![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Реечные домкраты
В основе такого устройства - вертикальная рейка с зубцами или, как показано на иллюстрации - отверстиями.
Рис.17. Реечный домкрат.
Подхват реечного домкрата перемещается в вертикальной плоскости либо с помощью качающегося рычага, либо вращающейся зубчатой шестерни - тогда вместо рычага у домкрата ручка вращения. Реечные домкраты нашли свое применение главным образом в грузовом автотранспорте. Причинэтому несколько (достоинство) - в первую очередь большая грузоподъемность и рабочий ход. Не последнее место занимает и высокий КПД устройства, достигающий 85 %. Однако конструкция реечного домкрата несет и ряд недостатков, наиболее значимым из которых является размер домкрата - в багажнике легковой машины ему будет явно тесно. Реечные домкраты в строительстве применяются для: - правки стальных конструкций, - выверки колонн, - подъёма грузов при погрузочно-разгрузочных, монтажных и ремонтных работах.
Рис.18. Приспособление для выверки колонн реечным домкратом.
Реечныйдомкрат состоит из стального корпуса, в направляющих которого перемещается односторонняя зубчатая рейка. В верхней части рейки расположена грузовая головка, а внизу - лапа для подъема низкорасположенных грузов. Для подъема и опускания рейки вращают рукоятку, которая с рейкой соединена системой шестерен. На высоте груз удерживается с помощью грузоподъемного тормоза, установленного на одной из шестерен. Реечными домкратами можно поднимать грузы массой до 10 т на высоту до 0, 4 м. Реечный домкрат изготовляют грузоподъемностью до 3÷ 5 т с высотой подъема 0, 3-0, 6 м с ручным приводом. Особенность домкратов реечных состоит в низком расположении подъемной площадки - 9 см от пола, пошаговое опускание под нагрузкой. Данная конструкция домкратов реечных и их большой ход делают возможным применение их в качестве ручной лебедки - достаточно дополнить домкрат тросом либо цепью с крюками.
Рис.19. Реечный домкрат: а – схема; б – конструкция: 1 – рукоятка; 2 – стальная зубчатая рейка; 3 – приводной вал; 4 – храповое колесо; 5 – собачка; 6 – зубчатая пере- дача; 7 – вращающаяся головка; в – грузоупорный тормоз: 3 – рукоятка; 5 – собачка; 9 – втулка с винтовой нарезкой (закреплена шпонкой на при- водном валу механизма); 10 – храповое колесо (служащее тормозным диском); 11 – фрикционные накладки.
Грузоупорный тормоз представляет собой комбинацию из храпового останова и дискового тормоза. На приводном валу механизма закреплена шпонкой втулка 9 с винтовой нарезкой, на которую навинчена рукоятка 3. Между заплечиками втулки и рукоятки свободно насажено храповое колесо 10, служащее тормозным диском. При вращении рукоятки в сторону подъёма груза она навинчивается на втулку и с помощью фрикционных накладок 11 зажимает храповое колесо между заплечиками втулки и рукоятки. Возникающая на рабочих поверхностях диска и заплечиков сила трения используется для передачи крутящего момента приводному валу 12, а собачка 5 свободно проскальзывает по зубьям вращающегося храпового колеса. При прекращении подъёма собачка упирается в зубья храповика и удерживает груз. Для опускания груза рукоятку следует вращать в обратную сторону. В этом случае рукоятка, смещаясь по резьбе вправо, ослабляет зажатое храповое колесо и даёт возможность грузу опускаться, т.к. связь вала (через втулку и тормозные поверхности храпового колеса) с удерживающей собачкой прекращается. Как только скорость вращения вала под воздействием груза превысит скорость вращения рукоятки, последняя снова станет навинчиваться на втулку, зажмёт храповое колесо, восстановит связь с неподвижной собачкой, и опускание груза прекратится. Т.о. применение грузоупорного тормоза обеспечивает автоматическое стопорение груза при неподвижной рукоятке и ограничивает скорость его опускания при вращении рукоятки. В корпусе домкрата перемещается стальная зубчатая рейка 2, на верхнем конце которой 7 установлена вращающаяся головка - подхват, а нижний конец загнут и образует лапу, что допускает захват груза на малой высоте. Грузоподъемность на лапе равна половине основной грузоподъемности домкрата. Рейка поднимается и опускается вращением рукоятки 1, которая связана с рейкой зубчатой передачей 6. На приводном валу 3 имеется храповое колесо 4, а на корпусе - собачка 5, которая, упираясь в зубья храпового колеса, препятствует опусканию рейки. Поднимать груз реечным домкратом с откинутой собачкой запрещается. Все реечные домкраты по правилам Госгортехнадзора Украины оборудуются устройствами, предотвращающими произвольное опускание груза. КПД реечных домкратов 0, 6-0, 8.
Рис.20. Домкрат реечный для подъёмки ж/д пути.
Таблица 1
|