Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, связанные с государственной тайной.






Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства - это предусмотренные нормами гл. 29 УК (ст. ст. 275 - 284) общественно опасные деяния, совершенные с умыслом или по неосторожности, направленные против основ конституционного строя и безопасности государства.

Родовой объект преступлений, предусмотренных разделом X УК, - государственная власть.

Видовым объектом преступлений, предусмотренных гл. 29 УК, являются основы конституционного строя и безопасности государства. В зависимости от непосредственного объекта их можно классифицировать на следующие виды:

преступления против основ безопасности государства:

- государственная измена - ст. 275;

- шпионаж - ст. 276;

- насильственный захват власти или насильственное удержание власти - ст. 278;

- вооруженный мятеж - ст. 279;

- диверсия - ст. 281;

- разглашение государственной тайны - ст. 283;

- утрата документов, содержащих государственную тайну, - ст. 284;

преступления против основ конституционного строя:

- посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля - ст. 277;

- публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности - ст. 280;

- возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства - ст. 282;

- организация экстремистского сообщества - ст. 282.1;

- организация деятельности экстремистской организации - ст. 282.2.

Разглашение государственной тайны (ст. 283 УК). Предмет преступления - сведения, составляющие государственную тайну.

Объективную сторону образует разглашение указанных сведений, если они стали достоянием других лиц. Ответственность по ст. 283 наступает при условии, что в действиях виновного нет признаков государственной измены (ст. 275 УК).

Преступление имеет формальный состав.

Субъективная сторона - умысел или неосторожность.

Субъект - специальный. Им может быть лицо, которому государственная тайна:

- была доверена;

- стала известна по службе или работе.

Наступление тяжких последствий является признаком квалифицированного состава преступления (ч. 2 ст. 283). Состав - материальный. Субъективная сторона - неосторожность.

7. Утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК). Предметом преступления признаются:

- документы, содержащие государственную тайну;

- предметы, сведения о которых составляют государственную тайну.

Объективную сторону преступления образует нарушение правил обращения с указанными документами и предметами, если это повлекло их утрату и наступление тяжких последствий.

Состав преступления - материальный.

Субъективная сторона - неосторожность.

Субъект - специальный: лицо, имеющее доступ к государственной тайне.

Понятие, общий юридический анализ и виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Понятие и виды должностного лица.

Под преступлениями против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления понимают предусмотренные нормами гл. 30 УК (ст. ст. 285 - 293) общественно опасные деяния, совершенные виновно против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Видовым объектом являются общественные отношения, обеспечивающие правильную, то есть соответствующую закону, работу властного публичного аппарата (государственная власть, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления), а непосредственным - отношения, обеспечивающие правильную работу отдельных звеньев данного аппарата.

В зависимости от субъекта все преступления, предусмотренные гл. 30 УК, можно разделить на совершаемые:

должностными лицами:

- злоупотребление должностными полномочиями - ст. 285;

- нецелевое расходование бюджетных средств - ст. 285.1;

- нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов - ст. 285.2;

- превышение должностных полномочий - ст. 286;

- отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ - ст. 287;

- незаконное участие в предпринимательской деятельности - ст. 289;

- получение взятки - ст. 290;

- халатность - ст. 293;

государственными служащими или служащими органов местного самоуправления, не являющимися должностными лицами, - присвоение полномочий должностного лица - ст. 288;

как должностными лицами, так и служащими:

- служебный подлог - ст. 292;

- незаконная выдача паспорта гражданина РФ, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства РФ - ст. 292.1;

- любыми лицами, отвечающими признакам общего субъекта, - дача взятки - ст. 291.

Согласно примечаниям к ст. 285 УК, должностными лицами в статьях гл. 30 УК признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие:

- функции представителя власти;

- выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

К представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов РФ, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД России и ФСБ России, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями).

Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.

К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

Выполнение перечисленных функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом (стажеры органов милиции, прокуратуры и др.), нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой (народные и присяжные заседатели и др.).

Под лицами, занимающими государственные должности РФ, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Под лицами, занимающими государственные должности субъектов РФ, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям гл. 30 УК в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

Иностранные должностные лица и должностные лица публичной международной организации, совершившие преступление, предусмотренное статьями гл. 30 УК, несут уголовную ответственность по статьям названной главы в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

Вопросам квалификации ряда преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, назначения за их совершение наказания посвящено Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 " О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе"



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал