![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Здравоохранение России в 2011 году
По официальным данным, Россия расходует на здравоохранение 1, 5 трлн. руб. в год, или 3, 4% ВВП. Это только расходы государства, если же добавить то, что мы тратим на дополнительное медицинское обеспечение, на лекарства, услуги частных клиник и взятки врачам, сумма вырастет значительно. По данным Всемирного банка и Всемирной организации здравоохранения, общие расходы на медицину в стране достигают 5, 4% ВВП. Это вдвое меньше, чем в Европе, и втрое — чем в США. Власти сложившаяся система тоже не устраивает — все попытки разобраться, кто и за что сейчас платит в российской системе здравоохранения, заканчиваются ничем. Существующая схема финансирования, когда деньги за пациентов в медицинские учреждения поступают из бюджетов различных уровней, не позволяет достоверно просчитать, сколько стоит та или иная медицинская услуга. Как и контролировать все эти неуправляемые финансовые потоки. Нормативов на страхование неработающего населения сейчас нет. Неработающие граждане получают медицинские услуги по ОМС так же, как и все остальные. А дефицитность или бездефицитность региональных бюджетов ОМС зависит от распределения средств властями регионов. Территориальный дефицит устраняется за счет федерального фонда ОМС (ФОМС). Сейчас это порядка 600 млрд. руб., или 40% финансирования отрасли. Реформы в здравоохранения в будущем (Простая схема вместо сложной) В рамках реформы здравоохранения планируется прежде всего перейти от сложной схемы финансирования медицины к простой. Есть намерение к 2013 году перевести отрасль на новую страховую модель, которая устранит существующее перекрестное финансирование. Переходить на полный страховой тариф предполагается поэтапно, начиная с 2011 года, в течение двух лет, что позволит в результате реализовать одноканальную систему финансирования. Кроме того, предполагается, что ведомство будет принимать решения о наличии или отсутствии страховых случаев в рамках нового закона " О страховании пациентов от врачебной ошибки" (рабочее название), разрабатываемого сейчас Минздравсоцразвития. Планируется, что клиника будет материально ответственна в четырех случаях, это летальный исход (2, 5 млн. руб.), инвалидность первой (1, 5 млн. руб.), второй (1 млн. руб.) и третьей группы (500 тыс. руб.). Ответственность будут нести не врачи, а именно медицинские организации, которых обяжут профессиональную ответственность страховать. Иными словами, если здоровью пациента по вине врачей будет нанесен существенный ущерб, ему заплатят. Стратегия ограничения расходов в комбинации с контролем финансовых потоков и лимитированным объемом услуг теоретически может решить главную задачу реформы российского здравоохранения: сделать систему экономически эффективной. Другой вопрос — надолго ли. Есть ведь и неконтролируемые факторы — тут и мировой тренд роста стоимости медицинских услуг, и старение населения России, которое неизбежно увеличивает спрос на медицинскую помощь. Конечно, каждая из этих стран пытается с помощью реформ решить свои насущные проблемы. Если в Китае недоступность медицины для 200 млн. граждан объясняется отсутствием необходимых мощностей и персонала, то в США базовая медстраховка недоступна для 30 млн. американцев по причине ее высокой стоимости. В Германии таких проблем нет. Зато есть многомиллиардный дефицит бюджета системы медицинского обеспечения, вызванный стремительным старением населения. За реформу здравоохранения, которую проводит правительство Ангелы Меркель, с этого года там платят и работодатели, и работники. С 1 января 2011 года для них увеличены страховые отчисления на медобслуживание (с 14, 9% годового дохода до 15, 5%), которые поступают в страховые кассы, это 186 частных фондов. В США, где с этого года была снижена стоимость медстраховки для ряда групп населения, повысили налоги для крупных фармацевтических компаний (налоги будут рассчитывать, исходя из их доли на рынке) и ввели акцизный сбор (2, 9%) на продажу медицинского оборудования (с 2013 года). Впрочем, с рядовых американцев скоро за это спросят: начиная с 2014 года наличие медстраховки станет обязательным для всех проживающих в США, что, понятно, с самого начала реформы вызывает сопротивление населения. А на прошлой неделе в конгресс США был внесен законопроект, предусматривающий сокращение госрасходов в течение десяти лет на $4-5 трлн., в том числе за счет государственного медицинского страхования Medicare. В России увеличение расходов на медицину оказалось привязано к крайне непопулярному решению — росту страховых взносов (бывший ЕСН) с 26 до 34%. Четверть прироста (460 млрд руб. за два года, или примерно 0, 5% в год) целевым образом должна быть потрачена на модернизацию отрасли в 2011-2012 годах. Но средств на то, чтобы довести расходы на медицину, скажем, до среднеевропейского уровня, в бюджете все равно нет, эти дополнительные инвестиции еще только предстоит собрать с бизнеса. лишь за счет частного софинансирования.
|