных дорог составила 21, 6 тыс. верст.

Большую роль продолжал играть речной транспорт, который насчитывал около 31 тыс. судов, в том числе 5556 паровых. На Коломенском заводе в 1907 г. был построен первый в мире речной теплоход. Накануне войны из 80 теплоходов в мире 70 были построены в России. Большой объем грузов приходился на гужевой транспорт, однако в России шоссейных дорог было очень мало.

Несмотря на большие успехи в промышленном развитии, Россия не преодолела отсталости от передовых индустриальных стран. По объему промышленного производства она заняла четвертое место в Европе и пятое место в мире. В 1913 г. в России было произведено промышленной продукции в 14, 5 раза меньше, чем в США, в 5, 9 раза меньше, чем в Германии, в 4, 5 раза меньше, чем в Англии. Особенно отставала Россия по производству промышленной продукции на душу населения: в 13 раз меньше Германии, в 14 раз меньше Англии, в 21, 4 раза меньше США.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал