![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема №7
Обеспечение плотности соединений Обеспечение плотности соединений притиркой. Притирка клапанов. В тех случаях, когда необходимы плотное прилегание поверхностей или герметичность соединения, применяется притирка сопрягаемых деталей, которая может осуществляться при помощи специальных механизированных приспособлений или вручную. Притирка производится различными притирочными пастами и порошками. В качестве паст применяются смеси абразивных порошков с минеральными маслами, керосином, бензином, техническим салом и специальной пасты ГОИ. Существует два способа притирки деталей. Первый способ заключается в притирке одной детали к другой. Таким способом притирают клапана, пробки, краны и т. п. Второй способ состоит в притирке каждой детали третьей. Припуск на притирку зависит от предварительных станочных операций: притирочных, шлифовальных и доводочных - и составляет не более 5 - 10 мкм. Производительность при притирке можно повысить путём применения специальных приспособлений и механизации притирочных работ, используя для этого не только специальные, но и универсальные станки (сверлильные, токарные и др.). Для одновременной притирки нескольких клапанов используются многошпиндельные станки. Качество притирки проверяют различными способами. Например, протерев насухо замшей испытуемый клапан со стороны камеры сгорания, наливают керосин в патрубок крышки или через боковое окно корпуса клапана. Через 5 минут тщательно осматривают клапан со стороны камеры сгорания, если обнаруживается протекание керосина, притирку повторяют. Сборка резьбовых соединений В зависимости от функционального назначения резьбовые соединения выполняются без предварительной затяжки или с предварительной затяжкой (для обеспечения гарантированной величины натяга). Гарантированная величина натяга в соединении обеспечивается следующими способами: по крутящему моменту, по удлинению болта, по углу поворота гайки и комбинированным методом. Сила предварительной затяжки определяется по формуле:
P – внешняя сила, действующая в соединении, Н EБ, EД – модули упругости болта и детали, МПа FБ, FД – площадь поперечного сечения болта и скрепляемых деталей, мм2 Момент, который создаёт силу затяжки PЗ и преодолевает трение гайки в резьбе и под гайкой, для метрической резьбы определяется по формуле:
dср – средний диаметр резьбы, мм S – шаг резьбы, мм mр – коэффициент трения в прямоугольной резьбе mт – коэффициент трения на торце гайки D – диаметр опорной поверхности гайки, мм d0 – диаметр отверстия под болт, мм Силу затяжки гайки ключом находят по формуле:
L – длина рукоятки ключа Для сборки резьбовых соединений и контроля момента затяжки используют динамометрические ключи и другие инструменты. Расчёт затяжки по удлинению болта сводится к определению удлинения по формуле:
l – длина болта между торцами гайки и головки, мм При комбинированном способе осуществляют сначала предварительную затяжку (»30% от PЗ) по крутящему моменту, а окончательную – по углу поворота гайки. При сборке соединений уделяется особое внимание равномерности затяжки всех болтов, поэтому затяжку следует производить в три периода: на одну треть PЗ, на две трети PЗ, а затем полное значение PЗ. Равномерность затяжки гаек в многоболтовых соединениях зависит также от её последовательности. Пример: Сборка прессовых соединений Неподвижные неразъёмные соединения по способу создания натяга делятся на продольно-прессовые, поперечно-прессовые, и комбинированные (гидропрессовые). Продольно-прессовые соединения осуществляются под действием ударов молотка или груза и на прессах различной конструкции. Усилие запрессовки определяется
f – коэффициент трения при запрессовке; d – номинальный диаметр сопряжения, мм; l – длина запрессовки, мм; p – напряжение сжатия, МПа; Значение коэффициента трения зависят от материала деталей, шероховатости поверхности и величины p. Поперечно-прессовые соединения выполняются следующими способами: нагревом охватывающей детали, охлаждением охватываемой детали, пластической деформацией. Температура нагрева охватывающей детали:
d - величина натяга; a0 – коэффициент линейного расширения детали, град-1 d – номинальный диаметр сопряжения. Для создания технологического зазора при сборке фактическая температура нагрева должна быть больше расчётной на 20…30%. Нагрев деталей осуществляется в масле, в жидких расплавах, электроиндукционным путём и т. д. Охлаждение детали создает более благоприятные условия для сопряжения, чем нагрев. Температура охлаждения определяется по формуле:
D - технологический зазор, мкм. Охлаждение деталей производится в жидких охлаждающих средах: твёрдой углекислоте (-70°С), в жидком азоте (-196°С), жидком воздухе (-190°С), жидком кислороде (-182, 8°С). Соединение деталей вальцеванием Вальцованные соединения выполняются специальным инструментом – вальцовки вручную, с использованием пневматического электропривода или на станках. Качество вальцованного соединения оценивается степенью развальцовки (в %):
dв – начальный диаметр трубы (внутренний); dв’ – внутренний диаметр после развальцовки; d0 – диаметр отверстия в трубной доске; dн – наружный диаметр трубы до вальцовки. Оптимальное значение e зависит также от материала деталей. Например, для стальных труб 0, 8…1, 8%; для латунных – 0, 5…0, 8%.
|