Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Композиция ораторского выступления
Элементы
| Назначение
| Целевые действия
| Приемы и средства
| ВСТУПЛЕНИЕ
| Зачин
| Подготовить аудиторию к восприятию
| Завладеть вниманием, возбудить интерес, заставить слушать, вызвать доверие.
| Обратиться к аудитории, поприветствовать всех присутствующих, сообщить что-нибудь удивительное, факт, историю.
| Завязка мысли
| Поставить проблему
| Показать актуальность темы, выявить противоречие, объяснить тезис, заинтересовать новым материалом. Назвать объект, предмет, цель, задачи.
| Прием сопереживания, парадоксальная ситуация, драма идей и людей, контрастное положение.
| Изложение
| Довести план до аудитории
| Обеспечить понимание цели общения, наметить перспективу, сориентировать слушателей.
| Обращение к интересам, потребностям людей, краткое описание, ссылки на литературные источники, документы.
| ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
| 1-й вопрос
| Представить предмет
| Раскрыть основное понятие, показать структуру (элементы и связи). Проанализировать используемую литературу. Выявить существенные характеристики исследуемого феномена.
| Определение (дефиниция), деление понятия, трактовка, опорная схема, сигнал, образ, картина. Назвать первые исследовательские задачи, механизмы их решения и выводы.
| 2-й вопрос
| Довести сущность до понимания
| Выдвинуть тезис и обосновать новое задание, дать оценку элементов речи, опровергнуть антитезис.
| Доказательство (методы мышления и способы убеждения), взгляды, мнения, свойства, аргументы, факты, приемы критического анализа.
| 3-й вопрос
| Дать установку на деятельность
| Связать теорию с жизнью (практикой), предложить решения
| Данные экспериментов, показательные примеры.
| ЗАКЛЮЧЕНИЕ
| Напоминание
| Закрепить мысль
| Напомнить основной тезис (цель исследования), дать понять, что мысль доказана,
Усилить впечатление.
| Возвращение к проблеме, самый сильный аргумент, факт, афоризм, мудрое изречение, представление непротиворечивости выводов.
| Обобщение
| Убедиться, что цель достигнута
| Подвести к заключению, добиться одобрения и принятия мысли
| Подытоживающие утверждения, эмоциональные средства, яркий пример, цитата
| Пожелание
| Направить деятельность аудитории
| Поставить задачи, мобилизовать, призвать к решению
| Перспективы дальнейшего исследования
| Источник: Тяглова Е.В. Методика апробации исследовательской деятельности…// Исследовательская работа …2006. №1. С.128-135.
Есть некоторые правила, которые будут полезны при подготовке к выступлению:
* писать текст выступления следует короткими фразами, избегая причастных и деепричастных оборотов,
* факты излагать последовательно и логично: от простых и известных к сложным и неизвестным,
* сама речь должна быть сжатой, живой, образной, а некоторая эмоциональность украсит выступление, т.к. она передается аудитории,
* после написания текста выступления, его надо прочесть вслух,
* особенно тщательно продумывается вступление и заключение: во вступлении следует овладеть вниманием аудитории, а в заключении - убедить ее. Вступление должно быть простым, доступным, понятным, интересным,
* жест должен быть выразительным. Сильная жестикуляция или неестественная скованность производит неприятное впечатление. Мимика оживляет доклад,
* произносить речь с убеждением и интонационной выразительностью (то поднимая голос, то понижая его), уверенно и спокойно, в меру громко, соблюдая паузы и обращаясь к слушателям,
· сопровождать доклад презентацией (слайдами), таблицами.
|