Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие конкуренции, ее механизм, основные виды.






 

Изучение первого вопроса следует начать с того, что все товаропроизводители стремятся к соответствию предлагаемых ими к реализации товаров потребительскому спросу. Потребителей же интересует соотношение цены и качества. Действия производителей и потребителей при различных моделях рынка отличаются друг от друга. Различные соотношения спроса и предложения определяют формы и методы конкурентной борьбы как между продавцами, так и покупателями товаров. Выше уже говорилось о существовании " рынка продавца" и " рынка покупателя". В первом случае соперничество идет между потребителями, во втором - между производителями продукции. Современный рынок является " рынком покупателя", а " рынок продавца" встречается в редких случаях.

Конкуренцию можно определить как противоборство между производителями товаров за право получения максимальной прибыли от продажи продукции. Каждый предприниматель преследует только свой собственный, интерес, часто за счет ущемления интересов других.

Конкурентная борьба, являясь экономической формой принуждения к рациональному и эффективному хозяйствованию, в итоге означает борьбу за потребителя, за снижение индивидуальных издержек производства и цен. Цены на продукцию в таких условиях формируются на основе реальной оценки потребительской ценности товара. Следовательно, все товаропроизводители вынуждены объективно оценивать свои позиции с точки зрения удовлетворения потребностей людей. Поэтому конкуренция представляет собой единственный и ничем не заменимый механизм, при помощи которого происходит общественная оценка того, что сделано, сравнение затрат и результатов. Этот механизм присущ любому обществу, в котором производство основано на разделении труда и на обмене.

Выделяется также шесть основных функций конкуренции:

1) регулирующая (спрос и предложение благ)

2) аллокационная (размещение факторов производства в местах, где наибольшая отдача)

3) инновационная (нововведения)

4) адаптационная (приспособление предприятий: движение от самосохранения к экспансии)

5) распределительная (ВНП среди потребителей; воздействие прямое и косвенное.)

6) контролирующая (недопущение диктата одних агентов рынка над другими)

 

Через конкуренцию проявляется рыночная власть, т.е. степень воздействия каждой отдельной фирмы на рынок (цены и другие параметры). Чем меньше воздействие отдельной фирмы, тем выше конкуренция на данном рынке. В связи с этим можно выделить четыре довольно несхожие рыночные ситуации: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополистическая конкуренция, чистая монополия. Подробнее о них будет сказано ниже. Вторая, третья и четвертая рыночные ситуации представляют собой несовершенную конкуренцию.

Конкуренция возникла одновременно с товарным производством, однако лишь при капитализме она превратилась в главный рычаг рыночного регулирования общественного производства. К середине XIX в. получил широкое развитие рынок со свободой конкуренцией, не регулируемый государством. Такой рынок воздействовал на товаропроизводителей исключительно через механизм спроса и предложения, колебание цен, постоянно заставляя считаться с требованиями потребителей, улучшать качество, повышать производительность труда, расширять производство, снижать издержки. В этот период четко определились две основные формы конкуренции – внутриотраслевая и межотраслевая.

 

 

Внутриотраслевая происходит между фирмами одной отрасли, производящими однородный или дифференцированный товар, за право максимально возможного контроля над ценами, объемом продаж, соотношением спроса и предложения на рынке данного товара». Цель конкурентной борьбы - перераспределение прибыли внутри отрасли. Результатом является формирование рыночной цены на товар.

Мы будем рассматривать модели совершенной и несовершенной конкуренции на основе внутриотраслевой.

Межотраслевая конкуренция происходит между фирмами различных отраслей за право вложения капитала в наиболее прибыльные отрасли. Капиталы направляются в те отрасли, где в данный момент наиболее высока норма прибыли, т.е. соотношение между прибылью и общими издержками, выраженное в процентах.

Перелив капиталов из одних сфер экономики и отраслей в современных условиях происходит различными путями.

В результате межотраслевой конкуренции образуется средняя прибыль и средняя норма прибыли, и цена производства, т.е. все товары во всех отраслях продаются по ценам, покрывающим издержки производства и приносящим среднюю прибыль. Практика показывает, что колебания норм прибыли в различных отраслях промышленности происходят вокруг средней нормы прибыли, которая равна отношению совокупной массы прибыли ко всему авансированному капиталу, выраженному в процентах.

Принято различать также ценовую и неценовую конкуренцию. Ценовая конкуренция - это соперничество между фирмами за увеличение дополнительной прибыли на основе уменьшения издержек производства и снижения цен на свою продукцию без изменения качества и ассортимента товара. Это исторически исходная форма конкуренции.

В современных условиях преобладающей является неценовая конкуренция, ее основу составляет борьба за дифференцированный спрос. Усилия фирмы направлены, прежде всего, на выпуск продукции, которая соответствует различным потребительским запросам. И только после этого можно определить пути снижения издержек производства и цен. Неценовая конкуренция включает множество методов, позволяющих выделить сой товар из множества других.

Можно также выделить недобросовестную конкуренцию - действия хозяйствующих субъектов, нарушающие общепринятые правила и нормы конкуренции:
- демпинг;
- установление дискриминационных цен или контроля за деятельностью конкурента с целью прекращения этой деятельности;
- экономический шпионаж;
- тайный сговор на торгах и создание тайных картелей;
- подделка продукции конкурентов;
- ложная информация и реклама;
- махинации с деловой отчетностью;
- нарушение качества, стандартов и условий поставки продукции;
- коррупция и др.

Следует отметить, что все действия конкурирующих фирм направлены на достижение конечной цели - монополизации рынка данного товара ради извлечения максимально возможной прибыли. Однако практика показала, что ни одна фирма так и не сумела достичь этой цели. В настоящее время ни в одной отрасли экономики зарубежных стран нет абсолютных монополистов. Исключение составляют временные, случайные или локальные монополии, о которых будет сказано ниже. Особенности производства в различных отраслях предполагают различные сочетания в них монополии и конкуренции.

Каждая фирма, стремясь к максимизации прибылей, решает три задачи: что производить, в каком количестве и по какой цене продавать товар? С целью выяснения этих вопросов мы остановимся более подробно на каждой из упомянутых нами моделей рынка. Эти модели различаются по количеству функционирующих капиталов, степени легкости вхождения в отрасль и выхода из нее, по тому, стандартный или дифференцированный продукт выпускают фирмы, - все это, в конечном счете, означает степень контроля над ценами.

2.Совершенная конкуренция или чистый капитализм: общая характеристика.

Изучение второго вопроса следует начать с постановки проблемы, что же такое совершенная конкуренция или чистый капитализм. Основной чертой данной модели рынка является наличие неограниченного количества независимых участников хозяйственной деятельности. Они производят однородный стандартизированный продукт, имеющий одинаковые потребительские свойства. Кто именно создал данную вещь, определить невозможно, поэтому покупателю безразлично, у кого покупать товар.

Вследствие стандартизации продукции отсутствуют основания для неценовой конкуренции, основанной на различиях в качестве товаров, рекламе или стимулировании сбыта. Для чистого капитализма характерна конкуренция посредством цен.

Следует также заметить, что в конкурентной борьбе участвует большое количество малых и очень малых капиталов, которые высокомобильны и которые достаточно просто накопить. Технология производства также не отличается большой сложностью. Все это обусловливает свободное вступление в отрасль и выход из нее. Никаких серьезных препятствий финансового, технологического, законодательного плана, которые могли бы помешать возникновению новых фирм или их оттоку, не существует.

Регулирующая роль государства при чистом капитализме минимальна. Она сводится в основном к сбору налогов и защите внутреннего рынка от конкурентов извне.

Следует также остановиться на том, что совершенная конкуренция исключает возможность контроля над ценами со стороны одной фирмы. Каждый производитель выпускает настолько незначительную часть от общего объема производства, что любое изменение в количестве предлагаемой им для продажи продукции не окажет никакого влияния на общее предложение и цены. При этом, выходя на рынок, индивидуальный производитель не может назначить свою цену на товар. Он вынужден согласиться с действующей ценой, устраивает она его или нет, по мере возможностей приспособиться к ней»

Совершенная конкуренция имеет еще одну особенность. Спрос на продукцию отдельной фирмы является совершенно эластичным. Поскольку фирма не может оказать воздействия на общий объем предложения и цены на рынке, то и все остальные конкуренты не могут повлиять на ее поведение и на объем ее продаж. Производитель может продать по сложившейся на рынке цене любое доступное его производственным мощностям количество товара.

На совершенно конкурентном рынке, по определению, действуют предприятия, объем продаж которых составляет лишь малую долю от совокупного рыночного оборота, так что увеличение или уменьшение объема продаж предприятия не изменяет заметно величину общего рыночного предложения. Поэтому рыночная цена товара, а следовательно, и рыночный спрос на товар отдельного продавца никак не изменяются от его действий. Спрос на товар отдельного предприятия является абсолютно эластичным. Кривая такого спроса представляет собой горизонтальную линию (рис. 12).

Рис. 12. Кривая спроса на продукцию отдельной фирмы.

 

Что касается общего рыночного спроса, то его график будет иметь вид нисходящей кривой, как это было показано в разделе " Спрос и предложение". Все фирмы, действуя изолированно друг от друга, но одновременно, могут вызвать колебания общего объема продаж и цен. Но для каждого отдельного производителя цена есть данная и относительно постоянная величина.


Рис.13 Графики рыночного спроса и спроса на продукцию отдельной фирмы.

 

На левом графике изображены кривые рыночного спроса (DM) и предложения (SM), пересечение которых устанавливает равновесную рыночную цену P*. Эта цена становится ценой реализации продукции каждого продавца независимо от объема его собственного производства. Это отражено на правом графике – кривой спроса на продукцию отдельного производителя (D). При росте отраслевого спроса до DM2 рыночная цена поднимется, но кривая спроса D2 для каждого продавца останется совершенно эластичной, параллельной старой кривой.
Совершенная конкуренция дает возможность наилучшим образом использовать редкие ресурсы.

Производственная эффективность чистой конкуренции состоит в том, что каждый необходимый обществу товар должен производиться наименее дорогостоящим способом. Это означает, что фирмы в условиях господства ценовой конкуренции должны использовать наилучшую из доступных (наименее дорогую) технологию, иначе они не выживут. В производстве надо задействовать минимум ресурсов. В соответствии с такими издержками устанавливается цена. Это наиболее желательная для потребителя ситуация.

Чистая конкуренция на практике встречается очень редко. До середины XIX века, пока капитализм переживал период становления, конкуренция между производителями была похожа на совершенную. Та эпоха так и называется – капитализм свободной конкуренции. Впоследствии ситуация изменилась и в современных условиях конкуренция является несовершенной. В чем же состоит необходимость подобного подробного анализа данного экономического явления? Дело в том, что совершенная конкуренция представляет собой простейшую ситуацию, на основе которой можно изучать понятия " спрос", " предложение", " издержки", " доход", " цена". Все предыдущие разделы являли собой именно модель чистого капитализма. Существует также несколько рынков, которые похожи на рынок совершенной конкуренции: рынок сельскохозяйственной продукции или валютные рынки. Кроме того, совершенная конкуренция - это тот эталон, или стандарт, по которому можно определить, насколько эффективна или неэффективна реально функционирующая экономика.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал