Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Там же. пишет «о преданном изначала слове» 1, а сщмч
пишет «о преданном изначала слове» 1, а сщмч. Ириней Лионский говорит о «предании, которое происходит от апостолов и сохраняется в Церквах через преемство пресвитеров», об «апостольском предании», «о церковном предании от апостолов» 2. Таким образом, в Новом Завете и в понимании ранних отцов Церкви Священное Предание – это непрерывная цепь передач богооткровенной истины от одного человека к другому, причем начальное звено этой цепи оказывается, как мы видим из слов Спасителя, в Боге. Священным Писанием по определению «Пространного Катехизиса» называются «книги, написанные Духом Божиим через освященных от Бога людей, называемых Пророками и Апостолами. Обыкновенно сии книги называются Библиею» 3. Откуда произошло это название? Примерно в 20 км севернее г. Бейрута на средиземноморском побережье находится небольшой ныне арабский, в прошлом финикийский город Жибел. В Свщ. Писании он упоминается под названием Гевал (Иез. 27; 9). Греки называли этот портовый город «Библос». Поскольку через этот порт в Грецию доставляли писчий материал, само слово «БИБЛОС» стало у греков означать книгу. Библия – это множественное число от «библос». Таким образом, буквальное значение слова «Библия» - книги. Это целая библиотека произведений, созданных на древнееврейском, греческом и арамейском языках. и писались они не одним автором и не в одно время, а на протяжении долгих веков.
II. 1. Отличительным признаком книг Свщ. Писания является их богодухновенность, т.е. единственным подлинным автором этих книг является Сам Бог, Он определяет их догматическое и нравственное содержание, а человек только воплощает, впрочем не автоматически, а творчески замысел Божий, выступая в роли соавтора. Ап. Павел свидетельствует о богодухновенном достоинстве книг Свщ. Писания: «Все Писание богодухновенно, полезно
1. Послание к Филиппийцам. Писание мужей апостольских. – Рига, 1992. – гл. VII. – с. 324/362. 2. Ранниеотцы Церкви. Антология. Против ересей. – Брюссель, 1988. – кн. III, - гл. II. – с. 221, 223. 3. Филарет (Дроздов), Святитель, митр. Московский Пространный Православный Катехизис. – М., Изд. Сретенского монастыря, 2003.– с. 7. для поучения, обличения, для исправления, наставления в праведности» (2Тим. 3; 16). А ап. Петр говорит, что «никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки будучи движимы Духом Святым» (2Пт. 1; 20-21). В зависимости от времени написания книги Свщ. Писания разделяются на «два отделения»: Ветхий и Новый Завет. Книги Ветхого Завета по своему содержанию подразделяются на законоположительные, исторические, учительные и пророческие. Православная Библия начитывает 77 книг. Из них 27 книг Нового Завета. Одиннадцать книг Ветхого Завета не имеют древнееврейского подлинника и потому называются неканоническими и не входят в Библию, принятую у католиков и протестантов. В Новом Завете все 27 книг канонические и все имеют греческий подлинник. Слово «канон» по-гречески буквально означает «тростник». В древности из тростника делали мерные палки, которые использовались при землемерных работах. Со временем это слово стало обозначать вообще норму, меру, стандарт. Применительно к Священному Писанию каноном называется официально принятый Церковью список книг, которые Церковь признает Богодухновенными.
II. 2. Очевидно, что Свщ. Предание древнее, чем Свщ. Писание. Предание есть «древнейший и первоначальный способ распространения Откровения Божия… От Адама до Моисея не было Священных Книг. Сам Господь наш Иисус Христос Божественное учение Свое и установления передал ученикам своим словом и примером, а не книгою» 1. В период формирования новозаветного канона критерием, на основании которого осуществлялся выбор, являлось именно Свщ. Предание.
II. 3. Является ли Свщ. Писание самостоятельным, отличным от Предания способом сохранения и распространения Божественного Откровения и
1. Филарет (Дроздов), Святитель, митр. Московский. Пространный Православный Катехизис. – М., Изд. Сретенского монастыря, 2003. – с. 8. источником вероучения, или же Свщ. Писание входит в состав Предания? Если мы посмотрим дореволюционные учебники догматического богословия или катехизисы, то увидим, что в богословской науке конца XIX-го начала ХХ-го веков общепринятым было мнение, согласно которому Свщ. Писание и Свщ. Предание представляют собой два самостоятельных, взаимодополняющих друг друга источника вероучения. Суть этого мнения сводится к следующему. Во-первых, Писание и Предание рассматриваются как нечто взаимодополняющее, и, во-вторых, утверждается, что и Писание и Предание по отдельности заключают в себе не всю богооткровенную истину, а только некоторую ее часть. Писание рассматривается как нечто внешнее по отношению к Преданию. Эта латинская концепция, сформулированная в период Реформации в Западной Европе, была усвоена и православным богословием. Такое понимание соотношения Предания и Писания не согласуется со святоотеческим пониманием. Скажем для сщмч. Иринея Лионского (II в. по Р.Х.) Свщ. Предание по своему содержанию не есть нечто отличное от Свщ. Писания, а наоборот, Предание по содержанию тождественно Новому Завету. И у других отцов Церкви мы можем найти утверждение, что Свщ. Писание само по себе содержит все потребное для благочестия, т.е. заключает в себе не часть богооткровенной истины, а всю Истину в ее полноте. «Я преклоняюсь перед полнотой Писания» 1, писал Тертуллиан, а свт. Афанасий Великий считал, что Писание «достаточно само по себе для различения Истины» 2.
II. 4. Преодоление схоластического взгляда на соотношение Свщ. Писания и Свщ. Предания в православном богословии начинается только в середине ХХ столетия, во многом благодаря работам архим. Софрония (Сахарова), ученика прп. Старца Силуана Афонского. Архим. Софроний при этом не излагал свое учение, а излагал взгляд на вопрос о соотношении Писания и Предания самого прп. Силуана. Архим. Софроний пишет, что «… Предание объемлет собою всю жизнь Церкви настолько, что и самое Свщ. Писание яв-
1. Цит по: Ведерников А. Богословский сборник Альфа и Омега, - М., 1995. - Цит. № 10. – с. 63.
|