Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Орнамент
" Инструменты", используемые Ориша и их почитателями, чтобы сосредоточить их силу. И, пометки относительно музыки, что всегда сопровождает церемонии: барабаны - музыка Африканских богов. Все в Сантерии привязано к биению священных барабанов. Они берут сообщения поклоняющихся к Ориша. Когда отправляют просьбу Ориша, барабаны играют в благодарении и в радости. Их также играют рядом с постелью больного, на похоронах, и для духов мертвых. Независимо от случая, барабаны должны быть хорошо накормлены и почтены, прежде и после того, как на них играют. Дары должны быть сделаны к Osain, это Ориша, который " имеет" барабаны. Когда барабаны накормлены и счастливы, они звучат лучше.
“Владыки перекрестков” Этот дух (поскольку в зависимости от угла зрения Эшу воспринимается то как единая сущность, то как целый класс (" семья") существ, само это имя должно восприниматься соответственно как собственное или нарицательное. В последнем случае мы будем писать эшу со строчной буквы. То же правило применимо к помба-жирам и к каждому из ориша (см. начало следующей главы) известен под многими именами: Эшу, Элеггва, Элегба, а также (на Гаити) Легба, Калфу и Барон Каррефур. К нему следует обращаться в начале любого ритуала и вообще в начале любого дела. Все эшу - духи-шутники с детским чувством юмора и по-детски жестокие. Исключением является гаитянский Легба, который выглядит как старик. Нередки изображения Эшу в виде мальчика или юноши, и уже это много говорит о его " характере". Днем Эшу в традиции сантерии-лукуми чаще всего называют понедельник, но дни, соотносимые с разными духами (не только с Эшу), могут быть разными даже в разных частях одной страны. То же, кстати, относится и к католическим святым, " маскирующим" духов. Святые-маски у одного и того же духа могут быть разными в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Бразилии. Что касается Эшу, то " его" святым часто бывает св. Антоний. Эшу также ассоциируется с ангелом-хранителем. В Бразилии всех эшу отождествляют с христианским Дьяволом (о причинах мы поговорим чуть позже). Цвета эшу - черный и красный. В вудуизме духов называют двумя разными собирательными именами: в сантерии-лукуми - ориша, а в гаитянском воду - лоа. В любом случае они считаются эмиссарами Бога-Творца, которые оставлены на Земле для взаимодействия с человеком. Бога-Творца называют по-разному. Одно из его имен - Олодумаре. Согласно мифу, завершив творение, он почувствовал отвращение к физическому миру и отвернулся от него. Поэтому к этому Богу бессмысленно взывать: он не отвечает никому. С Эшу связан интересный миф: когда-то он оказал услугу Олодумаре, и Создатель обещал выполнить любое его желание. Эшу не раздумывал ни минуты. " Я хочу, - заявил он, - делать все, что мне вздумается". И Олодумаре даровал ему это право. Поэтому Эшу, единственный из всех духов, свободен от ограничений. Все эшу не только открывают двери и поддерживают общение людей с богами; они также выполняют самые черные проклятия и приносят смерть. При этом они никогда не чувствуют за собой вины и не бывают наказаны. В отличие от других духов, которые управляют определенными элементами мира или аспектами жизни, у эшу нет своего " царства". Они ходят, где хотят, и делают, что им вздумается. Чтобы заклинание сработало, маг всегда нуждается в помощи эшу. Если одно из этих существ невзлюбит мага, тому не будет удачи. Эшу всегда надо приветствовать и призывать - независимо от того, является ли он главным агентом данного заклинания или нет (в этом смысле Эшу очень близок к индийскому Ганеше). Один из вариантов призывания из традиции лукуми мы приведен ниже. Его можно слегка изменять, подставляя имя того конкретного эшу (но только эшу, а не представителя другого класса духов!), который призывается в данном случае.
ПРИЗЫВАНИЕ ЭШУ Ибаракоу моллумба эшу ибако моюмба ибако моюмба,
После любого призывания принято просить духа не навредить вам и не направить действие заклинания в неправильное русло. Если вы знакомы с европейской магией, этот момент должен быть вам понятен. Есть несколько способов символического представления эшу в ритуале. Простейший способ - гаитянский. На полу или земле мукой или подобной субстанцией рисуется равноконечный крест с различными завитушками, форма которых зависит от того, какой в то же время дух вызывается и в каком регионе происходит колдовство. Пример такого креста см. на доске для прорицания по раковинам в предыдущей главе. В Соединенных Штатах, Эшу обычно называют Элеггвой или Элегбой. Его образом служит " голова", вручную сделанная из цемента, с глазами, ушами и ртом из раковин каури. Такие " головы" лепят на цилиндрическом стержне. Затем стержень вынимается, и внутри " головы" образуется выемка. Новую " голову" Элеггвы обычно освящали (" оживляли") на перекрестке. Для этого надо было выкопать яму в центре пыльного перекрестка и опустить в нее " голову". Затем над ямой перерезали горло петуху, чтобы его кровь " впиталась" в фигурку. Петуха после этого клали в ту же яму и закапывали вместе с " головой" на определенное количество дней. Этот ритуал очень трудно выполнять в условиях современного города. В качестве альтернативного варианта можно купить неосвященную " голову" в ботанике или сделать ее самому и выполнить ритуал, состоящий из вышеприведенного призывания и жертвоприношения. Вместо петуха берется голубь или другая птица, которую легко можно приобрести. Ее нужно зарезать над " головой", дать крови высохнуть, а затем попросить конкретного духа-эшу вселиться в фигуру. В цилиндрическую выемку, оставляемую в " голове", помещают и запечатывают цементом семь камней иди монет, представляющих семь планет астрологии. Когда " голова" высохнет, ее нужно выкрасить в черный цвет (поверх засохшей крови), не закрашивая только раковин на месте глаз и рта. После этого образ Эшу считается " заряженным". " Головы" обычно изготовляются вручную магами-сантеро. Бывают разного размера - от больших, с футбольный мяч, до таких, которые можно спрятать в кулаке. Помещать такой талисман лучше всего в углу, в шкафу или у двери. Духа следует спросить посредством прорицания, в какой части дома он хочет жить. Полученному ответу надо следовать. Этот " личный" Эшу будет отвечать за ваши личные магические ритуалы и защищать ваш дом. Ему нужно давать сладости и (если попросит) маленькие игрушки, ром и сигары. При важных церемониях Эшу предпочитает свежую кровь жертвенной птицы. Если вы живете в районе, где нет ботаник, и не можете вылепить " голову" из цемента, можно купить свежий кокосовый орех, срезать верхушку и вылить жидкость. Это будет " голова". Приклейте на нее раковины, изображающие глаза, рот и уши. Освящение выполняется точно так же, только семь камней помещаются прямо в пустую скорлупу ореха. Такую " голову" красить не нужно. Когда творятся заклинания, требующие помощи Эшу, в пустой орех помещают записки с просьбами или определенные талисманы - все это с соблюдением особых правил. В Бразилии Эшу изображают в виде дьявола в полный рост. Статуэтки часто делают из железа. Часто представителями эшу выступают графические изображения - его сигили (" печати").
Вот некоторые из сотен имен отдельных членов семьи эшу. Это двадцать один эшу, или элеггва, традиции сантерия-лукуми. Мы взяли эти имена из небольшого буклета, изданного одним англо, который был посвящен в Африке в религию Ифы (Аво Фа'локун Фатунмби. Эшу-Элегба, Ифа и Посланец Богов. Нью-Йорк, 1992). Миджин Гонсалес-Уипплер также опубликовала подобный список, но он не совпадает со списком Фатунмби. Наш список составлен на основе этих двух: Эшу Орo - Эшу силы устного слова. Эшу Опии - Хранитель сакрального пространства. Эшу Алакету - Владыка божественной чувственности. Эшу Исери - Эшу трав и целительства. Эшу Гого - Эшу платы и справедливости. Эшу Вара - Эшу личных отношений. Эшу Ижелу - Владыка барабанов. Эшу Айеде - Приносит послания от духов. Эшу Одара - Владыка трансформации. Эшу Жеки Эбо Да - Эшу священных подношений. Эшу Агонгон Гожа - Эшу одежды и внешнего вида. Эшу Элекун - Эшу-охотник или хищник. Эшу Аровоже - Покровитель путешествующих по океану. Эшу Лалу - Эшу танца. Эшу Пакута Си Эва - Творец и разрушитель красоты. Эшу Кеве Ле Дунже - Эшу сладостей. Эшу Элебара - Эшу силы. Эшу Эмалона - Эшу " любых необходимых средств" или " необычных мер". Эшу Ларойе - Посланец богини любви Ошун. Эшу Анапаки - Эшу памяти о прошлом. Эшу Окобуру - Наделяющий силой. Окобуру на языке йоруба означает " злая дубина". *** Все призывания, которые приводятся ниже, необходимо повторять несколько раз. На церемониях макумбы их произносят речитативом или поют под аккомпанемент барабанов. Многие имена эшу - это искаженные слова языков йоруба или конголезских, которые практически невозможно перевести. Сами тексты призываний перевести можно, но содержащаяся в них энергия при переводе потеряется. Эти призывания, как и молитвы на иврите или латыни, от частого употребления стали " священными", и духи " узнают" их звучание Любое колдовское действо в магии вуду начинается с открытия перекрестков.
Значения планет для обрядов Вуду 1)Солнце — энергия, самобытность, яркость (для здоровья и защиты). 2) Луна — эмоции, душа (приворотные действия). 3)Меркурий — ум, речь, общительность (переговоры, бумаги, получение денег). 4) Венера — любовь, деньги (привороты и обряды на денежное везение). 5) Марс — смелость, активность, инициатива (порча, чрезвычайные ситуации, нападение и защита). 6) Юпитер — успех, взаимодействие (обряды на удачу, денежное везение). 7) Сатурн — долг, ответственность (возврат долгов). 8) Уран — свобода, новизна (изменение судьбы). 9) Нептун — вера, доступ к тайнам (повышение магических знаний, прорицания). 10) Плутон — массовые процессы, экстремальные ситуации (защита и нападение).
За свою помощь лоа требуют от людей жертвоприношений, подарков и уважения. Жертвоприношения употребляются только в материальном плане. Единственное, чего стоит опасаться — употребить не то “блюдо”. Если духам преподнести не то блюдо или станцевать в их честь не тот танец, они могут рассердиться и навести на вас порчу.
Ошала
Приветствовать можно восклицаниями: “Эбо-по-Баба! ” или “Эхе-э— Баба! ”. Филью-ди-санто может носить на себе браслеты из серебра или золота, с выгравированными на них символами Ошалы. Эшу Ошала помогает во всех магических операциях, особенно любовных. Изображение его печати имеет отношение к обеспечению гармонии любовных отношений. Предназначается для нанесения на любовные талисманы, кладутся в гри-гри с приворотными снадобьями, наносятся на колдовские ножи, как белые, так и черные.
Древесный, серый. Жертвоприношение: рис, обжаренный без масла с корицей, распятия в комнате или на алтаре. Призывание Ошала Куэрпо туе Санто, Диос нуэстро, Си тенер ми бо эн вьентре этерно ае сангре ту хонрадо! Эн деджар песар: хэй пуэс ми гратитуд
Нана Нана — бабушка всех ориша или как её иначе, но более грозно называют — страж ворот смерти. Однажды Огун — бог войны странствовал по земле в поисках славы и защиты для слабых. Так прошёл он множество земель, совершив массу подвигов и подарив многим людям бесстрашие и жизнь. И устав от путешествия он решил срезать путь к себе домой... И вот дорога петляя вывела его к глубокому и древнему как мир болоту, тому месту, где правительницей была сама Нана. Огун, зная о своей могучей силе не захотел спрашивать разрешения у хозяйки этих мест на проезд по её территории. Медленно, но верно он стал всё дальше и дальше заходить к центру страшной топи. И вот его конь начал понемногу увязать в болотной грязи, тут появилась Нана и предложила Огуну просто спросить у неё разрешения на проход. Но повелитель войны отказался от, как ему показалось унизительного предложения и.. стал ещё больше погружаться в трясину. Когда его конь мог держать над грязью лишь свои ноздри его хозяин сдался. Нана ему помогла и вытащила строптивого Огуна на сушу, но тот вместо благодарности крикнул старушке в след: “Я с тобой ещё поквитаюсь, старая ведьма и разбросаю вокруг твоих владений острые стальные шипы, чтобы разорвать тебя в клочья”. С тех пор Нана возненавидела всё, что имеет отношение к железу. Даже в настоящее время в Нигерийских судах принято в качестве подтверждения правоты своей защиты держаться за любой металлический предмет. Нана имеет четырёх детей: Омулу, Обалуйе, Ошумаре, Осайе, Эуа. Как таковых призываний не имеет.
|