Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Господин из Сан-Франциско». Осуждение бездуховности существования. Изображения мирового зла в рассказе.






 

1) Чехов первым отказался от традиционной “лепки” характеров; его рассказы являются выражением особенного внутреннего настроя людей. Несмотря на то, что в чеховских рассказах проявлена социально-психологическая обусловленность происходящего, все же главным становятся не черты поведения героев или их отношений, а определенное их самочувствие.

2) Бунин протестовал, когда делались попытки сблизить его прозу с прозой Чехова. “... С любым отождествлением столь индивидуальных дарований согласиться нельзя. Но это не исключает творческих контактов. Обоим было присуще стремление высветить краткий миг душевного состояния - как знак общей атмосферы своего времени. Для воплощения большого смысла в повседневных, “скромных” проявлениях человека писатели и нашли особые средства, объединяющие изобразительные и выразительные функции повествования.

3) Обоим авторам присуще чувство меры, отразившееся в простоте их прозы; однако, хотя писатели и стремятся к одной цели, пути, которыми они идут, разные. Чехов скупился на эпитеты, бунинская же проза пестрит ими, но определения выбираются точные и к месту, установка же у обоих одна - неприятие щегольства “красным словцом”. Л. А. Колобаева так характеризует Бунина: “ Это личность, в которой совмещается страстность натуры с внешне холодной сдержанностью, аристократическое чувство меры и благородной простоты, неприязнь ко всяческой позе, театральности и наигранности поведения, беспощадное отбрасывание в себе и неприятие в окружающих всего лишнего, чрезмерного”.[1]

4) Событийная канва рассказов упрощена, повествуется об отношениях непримечательных, разобщенных между собой людей в скучной череде дней. Но автора интересует скрытый смысл однообразного существования; Чехов и Бунин в изображении внешне скудной жизни находят возможность выразить ее внутреннее, истинное содержание. С этой целью автор опирается прежде всего не на высказывания или поступки героя, а на его настроение, состояние, на эмоциональную атмосферу вокруг. “Экспрессия авторского слова, интонация изложения играют здесь первостепенную роль. В композиции, красках, повторе отдельных элементов, символической деталировке заключены “подтекстовые” обобщения”.[2]

5) Герои Бунина определенно знали о многих противоречиях бытия, которые лишь угадывались чеховскими героями. Бунин готовит читателя к перелому в душе героя намного раньше, чем персонаж сам это осознает. Автор достигает этого почти незаметными изменениями в колорите и интонации повествования.

6) Начальный этап становления Бунина-писателя отмечен знаком интереса к социальной теме. В рассказах 1900-х годов преобладает мотив тяжелой судьбы различных слоев общества в обстоятельствах жестокой окружающей действительности. Продолжая традиции русской демократической беллетристики 1860-80 годов, Бунин тем не менее избегает традиционного обнажения и обличения язв социальной жизни. Бунин привносит в свои произведения, часто художественно-очеркового жанра, лирически умиротворенное настроение, источником которого можно назвать мир природы.

7) В творчестве Бунина в конце 1890-х - начале 1900-х годов происходят изменения: изображение моментов социальной жизни заслоняется лирическим самовыявлением автора. “Открыто лиричны, медитативны рассказы Бунина 1890-х - первого десятилетия 1900-х годов. Они, как правило, бессюжетны, при этом во многих из них повествование ведется от первого лица. О некоторых вообще трудно сказать, что в них заключено какое-либо объективное содержание; во всяком случае, это содержание - пейзажи, встречи и так далее - оказываются лишь поводом для выражения состояния лирического героя”[3]. Бунин кажется современникам равнодушным к общественным вопросам, борьбе между идейными течениями, вообще к современности. Действительно, Бунин оставался чужд революционному движению начала века, но и в его рассказах заявила о себе общая для русской реалистической литературы тема кризиса социальной жизни. Рассказы “Антоновские яблоки” и “Руда”, опубликованные в годах, сопровождались подзаголовком “Из книги “Эпитафии”; многие бунинские рассказы первой половины 1890-х годов можно отнести к своеобразным “эпитафиям”. В них Бунин создает ощущение запустения, кризиса крестьянской жизни, отсутствия выхода и надежды на изменения. Можно сказать, что основная тема рассказов Бунина того времени - тоска по утерянному, ушедшему или несбывшемуся. “В произведениях, созданных на рубеже века, - уже иное. В них идет речь о смене форм жизни: “Руда! Может быть, скоро задымят здесь трубы заводов, лягут крепкие железные пути на месте старой дороги и поднимется город на месте дикой деревушки”[4].

8) Творчество Бунина 1890- начала 1900-х годов складывается из простейших жизненных явлений и мелочей, о которых повествуется скромным, веским слогом. На первый взгляд автор далек от прямого вмешательства в судьбу героев, но в реальности его голос активно включается в повествование; об этом свидетельствует оппозиционный опыту героев “подтекст”. В его произведениях всегда заметно внутреннее развитие ключевой философско-эстетической мысли, которая обретает в финале новое, образованное столкновением двух различных начал качество.

9) Бунин - поэт и прозаик, и это определяющее обстоятельство: в прозе он также и поэт. С самого начала его творчество существует под знаком синтеза прозы и поэзии. “Путь писателя шел от лирико-философских этюдов типа “Сосен”, “Антоновских яблок”, “Новой дороги” к рассказам - “портретам”, характерам (“Ермил”, “Захар Воробьев”, “Лирник Родион”, “Худая трава” и др.), вплоть до рассказов “романного типа”, рассказа-судьбы в духе “Чаши жизни”, к повествованию о главной, с его точки зрения, оси российской жизни - деревне и усадьбе, о главных действующих лицах истории России - мужике и барине, поместном дворянине (повести “Деревня”, 1910 и “Суходол”, 1912), к тревожным раздумьям о трагических загадках русского национального характера, о будущем России”[5].

«Чистый понедельник» - любимый рассказ Бунина. Поэтизация мира ушедшей Москвы. Герои и их романтическое и трагическое чувство. Литературные реминисценции и их роль в рассказе. Неожиданность финала. «Тёмные аллеи». Трагизм сюжетов. Образы героинь рассказов.

РЕЦЕНЗИЯ НА РАССКАЗ «ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК».

Внешние события рассказа " Чистый понедельник" не отличается большой сложностью и вполне вписывается в тематику цикла " Темные аллеи". Это повествование о прекрасной молодой любви двух безымянных людей – мужчины и женщины.

Как и большинство произведений Бунина, «Чистый понедельник» - это попытка автора описать и донести до читателя свое понимание феномена любви, чем занимались многие великие писатели до и после Бунина, но при том каждый находил в любви что-то особенное, отличающее ее от других чувств. Для Бунина всякая настоящая, искренняя любовь – великое счастье для человека, даже если она заканчивается гибелью или разлукой. «Солнечный удар» - вот лучшее определение любви в понимании Бунина, она приходит внезапно, резко и кардинально меняя мировосприятие человека, его взгляд на окружающую действительность. Но когда счастье любви проходит, остается только боль – человек уже не способен вернуться к прежней жизни. «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день а мгновение», - пишет Иван Сергеевич Тургенев в повести «Ася». На мой взгляд, тургеневская концепция любви сходна с бунинской.

Но рассказ «Чистый понедельник» - это не только рассказ о любви, к этому здесь также примешиваются проблемы нравственности, необходимости жизненного выбора, честности перед собой.

Бунин рисует этих двух молодых людей красивыми, уверенными в себе: «Мы оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами». Автор подчеркивает, что материальное и физическое благополучие – отнюдь не залог счастья. Счастье – в душе человека, в его самосознании и мироощущении. «Счастье наше, дружок, - приводит героиня слова Платона Каратаева, - как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету».

Возлюбленные в «Чистом понедельнике» - абсолютно разные люди. Он, несмотря на свою привлекательность и образованность, обыкновенный, не отличающийся особой силой характера, человек. Она же действительно цельная, редкая «избранная» натура. И ее волнуют серьезные нравственные вопросы, проблема выбора дальнейшей жизни.

Она отказывается от мирской жизни, от развлечений, светского общества и, что самое главное, от своей любви, и уходит в монастырь на «чистый понедельник», первый день Великого поста. Несомненно, это не беспочвенный порыв, она шла к нему очень долго – посещала монастыри, церкви, кладбища. Только в соприкосновении с вечным, духовным она чувствовала себя на своем месте. Может показаться странным, что она совмещала эти занятия с походами в театры, рестораны, чтением модных книг, общением с богемным обществом. Это можно объяснить ее молодостью, которой свойствен поиск себя, своего места в жизни. Ее сознание разорвано, гармония души нарушена. Она напряженно ищет что-то свое, цельное, героическое, самоотверженное и находит свой идеал в служении Богу. Настоящее кажется ей жалким, несостоятельным, и даже любовь к молодому человеку не может удержать ее в мирской жизни.

Рассказ «Чистый понедельник» повествует о самосовершенствовании и восхождении личности на новые этапы, которому ничто не может быть преградой, даже такое чувство как любовь. Мастерская лаконичная манера Бунина позволяет уместить на нескольких страницах столько глубинного смысла, сколько бывает основой целого романа, а главную героиню «Чистого понедельника» по значимости можно сопоставить со многими женскими образами крупной прозы XIX века, например, с Сонечкой Мармеладовой.

Концентрированность повествования как характерная черта рассказов Бунина. Их эстетическое совершенство. Толстовские и чеховские традиции в прозе Бунина.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал