![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ценообразование в условиях олигополии.
Олигополия – это рыночная ситуация, при которой в отрасли действует достаточно небольшое число товаропроизводителей. Главная характерная черта – всеобщая зависимость участников друг от друга: любое действие по изменению ценовой политики не может оказаться незамеченным конкурентами. Это очень усложняет поведение каждого участника, т.к. при определении цены и объема производства необходимо учесть ответные шаги конкурентов. Ценообразование на олигополистическом рынке имеет некоторые особенности: оно является " негибким" и предполагает наличие согласованных действий участников конкуренции при формировании цены. В связи с этим в олигополии существует 4 варианта ценообразования: 1). «Ломаная» кривая спроса (исключается предварительная договоренность – каждый сам по себе) Рис. 31. «Ломаная» кривая спроса.
Компании равнозначны: действия одной из них привлекают внимание конкурентов. Цены поднялись – конкуренты не реагируют, а клиенты ушли к конкурентам; цены снизились – незначительно увеличилось число клиентов, либо конкуренты снизят цены еще больше. Итог: компании невыгодно снижать цены, т.к. другие компании устроят ей ценовую войну и задавят. Поэтому цены негибкие. Либо не надо менять цены, либо надо идти на сговор. На практике обычно используются следующие варианты ценообразования: 2). Тайный сговор (незаконно): это удобно для производителя, но неудобно для потребителя. Главное условие – небольшое число фирм, которые молчаливо или непосредственно договариваются разделить рынки, ограничив конкуренцию. Это снижает неопределенность, повышает прибыль. И нет новых конкурентов. Препятствия тайному сговору: - различия в издержках производителя, - чем больше участников конкуренции, тем сложнее договориться, - конкуренция иностранных производителей, - мошенничество, - законодательство.
3). Лидерство в ценах: если конкуренты неравнозначны и есть явный лидер, то он может решить изменить цену, открыто объявляет об этом, а остальные принимают информацию к сведению. Лидер не реагирует на сиюминутный спрос и меняет цены тогда, когда меняется цена на факторы производства и весь отраслевой спрос.
4). Издержки плюс: метод проб и ошибок, который используют только компании, обладающие значительной долей рынка. Принимая во внимание типичный для компании объем производства (около 75-80% мощностей), рассчитываются средние издержки и к ним прибавляется средняя прибыль.
В олигополии важно, как производить: конкуренция товара и конкуренция технологий. Эта модель конкуренции очень быстро распространяется: все новые отрасли становятся олигополией, т.к. они тесно связаны с НТП.
|