Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Арнольд Тойнби и постижение истории 9 страница






 

[373]Китайское письмо иероглифическое, а не пиктографическое.

 

[374]Флексия – часть слова, выражающая грамматическое значение при словоизменении (склонении, спряжении), чаще всего – окончание.

 

[375]Праиндоевропейский язык существовал как единый в V–IV тыс. до н.э.: древнеиндийский язык сформировался в сер. II тыс. до н.э.: санскрит же – искусственно формализованный древнеиндийский – создан в I в. до н.э.

 

[376]Чтобы согласовать гелиоцентрическую систему с данными наблюдения, была введена еще Птолемеем система эпициклов: планеты, по этой гипотезе, вращались по малым орбитам (эпициклам), центры которых обращались вокруг Земли по большим орбитам (деферентам). Коперник в своей гелиоцентрической системе сохранил эпициклы, упраздненные только теорией Кеплера.

 

[прим58]

Bergson Н. Ор. cit., р. 189.

 

[прим59]

Spengler О. Untergang des Abendlandes. Bd. Berlin. 1920, S. 318 – 320.

 

[377]Эдмон Демолен (1852‑ 1907) – французский социолог и педагог, основатель системы «нового воспитания», направленного на подготовку будущих предпринимателей.

 

[прим60]

Demolins Е. Comment la Route Cree le Type Social, vol. II, Paris, 1918.

 

[378]Териоморфы – букв. «звероподобные»; Уэллс имеет в виду примитивных млекопитающих, живших в эпоху динозавров более 100 млн. лет назад.

 

[прим61]

См.: Wells H. G. The Outline of History. London, Cassel, 1920.

 

[379]Известный британский политический деятель У. Ю. Гладстон (1809‑ 1898) почитался как образец культурного человека.

 

[380]Здесь – с проблемой перенаселения. Английский экономист Т.Р.Мальтус (1766‑ 1834) выдвинул положение об отставании роста средств существования от роста населения. Ввиду этого войны, эпидемии, голод и т. п. есть результат этого перенаселения и одновременно средство избавления от него; чтобы избежать этого, надо регулировать рождаемость.

 

[381]См.: Быт. 32. 24‑ 25. Противником Иакова там назван Некто, и ниже (там же. 28) говорится, что он боролся с Богом. Но весьма рано подобные представления о Боге были сочтены слишком антропоморфными, и традиция говорит о борьбе с ангелом.

 

[прим62]

Siegfried A. England's Crisis. London. 1931, pp. 125 – 126.

 

[прим63]

До бесконечности (лат.).

 

[прим64]

Smuts J. Op. cit., pp. 253‑ 254.

 

[прим65]

Bergson Н. Ор. cit. р. 22.

 

[прим66]

см.: Smuts J. Ор. cit., р. 335.

 

[382]У Аристотеля говорится только о том, что мысль сама по себе не может приводить что‑ либо в движение.

 

[прим67]

Bergson Н. Ор. cit., р. 333.

 

[прим68]

Smuts J. Ор. cit., р. 306.

 

[прим69]

Ibid., р. 305.

 

[прим70]

Smuts J. Ор. cit., р. 336.

 

[прим71]

Bcrgson Н. Ор. cit., р. 96.

 

[прим72]

Bergson Н. Ор. cit., pp. 74. 181.

 

[383]Идея использования пара известна со времен Герона Александрийского (I в. н.э.). Первый пароатмосферный двигатель был создан в 1705 г. англичанином Т. Ньюкоменом (1663‑ 1723). Паровой универсальный двигатель непрерывного действия изобрел и успешно внедрил Дж. Уатт (1736‑ 1819), взявший патент в 1784 г. Первый паровоз в 1803 г. изобрел Ричард Тревитик (1771‑ 1833), но пригодные для движения паровозы начал строить в 1814 г. Дж. Стефенсон (1781‑ 1848). Первый полет, продолжительностью 59 секунд, на созданном ими самолете с двигателем внутреннего сгорания совершили американцы братья Уилбур (1867‑ 1912) и Орвилл (1871‑ 1948) Райт в 1903 г. Француз Луи Блерио (1872‑ 1936) перелетел в 1906 г. Ла‑ Манш на самолете собственной конструкции. История создания танка неясна доныне, но первые танки, появившиеся в 1916 г. на Западном фронте первой мировой войны, были английского производства.

 

[384]Основы эволюционной теории Ч. Дарвин начал разрабатывать в кон. 30‑ х годов XIX в. но воздерживался от публикаций, пока в 50‑ е годы не появились статьи А.Р.Уоллеса (1823‑ 1913), пришедшего в результате исследований чуть позже Дарвина, но независимо от него к тем же результатам. После выхода в свет в 1859 г. «Происхождения видов» Уоллес признал приоритет Дарвина.

 

[385]Первым вычислил орбиту Нептуна англичанин Дж. Адаме (1819‑ 1892) в 1845 г. Француз У.Ж.Леверье (1811‑ 1877), произведя независимо от Адамса те же вычисления в 1846 г., передал их берлинскому астроному И. Г. Галле (1812‑ 1910), и тот нашел Нептун в указанном месте.

 

[386]См.: Матф. 5, 13: ср.: Мк. 9, 50; Лк. 14, 34.

 

[прим73]

Wells H.G. Democracy and Revision. London. 1927. p. 42.

 

[прим74]

Bergson H.Op.cit., р. 181.

 

[прим75]

Ibid., р. 99.

 

[прим76]

Трансференция (traпsfеrепсе) (англ.) передача, перенесение. Здесь – перенос результатов духовной работы личности в сферу внешних социокультурных отношений.

 

[387]Об отшельничестве ап. Павла ничего не известно. Видимо. А. Тойнби так интерпретирует слова апостола (Гал. 1, 17‑ 18).

 

[388]Св. Бенедикт Нурсийский (480‑ 547) резко отрицательно относился к мирскому знанию и на первое место для монахов ставил ручной труд. Значительно позднее бенедиктинцы в понятие труда стали включать и переписывание книг, и собирание и хранение рукописей, и создание школ для христианского обучения.

 

[389]Эта идея св. Григория осталась нереализованной.

 

[390]Сиддартха Гаутама (по мнению большинства ученых, реальное лицо, жившее в 566‑ 476 или 563‑ 473 до н.э.) родился в царской семье страны шакьев (отсюда прозвище Шакьямуни – «мудрец из племени шакьев»). Отец делал все, чтобы юный принц соприкасался лишь с положительными сторонами жизни. Но однажды Сиддартха увидел четыре знамения (о нападении врагов на его родное царство легенда ничего не сообщает): первые три (старик, больной, труп) показали ему неустойчивость земного существования, четвертое (монах) – путь к освобождению. Он бежал из дворца в ночь рождения сына и примкнул к аскетам. Позднее он понял, что и аскетизм не ведет к спасению и ушел от них. Сев под деревом, он поклялся не вставать, пока ему не откроется истина. На 49‑ й день он достиг просветления («будда» и значит «просветленный»), поняв, что страсти ведут к погибели и лишь в угасании всех страстей – спасение.

 

[391]Первосвященник Иешуа (изв. 175 – ок. 170 до н.э.), получив сан за взятку, данную Антиоху IV Эпифану, сменил имя на греческое Ясон и проводил активную политику эллинизации, в чем ему активно противодействовали сторонники буквального соблюдения иудейского Закона – фарисеи. В результате подкупа того же Антиоха IV Ясон был смещен с поста, и на престол первосвященников вступил некто со столь же нееврейским именем – Менелай.

 

[392]Фанариоты (название произведено от Фанара, квартала в Стамбуле, где расположена резиденция патриарха Константинопольского) – представители греческого духовенства и купечества, пользовавшиеся значительными привилегиями в империи Османов и даже занимавшие достаточно высокие административные посты в районах с христианским населением.

 

[393]До сер. XVIII в. любое должностное лицо в Англии обязано было приносить присягу на верность монарху и англиканской церкви – последнее исключало диссидентов из политической жизни.

 

[394]После изгнания с помощью спартанцев наследников тирана Писистрата в 510 г. до н.э. в Афинах развернулась борьба между сторонниками аристократии и демократии. Спартанский царь Клеомен I в 508 г. до н.э. вмешался в эту борьбу на стороне первых и даже поставил в Акрополе спартанский гарнизон, изгнанный в следующем году демократами.

 

[395]Потомок одного из полководцев Александра Македонского, Антигон Гонат, став в 276 г. до н.э. царем Македонии, добился расширения македонской власти во всей Греции, разгромив в 262 г. до н.э. войска союзных греческих городов.

 

[прим77]

Ibn Haldun. Mlikaddamat. vol. II. Paris. 1863 1868. p. 437.

 

[прим78]

Bergson Н. Ор. cit., pp. 235‑ 236.

 

[396]По традиции, Евангелие от Иоанна считается самым поздним разделом Нового завета, написанным на рубеже I и II вв. н.э. почти столетним любимым учеником Христа; Первое послание к Коринфянам – в 58 г.

 

[397]Фиванский царь Лай приказал бросить на съедение зверям своего новорожденного сына Эдипа; царь Акрисий повелел заколотить Данаю и ее сына от Зевса Персея, внука Акрисия, в ящик и пустить в море. В обоих случаях царям была предсказана смерть от руки потомков; это предсказание все равно исполняется как бы случайно. Персей не наследует престол деда.

 

[398]Узурпатор Амулий, по римским преданиям, сверг своего брата, царя Альба – Лонги Нумитора, и сделал его дочь Рею Сильвию весталкой, чтобы у нее не было детей. Когда же она рожает близнецов Ромула и Рема от бога Марса, он приказывает бросить детей в корзине в реку, но их находит и выкармливает волчица. Подросшие братья убивают Амулия, возвращают престол деду, а сами основывают новый город – Рим.

 

[399]Царь Иолка Эсон, свергнутый своим братом Пелием, опасаясь козней узурпатора, отдает своего сына Ясона на воспитание мудрому кентавру Хирону. Когда Клитемнестра со своим любовником Эгисфом убивает мужа – царя Агамемнона, то сына последнего, маленького Ореста, спасает его сестра Электра. Отец Зевса, Кронос, узнав, что падет от руки сына, съедает всех детей, кроме Зевса, которого спасает его мать Рея и прячет на Крите, где его выкармливает божественная коза Амалфея, а служители Реи – куреты и корибанты – поднимают страшный шум, когда младенец Зевс плачет, дабы его не услышал Кронос. Древнеегипетский бог Гор, зачатый Исидой от мертвого Осириса, убитого злым братом Сетом, прячется в болотистой дельте Нила. Когда по приказу фараона всех новорожденных еврейских младенцев стали топить в Ниле, мать Моисея спрятала его в корзине в тростниках; там его обнаружила дочь фараона и воспитала как своего сына. Мидийский царь Астиаг обрекает новорожденного сына подвластного ему персидского царя Камбиса на смерть, дабы у Персии не было своего владыки. Его приказание не было выполнено, и, когда после смерти Камбиса в Персии наступает смута и Астиаг сожалеет об убийстве Кира, Кир является. Во всех случаях преследуемый мстит своим преследователям.

 

[400]Данаю и Персея спас Диктис, брат Полидекта, царя острова Сериф, куда прибило ящик с Данаей и сыном. Полидект, влюбленный в Данаю, хочет устранить Персея и посылает его за головой Медузы Горгоны; вернувшийся Персей показывает эту голову Полидекту, и тот окаменевает. Пелий обещает отдать Ясону принадлежащее тому царство, если он достанет золотое руно; возвратившийся Ясон жестоко мстит Пелию. Геракл в припадке безумия убивает жену и детей, и во искупление служит царю Эврисфею, совершая у него на службе двенадцать подвигов.

 

[401]В зороастрийской священной истории в конце мира, в момент решительной схватки Добра и Зла, должен явиться Саошьянт (букв, «спаситель в будущем»), который истребит носителей зла, воскресит праведников и совершит последнюю искупительную жертву быка.

 

[402]Зилоты (зелоты; греч. «ревнители») – религиозно‑ политическая группировка в Палестине на рубеже н.э., противники греческой и римской культуры, храмового священства и синагогальных законоучителей, сторонники социального равенства и создания независимого еврейского государства с самим Яхве во главе.

 

[403]Иудео‑ христиане – первохристианское течение, члены которого считали обязательным соблюдение всех предписаний иудейской религии. Ряд исследователей возводит это течение к ап. Петру.

 

[прим79]

Гоббс Т. Левиафан. М., 1936, с. 115.

 

[404]Хиджра (араб. «переселение») – бегство Мухаммеда и его сторонников из Мекки в Медину. Считается началом мусульманского летосчисления, традиционная дата – 16 июля 622 г. Пятый век хиджры – XII в.

 

[прим80]

Ibn Haldun. Ор. cit., vol. I, p. 28.

 

[405]Калъат ибн Салама – город в Тунисе.

 

[406]Исторический труд Ибн Хальдуна называется «Книга назидательных примеров».

 

[407]Преемник Мухаммеда, первый халиф Абу Бекр (572‑ 634, прав. с 632), не мог построить этот дворец, так как Магриб (Тунис, Алжир. Марокко) был завоеван в 690‑ 709 гг.

 

[408]Тлемсен – город и область на северо‑ западе Алжира; здесь – места к югу от Атласских гор.

 

[прим81]

Ibп Haldun. Ор. cit, vol I, pp. 62‑ 68.

 

[409]В 1933 г. Китай управлялся не только последователями умершего к тому времени Сунь Ятсена (1866‑ 1925), вождя революции 1911‑ 1913 гг., свергнувшей Цинскую династию, основателя партии Гоминьдан, провозглашавшей лозунги как национального толка (освобождение от зависимости от европейских держав), так и буржуазно‑ демократического, на западный образец. В 1916 г. вспыхнула продолжавшаяся до 1950 г. гражданская война. Страна распалась на районы, управлявшиеся разными правительствами: гоминьдановцами, коммунистами, различными военными группировками. В 1931 г. в борьбу вмещались японцы, оккупировав Северо‑ Восточный Китай и создав там марионеточное государство Маньчжоу‑ го во главе с последним китайским императором. В 1937 г. Япония начала официально войну с Китаем.

 

[410]Начало Нидерландской революции более или менее условно датируется 1566 г. – выступлением местного дворянства против испанского правления и народных масс – в поддержку Реформации. В 1572 г. местные Штаты (сословное собрание) объявили войну формально испанскому наместнику герцогу Альбе, но фактически – Испании.

 

[411]Давид не победил царства Израиля и Иуды, а был принят обоими как единый царь. Захватив город племени иевусеев Иерусалим, Давид сделал его своей столицей и вознамерился построить храм Яхве, но по слову Господа, переданному через пророка Нафана, не ему, а его сыну суждено было достроить храм (2 Цар. 1‑ 7). Позднейшая экзегеза этого места гласит, что Давиду не дано 6ыло этого, ибо он слишком много воевал, а воздвигнуть дом Господень должен был миротворец, мудрец и законодатель Соломон.

 

[прим82]

Davis N. W. С. Medieval Eurоре. London, р. 6.

 

[412]Habitus – лат. «вид, образ». Ментальность – понятие, обозначающее систему привычек сознания.

 

[прим83]

Spengler О. Ор. cit. р. 322.

 

[прим84]

Eliot Ch. Ор. cit., vol. 1. pp. XII–XIV.

 

[413]В 778‑ 810 гг. Карл Великий совершил ряд походов в Испанию и распространил свое влияние до устья р. Эбро: впрочем, собственно владения его королевства доходили только до Барселоны. В XIII в. резко ускорились процессы отвоевания испанскими государствами земель у мавров (реконкиста). Особую активность в этом проявляла Кастилия, самое сильное из этих государств. Расположенные в долине Гвадалквивира Севилья и Кордова пали соответственно в 1236 и в 1241 гг., устье реки оказалось в руках кастильцев в 1260 г. Севилья впоследствии стала центром испанской экспансии в Новый Свет.

 

[414]Роджер Бэкон (ок. 1214‑ 1292) – пропагандист математического подхода к естествознанию, певец опыта – как физического эксперимента, так и мистического озарения, – вряд ли был выдающимся инженером. В его трудах имеются высказывания о движущихся машинах будущего, но нет никаких свидетельств того, что он создавал подобные устройства. Легенды об этом, впрочем. ходили еще при его жизни, но это были обвинения в магии и чернокнижии.

 

[прим85]

см.: Heitland W.E. Agricola. Cambridge, 1921, p. 308.

 

[415]«Об утешении философией» название книги Боэция (ок. 480‑ 524), написанной им в тюрьме в ожидании пыток и казни. Здесь – наименование подобного жанра сочинений, призывавших к внутреннему стоическому спокойствию мудреца пред лицом любых испытаний.

 

[416]Римский поэт Тит Лукреций Кар (I в. до н.э.) был пламенным последователем Эпикура (341‑ 270 до н.э.) и вслед за учителем полагал, что боги не вмешиваются в земные дела, что блаженство праведных – в безмятежности духа, а наказание злых – в беспокойстве, что загробной жизни не существует. Но выраженные в его знаменитой поэме «О природе вещей» призывы не бояться смерти звучат столь настойчиво, что еще в древности возникли подозрения в смятенности чувств и разума поэта, даже слухи о его безумии и самоубийстве.

 

[417]В формулировке австрийского физика Людвига Больцмана (1844‑ 1906) второе начало термодинамики гласит: природные процессы стремятся перевести термодинамическую систему из менее вероятного состояния в более вероятное, т. е. равновесное. Именно Л. Больцман распространил второе начало термодинамики на Вселенную и предположил, что со временем в ней установится единая усредненная температура, что сделает невозможным какие‑ либо тепловые процессы: наступит тепловая смерть. Некоторые физики отрицают подобное расширение применения второго начала, ибо оно справедливо лишь для замкнутых систем, к которым, по их мнению, Вселенная не относится.

 

[прим86]

Moore P. Sims. Myths and Men. Revised ed. London. M tiller. 1968, p. 224.

 

[прим87]

Шпенглер О. Закат Европы, т. 1. М. 1923, с. 121‑ 122.

 

[418]По Платону, для того чтобы на свет появлялось потомство с хорошими задатками и счастливой участью (в противном случае государство придет неминуемо в упадок), соитие и рождение должно происходить в подходящее время, определяемое по т. н. брачному числу. Однако описание этого брачного числа чрезвычайно маловразумительно, и попытки понять его продолжаются доныне.

 

[прим88]

См.: Eliade М. La Mythe de l'Eternel Retour. Paris, Gallimard, 1949, P. 131‑ 132.

 

[419]Для Вергилия современность начало не героического, а «золотого» века, наступление мира, благоденствия, новое, блаженное состояние Космоса. Поэтому на протяжении веков мантуанского поэта рассматривали как предтечу христианства.

 

[прим89]

Марк Аврелий Антонин. Размышления. IX, 28. – Л. 1985, с. 53.

 

[420]В индийской мифологии Ману – первопредок людей. В текстах I тыс. до н.э. насчитывается семь прошлых и семь будущих Ману – по одному на каждый период Калиюги, который так и называется: манавантра – «период Ману».

 

[421]Так в английской Библии; имеется в виду непрестанное повторение молитв язычниками.

 

[прим90]

Ницше Ф. Собр. соч., т. 1, М., с. 243‑ 244.

 

[422]В махаяне очень большое значение придается произнесению молитвы‑ заклинания «ом мани пад ме хум» (переводимое как «о сокровище в цветке лотоса»). Устное высказывание может быть заменено поворотом специального молитвенного колеса, к которому привязана лента с текстом молитвы: к колесам иногда прикрепляются лопасти наподобие ветряных мельниц.

 

[423]Описание весьма развитой, с весьма впечатляющими параллелями с новейшими научными космогоническими гипотезами, мифологии западноафриканского народа догон, сделанное группой французских энтографов во главе с М. Гриолем, последнее время подвергается сомнениям в подлинности, либо утверждается, что это жреческая сконструированная натурфилософия, а не народные верования.

 

[прим91]

Griaule M. Dieterlen G. The Dogon. In: Daryll Forde C. (ed.) African Worlds. London. Oxford, 1954, p. 84.

 

[прим92]

Volney С. Les Ruines‑ Oeuvres Completes. Paris, Dido, 1860, pp. 12 – 13.

 

[прим93]

Цит. по: Brown P. Augustine of Hippo. London, Faber and Faber, 1967, p. 85.

 

[прим94]

Davidson B. The Africans. London, Longmans, 1969, p. 147.

 

[прим95]

Arnold М. Culture and Anarchy. London. Murray, 1869, pp. 13‑ 14.

 

[прим96]

Bergson H.Op.cit.p.251.

 

[424]По определению Аристотеля, «перипетия» (отечественные филологи переводят как «перелом») есть не смена ролей, а действие, меняющее смысл события на противоположный.

 

[425]Для эллинов и римлян «зависть богов» не примитивное грубое чувство, а акт высшей справедливости: чрезмерные достоинства или удача человека нарушают космический порядок, посему человек этот должен испытать больше несчастья.

 

[426]Современные исследователи датируют книгу Екклесиаста 1‑ й пол. III в. до н.э. и считают это творение лежащим целиком в русле традиционного ближневосточного мудрствования.

 

[427]Когда противник Рима царь Понта Митридат VI Евпатор (132‑ 63 до н.э. царь с 120 до н.э.) вторгся на Балканы. Греция поддержала его. Будущий диктатор Луций Корнелий Сулла (138‑ 78 до н.э) взял штурмом в 87 г. до н.э. выступившие на стороне понтийского царя Афины. Жестоко разорив город, он согласился в ответ на многочисленные просьбы афинян прекратить грабежи и избиения, сказав, что делает это из уважения к великим предкам нынешних жителей Афин, «милует многих ради немногих».

 

[428]Высшим органом Ахейского союза было собрание, в котором могли принимать участие все достигшие 30 лет граждане каждого полиса, но при решении всех вопросов один полис имел один голос, так что союз этот был скорее, конфедерацией.

 

[429]Император Юлиан Отступник (331‑ 363, император с 361) был связан с философской школой в Афинах, где он учился одновременно со своими будущими противниками Василием Великим (ок. 330‑ 379) и Григорием Назианзином (ок. 330‑ 390). вождями т.н. каппадокийского кружка, группы церковных мыслителей, биографически связанных с Каппадокией в Малой Азии. Взойдя на престол, Юлиан стремился возродить язычество, заимствуя многое у христианства: церковную иерархию, идею аскетизма, благотворительность и т. п. Эти реформы не нашли поддержки у нехристианских масс, ибо религия Юлиана мало походила на традиционные античные верования.

 

[430]Платоновская Академия, имеющаяся здесь в виду, была не университетом, а философской школой. К моменту закрытия ее Юстинианом она была последним оплотом языческой учености, далеко отошедшей от традиционного язычества, но отдававшей значительную дань магии.

 

[431]Императрица Ирина не ввела культ икон, а пыталась восстановить иконопочитание.

 

[432]Швейцарский союз, образовавшийся в 1291 г., и Республика Соединенных провинций, основы которой были заложены Утрехтской унией 1579 г., были не федеративными, а конфедеративными государствами.

 

[433]Видимо, ошибка. В 1339 г. было оформлено государственное устройство Генуэзской республики.

 

[434]В результате венециано‑ турецкой войны 1645‑ 1656 гг. за венецианцами осталось только три города на Крите.

 

[435]В 1715 г. Венеция полностью уступила Турции Крит.

 

[436]Risorgimento (ит. «обновление») – движение за объединение Италии, закончившееся созданием в 1870 г. единого королевства.

 

[437]Речь идет о т. н. марранах. насильственно обращенных в христианство испанских евреях, постоянно подозреваемых инквизицией и изгнанных из страны в нач. XVII в.

 

[438]Война Византии с Болгарией не прекращалась с VII в., с момента возникновения последней. В 971 г. северо‑ восточная часть Болгарии была захвачена Византией. Взошедший на престол в 976 г. император Василий II Болгаробойца (958‑ 1025) начал наступление на болгар, покорив их царство в 1018 г.

 

[439]Период временного укрепления Византии приходится на правления Льва I Великого (457‑ 474), Зенона Исавра (474‑ 491) и Анастасия I (491‑ 518). В религиозных вопросах императоры, особенно последний, не порывая официально с православием, заигрывали с монофизитами.

 

[прим97]

Имеется в виду несторианская и монофизитская реакции в Месопотамии, Сирии и Египте против официального католического христианства империи.

 

[440]Сергий I (ум. 638), патриарх Константинопольский, церковный деятель монофелитского толка. (Монофелитство – богословское направление, компромиссное между монофизитством и ортодоксией, утверждавшее, что Христос имеет две природы, но одну волю ‑ μ ο ν ο ς θ ε λ η μ α – божественную; осуждено на Константинопольском Соборе в 680 г.) Сыграл большую роль в защите Константинополя от персов (в 615 г. персидское войско вышло к берегам Босфора и, хотя осады как таковой не было, положение в столице стало тяжелым, что и заставило императора предпринять в 619 г. попытку к бегству) – и в 639 г. – от аваров.

 

[прим98]

Redivivum – построенная из старых, бывших в употреблении материалов (лат.).

 

[441]Императоры Священной Римской империи от Оттона I до Генриха III (1039‑ 1056) удерживали за собой право назначения пап и административную власть над Римом. Генрих III именно в качестве светского главы церкви активно проводил т.н. клюнийскую (от аббатства Клюни в Бургундии) реформу‑ движение против обмиршения церкви, за безбрачие белого духовенства и т. п. Но именно в рамках этой реформы после смерти Генриха III началось движение за независимость церкви от светских властей, в первую очередь от Империи.

 

[442]Констанций II (337‑ 361) был сторонником арианства.

 

[443]Знаменитый борец за верховенство папства над Империей папа Григорий VII (между 1015 и 1020‑ 1085; папа с 1073) до интронизации носил имя Гильдебранд.

 

[прим99]

Западные университеты обязаны своей свободой тому, что они находились под эгидой и защитой Папства, а не местного правителя или местного епископа.

 

[444]Павликианство – данное, видимо по имени ап. Павла название еретического движения, возникшего в VII в. в северо‑ восточных азиатских районах Византии и в Армении. В кон. VIII – нач. IX в. павликиане создали независимое государство в Малой Азии с центром в г. Тефрике. Исходили из признания двух начал в мире: злого бога – Создателя Мира, и доброго – Отца Небесного. По их представлениям, весь земной мир – в т.ч. общественные порядки – проникнут злом, никакого материального воплощения божественного быть не может; поэтому отрицались иконы, церковная иерархия, культ Богородицы и т.п. Иконоборческие византийские правительства относились к павликианам терпимо, но с восстановлением культа икон императоры начали с ними борьбу, закончившуюся взятием императором Василием I (ок. 836‑ 886, прав. с 867) Тефрика в 872 г. Часть побежденных была переселена во Фракию в кон. IX – нач. Х вв.

 

[445]Название возникло в Х в. (после смерти Василия I) дуалистического еретического течения (близкого к павликианству) в Болгарии – богомильства – происходит от «богу милые», а не от вряд ли существовавшего попа Богомила (хотя традиция настаивает на последнем).

 

[446]В кон. XI в. под влиянием богомильства в Западной Европе распространилась дуалистическая ересь катаров (c a q a r o i – греч. «чистые») или альбигойцев (в Южной Франции их центром был г. Альби). Крестовые походы против еретиков в 1209‑ 1229 гг., предпринятые по инициативе папы Иннокентия III (1198‑ 1216), привели к жестокому разорению юга Франции.

 

[447]Царь Борис первоначально собирался принять крещение от западного духовенства, но в мае 864 г. византийские войска были подтянуты к болгарской границе, и царь решил креститься по греческому обряду.

 

[448]После крещения Русь была в церковной зависимости от Константинопольской патриархии. Владимир I Красное Солнышко, вступив в брак с сестрой византийских императоров, получил высший после императорского титул кесаря, но это означало лишь признание почетного первенства Империи, а не подчинение ей.

 

[449]Восстание 1185‑ 1187 гг. привело к восстановлению независимого Болгарского царства.

 

[450]Первые походы византийских войск на Евфрат были еще в сер. IX в. В 926‑ 938 гг. Империя овладела Средним Междуречьем, утерянным к нач. XI в. Последняя война, жестоко опустошившая Месопотамию, между ослабевшими от турецких нападений арабами и Византией разразилась в 1047‑ 1048 гг. В 1055 г. Междуречье заняли сельджуки.

 

[451]В 1046 г. на верховенство в Церкви претендовало трое пап: Бенедикт IX (1033‑ 1048), Григорий VI (1045‑ 1046) и Сильвестр III (1044‑ 1046). Генрих III сместил всех троих и назначил Климента II (1046‑ 1047); после его смерти на папский престол до 1057 г. восходили императорские кандидаты.

 

[452]Со времен средних веков Среднюю Италию с центром в Риме занимало Папское государство (иначе – Церковная область). В 1859‑ 1870 гг. эта область была присоединена к объединенной Италии, а за папой оставлен лишь Ватикан. Папа в ответ отлучил королевскую фамилию и объявил себя «ватиканским узником». Отношения между Италией и Ватиканом были урегулированы Латеранским соглашением 1929 г. между правительством Муссолини и папой Пием XI (1922‑ 1939).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.031 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал