Наследование яровости у пшеницы контролируется одним или двумя доминантными полимерными генами, а озимость – их рецессивными аллелями. Каким будет потомство при скрещивании двух дигетерозигот?
В игре 5 этапов (так как проверяется умение решать 5 типов задач)
· 1 этап: учитель выдает ученикам по карточке с задачей № 1:
на одной стороне карточки указан номер варианта (всего 5 вариантов)
В – 1Задача № 1
В – 2Задача № 1
В – 3Задача № 1
В – 4Задача № 1
В – 5Задача № 1
1 2 3 4 5
(карточки пронумерованы для того, чтобы легче было разобраться с игрой)
на другой стороне каждой карточки напечатана задача №1
(на моногибридное скрещивание)
см. стр. 4 (там карточки тоже пронумерованы)
Ученик решает задачу, выписывает ответ, подходит к столу – 2 этапу
· 2 этап: он должен взять ту карточку с задачей №2, на которой напечатан ответ на его задачу №1:
Задача № 2
½ Аа, ½ аа
Задача № 2
АА,
Аа,
Аа,
аа
Задача № 2
½ АА,
½ Аа
Задача № 2
Аа
Задача № 2
АА
6 7 8 9 10
на обратной стороне каждой карточки напечатана задача № 2
(на неполное доминирование)
см. стр. 5
Ученик решает задачу, выписывает ответ, подходит к столу – 3 этапу
· 3 этап: он должен взять ту карточку с задачей №2, на которой напечатан ответ на его задачу №2:
Задача № 3
¼ белых,
½ пестрых,
¼ черных
Задача № 3
½ пестрых,
½
белых
Задача № 3
¼ красных,
½ розовых,
¼
белых
Задача № 3
½ красных,
½ розовых
Задача № 3
¼ узких,
½ промеж. ширины
¼ широких
11 12 13 14 15
на обратной стороне каждой карточки напечатана задача № 3
(на дигибридное скрещивание)
см. стр. 6
Ученик решает задачу, выписывает ответ, подходит к столу – 4 этапу
· 4 этап: он должен взять ту карточку с задачей №4, на которой напечатан ответ на его задачу №3:
Задача № 4
АаВа,
Аавв
Задача № 4
АаВв
Задача № 4
Аавв
Задача № 4
ааВв,
аавв
Задача № 4
ааВв
16 17 18 19 20
на обратной стороне каждой карточки напечатана задача № 4
(на наследование, сцепленное с полом)
см. стр. 7
Ученик решает задачу, выписывает ответ, подходит к столу – 5 этапу
· 5 этап: он должен взять ту карточку с задачей №2, на которой напечатан ответ на его задачу №4:
Задача № 5
♀
½ кр.
½ бел.
♂
½ кр.
½ бел.
Задача № 5
♀
здоровы
♂
больны
Задача № 5
♀
здоровы
♂
½ больны
Задача № 5
♀
здоровы
♂
здоровы
Задача № 5
♀
½ больны
♂
½ больны
21 22 23 24 25
на обратной стороне каждой карточки напечатана задача № 5
(на взаимодействие генов)
см. стр. 8
Ученик решает задачу, ответ говорит учителю.
Учитель проверяет ответ (см. ключ ответов):
· если ответ верный, значит, ученик все «барьеры преодолел» –
все задачи решил верно
· если ответ неверный, значит, ученик какую-то задачу решил неверно и перешел на «беговую дорожку» другого варианта – учитель, пользуясь ключом ответов, проверяет все его задачи.
Оценка выставляется по количеству решенных верно задач.
Задачи для 1 этапа игры: задачи на моногибридное скрещивание
Карточка
ЗАДАЧА 1.
Розовидный гребень доминантный признак у кур, простой - рецессивный. Каким будет потомство, если скрестить гетерозиготных кур с розовидными гребнями и гомозиготных петухов с простыми?
Карточка
ЗАДАЧА 1.
Гетерозиготную чёрную крольчиху скрестили с таким же кроликом. Определить потомство по генотипу и фенотипу, если чёрный мех доминирует над серым.
Карточка
ЗАДАЧА 1.
Скрещены гетерозиготный красноплодный томат с гомозиготным красноплодным. Определите потомство по генотипу и фенотипу, если красная окраска плодов доминирует над жёлтой.
Карточка
ЗАДАЧА 1.
У овса устойчивость к головне доминирует над восприимчивостью. Растение сорта, восприимчивого к головне, скрещенного с растением, гомозиготным по устойчивости к этому заболеванию. Каким будет потомство?
Карточка
ЗАДАЧА 1.
У фасоли чёрная окраска кожуры доминирует над белой. Определить окраску семян, полученных в результате скрещивания гомозиготных растений с чёрной окраской семенной кожуры.
Задачи для 2 этапы игры: задачи на неполное доминирование
Карточка
ЗАДАЧА 2.
При скрещивании между собой чистопородных белых кур и таких же петухов потомство оказывается белым, а при скрещивании чёрных кур и черных петухов – чёрными. Потомство от белой и чёрной особи оказывается пёстрым. Какое оперение будет иметь потомство пёстрых кур?
Карточка
ЗАДАЧА 2.
При скрещивании между собой чистопородных белых кур и таких же петухов потомство оказывается белым, а при скрещивании черных кур и черных петухов – чёрным. Потомство от белой и чёрной особи оказывается пёстрым. Какое оперение будет иметь потомство белого петуха и пёстрой курицы?
Карточка
ЗАДАЧА 2. Растения красноплодной земляники при скрещивании между собой всегда дают потомство с красными ягодами, а растения белоплодной земляники – с белыми. В результате скрещивания этих сортов друг с другом получаются розовые ягоды. Каким будет потомство, если скрестить гибриды с розовыми ягодами?
Карточка
ЗАДАЧА 2.
Растения красноплодной земляники при скрещивании между собой всегда дают потомство с красными ягодами, а растения белоплодной земляники с белыми. В результате скрещивания этих сортов друг с другом получаются розовые ягоды. Какое потомство получится, если красноплодную землянику опылить пыльцой гибридной земляники с розовыми ягодами?
Карточка
ЗАДАЧА 2.
У львиного зева растения с широкими листьями при скрещивании между собой дают потомство тоже с широкими листьями, а растения с узкими листьями - только потомство с узкими листьями. В результате скрещивания широколистной и узколистной особей возникают растения с листьями промежуточной ширины. Каким будет потомство от скрещивания двух особей с листьями промежуточной ширины?
Задачи для 3 этапа: задачи на дигибридное скрещивание
Карточка
ЗАДАЧА 3.
Голубоглазый праворукий юноша (отец его был левшой), женился на кареглазой левше (все её родственники - кареглазые). Какие возможно будут дети от этого брака, если карие глаза и праворукость - доминантные признаки?
Карточка
ЗАДАЧА 3.
Скрещивали кроликов: гомозиготную самку с обычной шерстью и висячими ушами и гомозиготного самца с удлинённой шерстью и стоячими ушами. Какими будут гибриды первого поколения, если обычная шерсть и стоячие уши – доминантные признаки?
Карточка
ЗАДАЧА 3.
У душистого горошка высокий рост доминирует над карликовым, зелёные бобы – над жёлтыми. Какими будут гибриды при скрещивании гомозиготного растения высокого роста с жёлтыми бобами и карлика с жёлтыми бобами?
Карточка
ЗАДАЧА 3.
У фигурной тыквы белая окраска плодов доминирует над жёлтой, дисковидная форма – над шаровидной. Как будут выглядеть гибриды от скрещивания гомозиготной жёлтой шаровидной тыквы и жёлтой дисковидной (гетерозиготной по второй аллели).
Карточка
ЗАДАЧА 3.
У томатов красный цвет плодов доминирует над жёлтым, нормальный рост - над карликовым. Какими будут гибриды от скрещивания гомозиготных жёлтых томатов нормального роста и жёлтых карликов?
Задачи для 4 этапа: задачи на наследование, сцепленное с полом
Карточка
ЗАДАЧА 4.
У дрозофилы доминантный ген красной окраски глаз и рецессивный ген белой окраски глаз находятся в Х-хромосоме. Какой цвет глаз будет у гибридов первого поколения, если скрестить гетерозиготную красноглазую самку и самца с белыми глазами?
Карточка
ЗАДАЧА 4.
Отсутствие потовых желёз у людей передаётся по наследству как рецессивный признак, сцеплённых с Х-хромосомой. Не страдающий этим заболеванием юноша женился на девушке без потовых желёз. Каков прогноз в отношении детей этой пары?
Карточка
ЗАДАЧА 4.
Какое может быть зрение у детей от брака мужчины и женщины, нормально различающих цвета, если известно, что отцы у них были дальтониками?
Карточка
ЗАДАЧА 4.
Какое может быть зрение у детей от брака мужчины и женщины, нормально различающих цвета, если известно, что отец у мужчины был дальтоник?
Карточка
ЗАДАЧА 4.
Могут ли дети мужчины – дальтоника и женщины нормально различающей цвета (отец которой был дальтоник), страдать дальтонизмом?
Задачи для 5 этапа: на взаимодействие генов
Карточка
ЗАДАЧА 5.
Форма гребня у кур определяется взаимодействием двух пар неаллельных генов: ореховидный гребень определяется взаимодействием доминантных аллелей этих генов сочетание одного из генов в рецессивном, а другого в доминантном сочетании определяет развитие либо розовидного, либо гороховидного гребня. Особи с простым гребнем являются рецессивными по обоим генам. Каким будет потомство от скрещивания двух дигетерозигот?
Карточка
ЗАДАЧА 5.
Окраска мышей зависит в простейшем случае от взаимодействия двух генов. При наличии гена А мыши как-то окрашены, у них вырабатывается пигмент. При наличии гена а - пигмента нет, и мышь имеет белый цвет. Конкретный цвет мыши зависит от второго гена. Его доминантный аллель В определяет серый цвет мыши, а рецессивный в- чёрный цвет. Скрестили чёрных мышей Аавв с белыми ааВВ. Каким будет F2 ?
Карточка
ЗАДАЧА 5.
У тыквы дисковидная форма пода определяется взаимодействием двух доминантных генов А и В. При отсутствии в генотипе любого из них получаются плоды сферической формы. Сочетание рецессивных аллелей обоих генов даёт удлинённую форму плодов. Определить фенотипы потомства, полученного от скрещивания двух сортов тыквы с дисковидными плодами, имеющими генотипы АаВв.
Карточка
ЗАДАЧА 5.
Коричневая окраска меха у норок обусловлена взаимодействием двух доминантных генов А и В. Гомозиготность по рецессивным аллелям одного или двух этих генов даёт платиновую окраску. При скрещивании двух платиновых норок ааВВ и ААвв все гибриды нового поколения были коричневыми. Каким будет потомство этих коричневых норок?
Карточка
ЗАДАЧА 5.
Ген А у кур подавляет действие гена чёрного цвета В. У кур с генотипом А-белый цвет. При отсутствии гена В куры тоже имеют белый цвет (т.е. гомозиготные по рецессивному гену – белые). Каким будет второе поколение от скрещивания белых леггорнов (ААВВ) и белых виандотов (аавв)?
ВЕРНЫЕ ОТВЕТЫ
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Вариант 5
Задача 1
½ Аа, ½ аа
Задача 1
АА, Аа,
Аа, аа
Задача 1
½ АА, ½ Аа
Задача 1
Аа
Задача 1
АА
Задача 2
¼ белых,
½ пестрых
¼ черных
Задача 2
½ пестрых,
½ белых
Задача 2
¼ красных
½ розовых
¼ белых
Задача 2
½ красных,
½ розовых
Задача 2
¼ узких
½ промеж.
¼ широких
Задача 3
АаВв
Аавв
Задача 3АаВв
Задача 3
Аавв
Задача 3
ааВв
аавв
Задача 3
ааВв
Задача 4
♀
½ красных,
½ белых
♂
½ красных,
½ белых
mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2021 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Пожаловаться на материал