Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Значение участка в экологическом образоваании детей дошкольного возраста: участок детского сада как эколого-развивающая средаСтр 1 из 2Следующая ⇒
Участок детского сада как одно из условий экологического образования дошкольников. Значение участка в экологическом образоваании детей дошкольного возраста: участок детского сада как эколого-развивающая среда 2.2. Значение участка для развития всех сторон личности ребенка (умственной, нравственной, трудовой, эстетической, физической) 5.1. Участок — является частью эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении, экологическим пространством. Экологические пространства – «Специальные места в д/с, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в экологическом воспитании дошкольников» Экологические пространства – «Это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых» (Николаева С.Н.) 5.6.1. Наличие на участке деревьев, кустарников, огорода, цветника, плодово-ягодных насаждений имеет большое образовательное и воспитательное значение. Дети выращивают растения, ухаживают за ними, получают конкретное представление об их росте и развитии. В процессе ухода за растениями у ребят вырабатываются умения правильно пользоваться простейшими орудиями по обработке почвы, формируется бережное отношение к природе, умение коллективно трудиться. На участке детей знакомят с сезонными явлениями в природе, организуют длительные наблюдения за ростом растения и повадками животных. Правильно организованный и хорошо озелененный участок – это необходимая база для осуществления воспитательно-образовательных задач детского сада. (огород, 5.6.4. Выбор места для огорода Место выбирается ровное, открытое, хорошо освещенное, защищенное с северной стороны постройками, забором или живой изгородью. Лучше огород располагать на южной и жго-западной стороне. Влажные, затопленные, болотистые места не подходят для огорода.
Размеры огорода. Площадь под огород отводится примерно из расчета 0, 5 кв.м. на каждого ребенка. Огород или несколько грядок для младшей группы устраивается рядом с игровой площадкой – так воспитателю легче организовать работу вместе с детьми. Средняя и старшая группа – огород общий (позволяет выращивать и вести наблюдения за большим количеством растений) На огороде разбиваются гряды: - ширина 60-70 см (чтобы дети могли достать до середины грядки) - длина 2, 5-3 м.(позволяет размещать вдоль грядок всех детей во время посева, рассматривания всходов, высаживания рассады) - высота 15-20 см. Каждую грядку разбивают на несколько делянок
На одной грядке высаживаются совместные или однородные культуры. В начале грядки выставляется табличка с названием культуры. Между грядами 50 см. Весь огород засаживается живой изгородью (бордюром) С северной и северно-западной сторон сажаем высокие культуры для защиты от холода и ветров (кукуруза) С южной и восточной сторон сажаем низкорослые культуры (растения, которые вырабатывают фитонциды, которые отпугивают животных) Для старшей и подготовительной групп на огороде отдельно предусматриваются опытные делянки для выращивания полевых культур (пшеница, рожь) или овощей, которые требуют особых правил ухода. Прокладываются центральные дорожки, ширина которых 1-1, 5 м. На эту дорожку выносится стойка с инструментами для работы (тяпки, грабли, лопаты) Также необходимо предусмотреть подвод воды к огороду (шланг, бочка с водой) Располагаем скамейки для отдыха и наблюдения Требования к отбору культур для посадки на огороде Районированные культуры – неприхотливые, интересные для наблюдений, быстрорастущие. Для огорода мл. групп: - лук, горох, бобы, редис – крупные, яркие, интересные сорта Для ср.группы: - семена моркови, укропа, репы, салата Для старшей группы - те же культуры, но желательно иметь не одни сорта, а два На огороде старших групп дается весь набор овощных растений. При этом выращиваются овощи, которые размножаются семенами и рассадой. Культуры: - зеленые (щавель, укроп и др.) - пряно-вкусовые (тмин, мята, базилик) - луковые (лук, чеснок, лук-батун) - капустные (брюссельская, цветная, белокочанная) - плодовые (огурцы, тыква, томаты, баклажаны) - корнеклубнеплоды (морковь, редис) - бобовые (горох, фасоль, сахарная кукуруза)
сад, 5.7.1. выбор места для сада Необходимо учитывать почвенные и климатические условия, требования отдельных плодовых пород к почве и местоположению. Садозащитные растения должны охватывать сад со всех сторон и состоять из местных высокорослых древесных пород, а также кустарников. Расстояние между защитной полосой и плодовыми деревьями должно быть не менее 12 м. 5.7.2. выбор культур Отобрать необходимо наиболее неприхотливые плодово-ягодные растения, хорошо развивающиеся в данной местности. Плодовые культуры: Яблоня, груша, вишня, черноплодная рябина Ягодные культуры: Земляника садовая, смородина, малина. 5.7.3. уход за плодовыми растениями Посадку производят сеянцами. Почву надо постоянно рыхлить и пропалывать от сорняков, поливать регулярно, подкармливать. Уход состоит также в удалении ветвей, загущающих крону, а также больных и поврежденных. Кору плодовых деревьев необходимо очищать. 5.7.4. борьба с вредителями На участке д/с борьба с вредителями не рекомендуется. Быстрое размножение тли можно предотвратить с помощью древесной золы. Под одно взрослое дерево ежегодно вносят по одному ведру золы. Зола одновременно и удобрение, улучшающее вкусовые качества плодов. Уничтожают тлю божьи коровки, которых нужно специально принести на участок.
цветник, 5.7.5. Планирование цветника Зависит от условий каждого дошкольного учреждения: - от площади участка - от его расположения (С, З, Ю, В) - от состояния почвы - от наличия растущих на нем деревьев и кустарников, создающих затемнение - от расположение построек Принципы подбора - учитывать сроки цветения (клумба постоянного цветения) - подбирать растения по высоте - учитывать климатические условия - подбирать растения с учетом их требованиями к почве, влаге, освещенности - сочетать окраску одновременно цветущих растений - помнить об окраске и форме листьев - высаживать растения, не требующие сложного ухода. Виды цветников - рабатка - клумба - партер - миксобордер - бордюр - солитер - арабески - альпийская горка Клумбы – это небольшие цветники различной геометрической формы
Могут иметь выпуклую и прямую основу. В клумбах не применяют цветов с раскидистым ветвлением (табак и т.д.) Засаживают 1-3 видами или сортами одного вида растений Клумба должна быть такого размера, чтобы ребенок мог достать до середины – диаметром не более 70 см. Эскизы круглых клумб Эскиз квадратной клумбы
Рабатки – это сравнительно узкие полосы из цветов (ширина от 40-50 см до 1, 5 м., длина произвольная); поверхность – ровная.
Бордюр Это узкие сплошные полосы, ширина от 10-20 см. окаймляют газоны, рабатки, клумбы, площадки или отдельные детали цветника. Солитер (от фр. – одинокий, уединенный) Это одиночные посадки цветочных или декоративно-лиственных растений. Солитером может стать куст гортензии, чубушник, плакучая акация. Солитер можно разместить у входа, поворота садовой дорожки. Партер Парадный цветник – самый сложный цветник, включающий в себя газоны, клумбы, рабатки, бордюры, фонтаны, скульптуры – внутри него можно ходить. Одной из важнейших частей партера являются ковровые цветники из однолетников низкого и карликового размера. Арабески Панно, фигурная грядка в виде звезды, приветствий, символов (олимпийская символика, например) Используются ковровые низкорослые растения. Миксбордер Ландшафтный цветник Создается из многолетников, расположенных свободно, пятками по всей территории газона или местности Рокарии или каменистые сады Размещают на участках, которые не пригодны для других типов цветников, например, на лестницах, склонах, откосах, террасах. Низкорослые и средние по высоте многолетники Альпийская горка Это горка с камнями. Площадь не менее 1, 2х1, 4 метра. Высота 45-90 см. Растения: очатки, первоцвет, луки, гвоздики, кошачья лапка, пролеска, ветреница и др. Вертикальное озеленение Вертикальная клумба – это вершина клумбового искусства Из проволочной сетки изготавливается скульптура и заполняется семлей. Затем по всей поверхности высаживаются карликовые клумбовые растения, а у основание – фокусные Методика ознакомления Младшая группа Для посадки и рассматривания выбираем растения обильно и долго цветущие, с яркими и крупными цветками, высокие и не требующие сложных видов ухода. Основная форма цветника – рабатка. Высаживают однолетние быстрорастущие растения (календула, космея, бархатцы, настурция) Средняя группа Используют более разнообразные растения. Знакомят с луковичными растениями. Большое место при рассматривании имеет сравнение растений по форме, величине, отдельным частям, окраске. Основная форма цветника – простые клумбы. Старшая и подготовительная группы. Дети этого возраста могут различать многолетние и однолетние растения, кустарники и травянистые растения. Знакомятся с разными видами размножения, ухода, в зависимости от биологических потребностей растений. Учатся находить общие и отличительные признаки растений одного семейства. Знакомятся с классификацией «дикорастущие и культурные растения» Используются все виды цветников. 4 краеугольных камня ухода за цветником
Уход за растениями цветника - переноска почвы - боронование - поделка грядок - рыхление почвы - прополка - мульчирование (измельчение) - высадка растений в грунт - орошение, дождевание, опрыскивание - удобрение почвы - борьба с вредителями
|