Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимодействие генотипа и среды в развитии. Основные типы средовых влияний.






Результат развития – фенотип – зависит от совместного действия генов и среды. Одинаковые условия среды в разной степени благоприятны для людей с различными генотипами.

Родители предоставляют потомству и гены, и домашнюю среду, причём и то и другое зависит от собственных генов родителей. В результате имеется корреляция между генотипом ребенка и средой, в которой он воспитывается.

У родителей с высоким интеллектом, вероятнее всего, родится ребенок с генетически высоким интеллектом. Но родители с высоким интеллектом скорее всего будут также создавать своему ребенку среду, стимулирующую интеллект. Вследствие подобной двойной связи генотипа и среды ребенок получит двойную дозу интеллектуальных возможностей. А ребенок родителей с низким интеллектом может помимо генетически обусловленного низкого интеллекта получить и домашнюю среду, которая только усилит его интеллектуальную отсталость. Некоторые родители могут специально создавать среду, отрицательно коррелирующую с генотипом ребенка: родители-интроверты могут поощрять социальную деятельность ребенка, чтобы противодействовать его врождённой интровертности.

Два типа влияния среды:

1. Источник сходства между родственниками – общая среда, одинаково воздействующая на родственников = стиль воспитания, статус и доходы семьи, уровень интеллектуальной стимуляции.

2. Источник индивидуальных различий – индивидуальная среда, неодинаковые воздействия на родственников, воспитываемых вместе = происшествия, друзья, отношения со сверстниками и родителями. Основной источник средовых влияний на психологические свойства человека.

 

 

18. Гено-средовые эффекты: генотип-средовые корреляции, генотип-средовые взаимодействия и ассортативность.

Есть три класса гено-средовых эффектов:

1 - Генотип-средовые корреляции: генотип определяет многие средовые воздействия. Корреляция пассивна, если человек просто «наследует» среду в соответствии с полученными природными задатками; реактивна, если среда (окружающие, родители) реагирует на индивидуальность человека и строит с ним отношения; активна, если человек сам выбирает или создаёт среду соответственно особенностям своего генотипа. (= В зависимости от своего генотипа человек реагирует на среду – пассивно принимают имеющееся, ждёт ответных действий или активно формирует её сам).

2 - Генотип-средовые взаимодействия: среда оказывает разное воздействие на особей с разным генотипом. От особенностей генотипа зависит реакция на воздействия среды.

3 – Ассортативность – неслучайность выбора брачного партнёра (корреляция между супругами по интеллекту, по росту, по темпераменту или пр.). Ассортативность положительна, если пары подбираются по принципу сходства, и отрицательна, если по принципу противоположности. Обычно в брак (скрещивание) вступают с себе подобными, сходными по какому-то признаку (поведенческому, физиологическому).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал