Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Два сына Сибирской Женщины Резаное Железо
В одном углу семидесяти семн миров появилась каменная гряда — Уральская гряда. Родился сын, рожденный Сибирской Женщиной Резаное Железо'. [Вскоре у нее родился второй сын2.] От отца ли произошли — пе знают, от матери ли произошли — не ведают; пет у них отца, нет у них матери. Вышли на улицу. Крикнули семикратным криком своему отцу-батюшке. Ворожат. Разбросали глазных птичек, осмотрелисьа: в далеком мире, в далекой земле живет Трехсаженный Лесной Идол. У него есть дочь, у девушки с косами заплетена коса, у девушки с волосами заплетены волосы. Два сына, рожденные Сибирской Женщиной Резаное Железо, идут свататься. Пошли. Пошли охотиться на гусей и уток. Отправились к.обский воде, легли спать, переночевали. Старшему брату не спится, он ворожит, видит: к ним подкрадывается вражеское войско. Выскочил из своего полога. Взял в руки лук и стрелу, ждет. Враги спрятались. Снова забрался в полог, лег. Лег и уснул. Его как будто кто толкнул. С помощью ворожбы видит: опять подкрадываются. Выскочил из полога и видит: подкрадываются. Взял лук и стрелу. Подкрадываются, приближаются. Он сел, чтобы их дождаться. Враги идут, идут. Оп натянул свой лук и выстрелил. Когда выстрелил, на черен стрелы нанизал десять тысяч мужчин. Будит своего младшего брата, брат спит. Говорит: «Брат, пойдем, а то пас убыот». Когда они пошли, встретили стаю уток, стаю гусей. Младшего брата пренустил вперед. «Иди первый», — старший говорит. Брат выстрелил и едва добыл двадцать или тридцать штук. Старший говорит: «Много ли добыл?» Сам выстрелил. Одной стрелой убил тридцать или сорок тысяч штук. Это была им пища на дорогу. Ехали, ехали. Вышли на берег поесть, попить. Видят: висит привязанный полог. Они подумали, что здесь есть люди. Людей нет. Спрашивают маленьких детишек:, — Ваша тетка 4 находится далеко или близко? Дети говорят: , — Наша тетка находится далеко, пе увидеть вам ее ни в ясную, ни в облачную погоду. За такие слова они детей убили. Не поели и дальше поеха- ли. Ехали, ехали, вышли иа берег: живет старая женщина. Ста- рая женщина говорит:, — Два сына, рожденные Сибирской Женщиной, ехать-то вы поезжайте, да на себя надейтесь! Маленький Старик Купец Куропачий Хлеб, Горловой Хлеб так сказал: надеетесь па себя — поезжайте, не надеетесь на себя — не ездите! Старуху они разрубили веслом на две части. Потом быстро сели в лодку, чтобы ехать дальше, не попили, по поели. Ехали, ехали и вот увидели город. Подъехали к пему: висит он, подобно посу облака. Приблизились к нему. Пет ни одной щели, чтобы проникнуть в город. Обратились опи с призывом к своему отцу, свет-батюшке, чтобы он дал им жару. Добрый бог дал жару. Всех людей, живущих в городе, опалило. Стали жители носить воду, чтобы умыться. Ворота города открыли, вымыли, выкупали в воде старух и стариков. Потом вывели дочь Лесного Идола высотой в три сажени, шириной в три сажени, служанки и слуги стали ее купать. Привели к воде, в веду повадапиг; двое мужчин бросили ее в лодку и увезли. Когда ее увозили, служанки и слуги спрятались. Жена Лесного Идола высотой в три сажени, шириной в три сажени пачала искать свою дочь, а дочь ее увезли. Сильно ее ищут! Искали, искали, не нашли. Стала ругать служапОк и слуг: — Куда вы ее девали? — Мы, — говорят, — не видели, не знаем, — говорят. А она и говорит: — На земле, в куче сора живущий мохпатый червь — оп ее и увез. Нужно, — говорит, — ее искать. Надо идти по следу, где настигнем, там и отобьем ее и привезем обратно. Собрала народ со всей деревни, и они отправились догонять. Мужчины, похитившие девушку, поджидают их. Ждали, ждали, дальше поехали, переночевали, в дно реки вбили жердь, погрузили ее в воду и стали ждать едущих сзади людей. Когда те подъехали, наткпулись на жердь и застряли. Старший брат обернулся рыбиной и караулит их под водой. Подъехали сзади едущие мужчины и тоже застряли. Богатырь их к себе не подпускает. Выпырнул он из воды в образе рыбины и пустил из лука стрелу. Поднял свой костяной лук, сделанный из рогов семи быков-оленей, и выстрелил: нанизал па черен стрелы двадцать тысяч мужчин. Второй раз выстрелил. Стрелял, стрелял, и врагов осталось совсем мало. Он говорит им: — Возвращайтесь обратно. Я богатырь, назначенный богом, — говорит, — я могучий герой. Не надейтесь, у меня ничего не отнимите. Любого богатыря приведите, ничего со мной пе сделаете, ему мепя пе одолеть. Если даже когда-нибудь и придете, никогда вам не превзойти меня своей силой. — Уйти-то мы уйдем, а ты все-таки жди! — говорят.— Спустя семь лет мы снова придем. И вот два брата-богатыря отправились домой: Отправились домой, домой прибыли. Легли спать. Долго спали. Прошла неделя. Одпажды послышались вражеские голоса, враги приближаются. Жена будит старшего богатыря, он не просыпается. Ткнула его в бок тонким ножиком, проснулся. Проснулся, вышел на улицу. Осматривается, ворожит: где-то идут. Он пошел домой, поел, попил. И опять вышел на улицу, на деревенскую площадь. Забрался на городской столб5, взял свой костяной лук, сделанный из рогов семи быков-оленей, поднял его, начал «тре-
лять. Стрелял, стрелял, целый месяц стрелял. Сколько тысяч перестрелял, не знает. Однажды его жена заметила, что тетива лука у него ослабла, не звенит. Пошла будить младшего зятя, ачн! -все еще спит, спит с тех пор, как прибыл домой. Как ни будит своего младшего зятя, он пе просыпается, Она ткнула младшего зятя тонким ножом, которым колола своего мужа, тот и проснулся. Проснулся. Она говорит младшему зятю: — Вставай, твоего старшего брата убили! Младший зять вышел на улицу, осматривается. Старшего брата нигде нет. «Что делать?!» Пошел к себе в дом. Поел, попил, с едой и питьем покончил, пошел искать старшего брата. Шел, шел, долго шел. И вот наконец показались враги прямо перед его глазами: идут полным ходом. Он к ним приблизился. Его старшего брата бросили на землю, брат совсем обессилел. Он старшего брата отправил домой, а сам бросился вперед и стал их догонять. Догонял, догонял и прошел мимо них. Старик Купец Куропачий Хлеб, Горловой Хлеб повернул назад, и снова схватили старшего брата, которого полонили раньше. Младший обогнал их, возвратился назад, догнал. Когда он их догнал, видит: его брата собираются убить. Оп пошел туда. Как ни пытается враг зарубить его брата мечом, поднимает меч, но не попадает. Как ни рубил, ни разу в него не попал. Как ни барахтаются, ни возятся, никто из них не может взять верх. — Что будем делать? — говорит. Опять схватились, возились, возились, и сила у них кончилась. — Давай помиримся! — говорит. Помирились. Разошлись в разные стороны. Попрощались. — Теперь, — говорит, — что мы будем друг с другом ссориться?! Тут и младший богатырь помирился со Стариком Купцом Куропачьим Хлебом, Горловым Хлебом. И разошлись в разные стороны. Старший брат пошел домой, домой пришел рано. Болеет. От старшего героя родилась дочь, от младшего героя родился сын. Они выросли, повзрослели, оба стали в величину женщины, н величину мужчины. Долго жили, коротко жили, кто знает. И вот приходит Маленький Старик Купец Куропачий Хлеб, Горловой Хлеб к старшему богатырю, чтоб украсть его дочь. Старший богатырь разгадал его замысел с помощью ворвжбы. — Что делать? — говорит. Спрашивает жену: — Жена, — говорит, — как же мы отдадим пашу единственную дочь? Жена отвечает: — Не сни, старик, ночью или днем нас могут убить. Старик поставил на крышу дома мужчину, дал ему в руки лук а стрелу, чтобы пугать людей, которые иридут сватать. Маленький Старик Купец Куропачий Хлеб, Горловой Хлеб ведет свое войско. Приблизился к деревне, поспешил туда. Говорит: — Как нам выкрасть девушку? Старший богатырь свою дочь спрятал. Ночью подошли к деревне и стали разрушать снаружи клиньями и молотами ограду города. Старший богатырь проснулся. Стал кричать голосом доброго идола, голосом злого идола. Один мужчина просит с той стороны города: — Пустите меня в город! Старший герой спрашивает его: — Ты человек какой земли? — Я, — говорит, — человек теплой земли. — Ты, — говорит, — по какому делу сюда пришел?
— Я, — говорит, — принес тебе только три слова, поэтому пусти мепя в город! — Ты, — говорит, — вовсе пе человек теплой земли. Ты пришел украсть молодую девушку, обладающую иглой величиной с кольцо, величиной с серьгу. Ты вовсе не человек теплой земли, ты сын ненецкого богатыря, пожирающего мясо вшей. Я, —? говорит, — не отдам тебе мою дочь. Верховный бог, свет-батюшка, когда пребывает па небе, пускает слюни, бросает стружки, и из них появляются люди6. Я лучше им отдам свою дочь. Свою дочь я не отдам тебе, я еще и у тебя возьму. Люди, приехавшие сватать, поехали обратно. Поехали обратно — богатыря с ними не было, вернулись домой, жалуются: — Украли дочь Лесного Идола высотой в три сажени, шириной в три сажени, украли нашу тетушку, поэтому мы должны отомстить и похитить пашу тетю. Пойдемте воевать, — говорят. Пошли, тронулись в путь. Шли, шли. — Как нам войти в деревню? Приблизились к деревне, заночевали. Люди в деревне спали. Пришедшие стали подкапываться под деревню. Дед сына, рожденного Сибирской Женщиной Резаное Железо, находясь п городе, ночью не спит; лежит на вшивой постели, на блошистой постели, никак не может уснуть. Заметил: сотрясается черпая земля. Женщина кипятит воду. Вскипятила воду. И вдруг враги появились из одного отверстия. Стала она их обливать кипятком. Гибпут враги, совсем мало' их осталось. Младший богатырь вышел на улицу. Долго ходил, коротко ходил. Когда оп обозревал землю и воду, сзади послышался визг и крик. Младший богатырь вернулся в свой дом, спрашивает жену: — Что случилось? Отвечает: ? — Так и так, дорогой сып богатыря, сын богатырши. Ты куда ходил? Твоего старшего брата похитили. Три человека увели его через дверь, где проходил ты.
Говорит жене: — Почему ты его отпустила? Надо идти вслед за ним, — говорит. Свою броню облил ледяной водой, холодной водой. Шагает взад-вперед по дому. Когда он так шагал, пол под ним прогибается, как тонкое дерево, как слабое дерево. С потолка песок сыплется. Потом вышел на улицу, бредет, шагает по темной земле, проваливаясь до середины голени. Жена говорит: — Сын богатырши, сын богатыря! Почему ты так долго собираешься? Твоего старшего брата убьют там, куда везут его, — говорит. Муж с женой попрощался. — В пути, — говорит, — или ншв останусь, или погибну, — говорит. Тронулся и пошел. Когда он шел, ступал по каменистой вемле, как будто по земле Урала, проваливаясь до середины голени. На каменистой земле, на земле Урала выросло громадное дерево, достигающее неба, достигающее земли. Идет, цепляется за деревья, трется между громадными стволами: звенит хвоя хвойных деревьев, звенит кора користых деревьев. Долго шел, коротко шел — догпал своего старшего брата. Старший брат чуть жив. Старик Купец Куропачий Хлеб, Горловой Хлеб побежал и скрылся. Он погнался за ним, стал его преследовать, старшего брата отправил домой: — Иди домой! — Брат, — говорит, — нет у меня силы идти домой. Они вместе погнались за беглецом. Гнались, гпались, дорога сделала крутой поворот. Он мимо них и проскочил. Оказавшись впереди, встретил старшего брата и убил его. Подоспел младший брат. Смотрит: старшего брата убили. Догнал (убийцу)t п они начали драться. Бились, бились, семь лет бились. Сын, рожденный Сибирской Женщиной Резаное Железо, отпустил мужчину, который убил его старшего брата, и сам пошел назад. Сын, роясленный Сибирской Женщиной Резаное Железо, пошел домой. Кричит своему отцу, свет-батюшке. Говорит: — Назначь мне место для жительства! Его отец, свет-батюшка спустил ему слово-весть. — Иди, — говорит, — к обской воде, ищи себе сам угодное тебе место на мысу богатырш, на мысу богатырей! — говорит. Он и пошел. Шел, шел. В том месте; где оп шел, семь Обей слились вместе. И сел оп там в устье слившихся семи Обей1. Создал оп па том месте полную деревню, полный город. И сел оп в свою полную деревню, в свой полный город. Пускает нельму, пускает осетров, кормит бедствующих дочерей, кормит бедствующих сыповей. Поселился он там, как живущий под полой обладатель пушного богатства, как живущий под водой обладатель рыбного богатства. — Разреши плавать в семидесяти семи странах, в се-мидесяти водах большеголовым головастым нельмам, разреши плавать головастым нельмам с маленькими головами, дай наесться, дай-нашсться твоим'бедным доч«рям, твоим бедным сыновьям! — крикнул он своему отцу-батюшке. Его отец спустил ему семь подушек, семь перин. И лежит богатырь на мужском ложе на семи подушках, на семи перинах. Он выпускает диких зверей с длинными хвостами, выпускает диких зверей с короткими хвостами. И когда оп так лежит, сколько есть людей в семидесяти семи землях, всех их кормит, всех их питает. Для своего отца он приготовил семь бочонков пива, семь бочонков браги. Своему отцу-батюшке устроил священную трапезу, помолился.
|