Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Версальский парк






Нынешняя площадь Версальского парка составляет лишь одну десятую часть прежнего королевского поместья, простиравшегося на 8000 гектаров. На его территории, помимо архитектурных памятников, расположено несколько парков во французском стиле, которые спроектировал знаменитый ландшафтный архитектор эпохи Людовика XIV Андре Ленотр. В 17-18 веках были созданы парки малых версальских дворцов – Большого и Малого Трианонов. Остальную часть парка занимают лесные и сельскохозяйственные угодья.

Все устройство парка подчинено строгой симметрии: яркие цветники выполнены в виде геометрических узоров, по прямой оси тянутся идеально ровные аллеи деревьев, бассейны имеют правильную форму. Тем самым Ленотр положил начало моде на регулярные парки во французском стиле с их словно кружевными партерами, напоминающими мозаику из газонов, цветочных клумб и зеленых изгородей.

Гордостью парка являются фонтаны, число которых достигает 2000. Среди них действующими сегодня являются 1700 фонтанов. Снабжение фонтанов водой представляло настоящий технический прорыв для 17 века. В парке сосредоточено около 30 километров канализационных труб, выполненных из свинца или кованого железа. В годы правления Людовика XIV резервуар с водой находился на плоской крыше дворца, откуда под воздействием силы тяжести вода стекала в партеры.

Вдоль всего западного фасада дворца, выходящего в парк, раскинулся водный партер с просторными газонами и фигурными бассейнами, обрамленными низкими гранитными парапетами с установленными на них вазами и статуями. Созданные скульпторами Тюби, Реньоданом и Куазевоксом статуи представляют собой распластавшиеся мужские и женские фигуры, символизирующие главные французские реки – Рону, Гаронну и Луару.

К северу от водного партера находится фонтан Нептуна (bassin de Neptune), который осеняют 99 струй воды. Созданный в 1679-1681 годах фонтан Нептуна приобрел свой окончательный облик в 1740 году, когда были установлены три отлитых из свинца скульптурных группы работы Ж.-Б.Лемуана – «Нептун и нереида Амфитрита», «Протей» (морское божество) и «Океан» (божество мировой реки, дающее начало всем источникам и водоемам).

Версаль_Фонтан Нептуна

 

За оранжереей открывается вид на искусственное Озеро швейцарцев (piè ce d’eau des Suisses). Его название связано с тем, что в земляных работах в ходе закладки озера принимала участие швейцарская гвардия короля. Водоем часто использовался для проведения разного рода праздников.

 

По главной оси за водным партером начинается терраса, куда можно спуститься по широкой лестнице, у подножия которой находится выполненный в 1670 году фонтан, посвященный матери Аполлона богине Латоне (Bassin de Latone). Он создан по мотивам древнегреческого мифа о любви Юпитера и Латоны, которая стала матерью его детей – бога красоты Аполлона и богини охоты Дианы. Жена Юпитера Гера прокляла Латону, осудив ее на вечные скитания. Когда на Латону и ее детей напали люди, Юпитер, вняв мольбам Латоны о защите, превратил людей в лягушек. Этот эпизод мифа отражен в скульптурном убранстве фонтана, составленного из четырех платформ. В центре верхнего постамента находятся статуи Латоны и ее детей, а по краям нижних площадок находятся фигуры людей, превращающихся в лягушек, лягушек и морских черепах, из пастей которых бьют струи воды.

 

Версаль_Фонтан Латоны

 

 

Версаль_Фонтан Латоны_деталь

 

Версаль_Фонтан Латоны_деталь

 

Версаль_Фонтан Латоны_деталь

 

Версаль_Фонтан Аполлона

 

За фонтаном Латоны начинается длинная широкая аллея с газоном посередине и рядами мраморных статуй по обеим сторонам. В конце аллеи находится фонтан Аполлона (Bassin d’Apollon). Из водной глади возникает запряженная четверкой лошадей колесница, которой правит Аполлон, обращенный лицом к Версальскому дворцу. Скульптурная группа по эскизу скульптора Ж.-Б.Тюби была отлита из свинца и покрыта позолотой. Фигура Аполлона является центральной для всей образной системы Версаля. Сопоставление бога Солнца и Людовика XIV, являвшегося самым могущественным монархом Европы 17 века, должно было подчеркнуть блеск и пышность французского двора, а также символизировало собой приверженность короля искусствам, подобно тому как Аполлон являлся покровителем Муз.

 

 

Версаль_Фонтан Аполлона

 

Версаль_Фонтан Аполлона деталь

 

Версаль_Фонтан Аполлона деталь

 

Версаль_Фонтан Аполлона деталь

 

За бассейном Аполлона открывается перспектива на крестообразный Большой канал (Grand Canal).

Версаль_Большой канал

Общая площадь Большого канала равняется 24 гектарам. Он был создан в 1667-1679 годах по чертежам Ленотра. Его великолепие олицетворяло собой морское превосходство Франции. Во время многочисленных праздников, проходивших при дворе Людовика XIV, канал освещали огни фейерверков. Кроме того, существовала особая флотилия канала – своего рода флот в миниатюре, неизменно поражавший воображение современников. Мачты флотилии виднелись еще у стен дворца, привлекая внимание дипломатов. Необходимо отметить, что занимаясь планировкой Версальского парка, Ленотр воспользовался достижениями современной ему науки, в частности, эффектом оптической иллюзии. Так, на террасе дворца создается впечатление, что Большой канал находится гораздо ближе, чем это есть на самом деле.

Придворные могли в любой момент воспользоваться кораблями для пересечения Большого канала. В состав флотилии входили три выполненные в меньшем масштабе копии военных кораблей – барка «Дюнкеркуаз», галера «Реаль» и голландский трехмачтовый фрегат «Гран Вессо», а также несколько яхт английского образца, несколько баркасов и неаполитанская лодка. Кроме того, можно было прокатиться на одной из венецианских гондол, которые Людовику преподнес в подарок дож Венеции. Специально для Большого канала в Версаль из Дании завезли белых лебедей. А зимой, когда вода в канале замерзала, он превращался в огромный каток.

 

Еще одной особенностью Версальского парка являются многочисленные боскé ты – искусственные рощи, которые в эпоху Людовика XIV именовались «зелеными комнатами». Каждый из боскетов представляют собой упорядоченный лабиринт, образованный густо посаженными деревьями или кустарниками, в разных уголках которого находятся фонтаны, бассейны, гроты, садики.

 

Одним из самых красивых является расположенный к югу от фонтана Латоны боскет «Бальный зал» (Bosquet de la Salle de Bal), или «Зал раковин» (Bosquet des Rocailles), который предназначался для танцев и пиршеств под открытым небом. За деревьями открывается открытое пространство, выполненное в виде амфитеатра с уступами из подстриженного кустарника. Напротив входа в боскет ступени амфитеатра оформлены с помощью ракушечника, морских раковин и камня, а также украшены позолоченными вазами и канделябрами. По ступеням стекают каскады воды, на фоне которых ввысь взмывают пенящиеся струи. Таким образом, инструментальное сопровождение балов гармонично дополнялось музыкой природной стихии.

 

Версаль_Боскет Бальный зал

 

Версаль_Боскет «Бальный зал» или «Зал раковин»

 

Версаль_Боскет «Бальный зал» или «Зал раковин»

 

Версаль_Боскет Энкелад

 

Версаль_Боскет Энкелад

 

Версаль_Боскет Энкелад

 

 

В центре треугольного боскета «Энкелад» (Bosquet de l’Encelade), расположенного между фонтаном Флоры и фонтаном Аполлона, находится одноименный бассейн круглой формы, из водной глади которого возникает позолоченная статуя работы Гаспара Марси, изображающая мифического гиганта Энкелада, который возглавлял мятеж гигантов против богов-олимпийцев. Согласно древнегреческому мифу, обращенного в бегство Энкелада настигла месть Афины: Энкелад был раздавлен скалами, превратившись в сицилийскую гору Этну. Скульптор как раз изобразил момент, когда Энкелад был погребен под грудой камней, которым Бертье придал вид вулканической лавы. Вокруг бассейна расположена галерея в виде трельяжа с нишами. Галерею обрамляют фигурно выстриженные деревца.

 

Расположенный к западу от Версальского дворца боскет «Купальня Аполлона» (Bosquet des bains d’Apollon) был выполнен по эскизу известного пейзажиста эпохи Людовика XVI Юбера Робера в 1778-1781 годах. Его появление отражает зарождавшуюся моду на романтические руины. Главным украшением боскета является монументальная скульптурная группа «Аполлон с прислуживающими ему нимфами», которая была выполнена по заказу Людовика XIV веком ранее, к 1675 году, скульпторами Жирардоном и Реньоденом. Она представляет собой композицию из семи мраморных статуй – Аполлона с чертами короля Людовика XIV и шести нимф. Эта скульптурная группа установлена в центре грота с водопадом, а по бокам грота находятся скульптуры коней Аполлона работы Ж.Герена и одного из братьев Марси.

 

Версаль. Боскет «Купальня Аполлона» в гроте

 

Версаль. Боскет «Купальня Аполлона» Аполлон с прислуживающими ему нимфами.

 

Версаль. Боскет Купальня Аполлона. Кони Аполлона

 

Помимо фонтанов и боскетов Версальский парк изобилует скульптурой, благодаря которой он представляет собой своего рода музей под открытым небом. Подавляющее большинство скульптур являются персонажами из древнегреческой и древнеримской мифологии, которые специально подобраны во имя прославления силы и могущества французского короля.

 

Версаль. Колоннада и статуя «Похищение Прозерпины»

 

Версаль. Колоннада и статуя «Похищение Прозерпины»

 

Версаль. Боскет Триумфальной арки

 

Версаль. Боскет Триумфальной арки

 

Версаль. Боскет Триумфальной арки

 

Версаль. Фонан пирамида

 

Версаль_Фонтан Флоры

 

Версаль_Фонтан Бахуса

 

Версаль_Купальня Нимф

 

Версаль_Купальня Нимф

 

Версаль_Фонтан Сатурна

 

Версаль_Зима

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал