![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лица и личины Деда Мороза
[30.12.2013] Как Дедушка Мороз умудрился побывать маньяком-убийцей, добрым волшебником и даже в идеологию вляпаться Я Дед Мороз, борода из ваты, Вот так выглядит современный Дед Мороз в интерпретации группы «Дискотека Авария» - приносящий подарки добрый, веселый, обязательно слегка подвыпивший любимец взрослых и детей, ставший одним из символов Нового года. А ведь начиналась его история совсем, как в модном ныне жанре «страшной ужасти». Говорят, что все пошло от древних кельтов, которые те еще были выдумщики. В их богатом пантеоне богов и духов был повелитель ледяной стужи и пурги. В канун Нового года, который наступал на стыке нынешних октября и ноября, он ходил по домам с холщовым мешком, но не раздавал подарки, а наоборот, собирал жертвы, если, по его мнению, в течение года получил их мало. Ничего хорошего такие посещения не сулили. Чтобы оградить селение от кельтского Деда Мороза, жрецы-друиды приносили ему жертву, привязывая на ночь к ели – обиталищу лесного духа - юную девственницу. Замерзла к утру - значит, жертва принята. К слову, эту ель они украшали в духе Стивена Кинга – развешивали на ветвях внутренности людей и животных. Со временем мир стал не таким жестоким, и ель стали украшать яблоками, кусочками хлеба, вареными яйцами и орехами, а реквизит из фильма ужасов превратился в безобидные елочные игрушки и гирлянды.
В более привычном нам виде Дед Мороз, а точнее просто Мороз или «Мороз Иванович», как назвал свою литературную обработку фольклорного «Морозко» Владимир Одоевский, появился во второй четверти 19-го века, а точнее в 1840-м году, когда вышел сборник «Сказки дедушки Иринея». В народе Морозко представлялся в виде старика, который своим посохом управлял смертью всего живого. В дни зимнего солнцестояния его нужно было умилостивить, как управляющего холодом кельтского духа. У Одоевского очень смягченный вариант отголоска жестоких языческих времен. Мороз Иванович не принимает первую жертву, а ее замену – не понравившуюся ему ленивую девушку Мороз Иванович не замораживает насмерть, а лишь награждает ожерельем из сосулек вместо богатого приданого, доставшегося ее сводной сестре. Но и тогда Мороз не имел никакого отношения к Новому году, ведь действие сказок о нем происходит в начале весны. И с новогодней елкой тоже. До 15-го века его у нас отмечали 1-го марта, потом 1 сентября, пока 20 декабря 1699-го года Петр Первый не повелел перейти на юлианский календарь и отмечать наступление нового года 1 января «по примеру всех христианских народов» и «лучшего ради согласия с народами европейскими», а «по большим проезжим улицам, и знатным людям, и у домов именитых духовного и мирского чина, перед воротами учинить некоторое украшение от дерев и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года; а стоять тому украшению генваря по 7-е число того же года». Но обычай не прижился, после смерти Петра этот указ позабыли, а сама новогодняя елка начала приживаться только в 1820-х годах, когда в домах петербургских немцев начали устраивать новогодние праздники для детей. Некоторые историки утверждают, что этот обычай привезла в Россию из Германии в 1817 года невеста великого князя Николая Павловича прусская принцесса Фредерика-Луиза-Шарлотта-Вильгельмина. Газета «Харьковские ведомости» в 1913 году писала: «В первый раз в 1817 года, накануне Рождества, по желанию супруги великого князя Николая Павловича великой княгини Александры Федоровны зажглась в Николаевском дворце… германская рождественская елка», а первую «государственную елку» организовал в конце 1830-х годов лично император Николай Первый. Но Деда Мороза, который дарил бы детям к Новому году, как святой Николай к католическому Рождеству, подарки, на этом празднике ещё не было. Однако попытки создать такой образ предпринимались. В 1861-м году упоминался рыцарь Рупрехт – спутник святого Николая из немецкого фольклора, в 1861-м – сам святой Николай, или «дедушка Николай», в 1886-м – сказочный Морозко. Из объединения этих персонажей к началу 20-го века постепенно и сложился всем нам знакомый образ Деда Мороза.
Впервые народный сюжет о Снегурке в 1869-м году обработал Александр Афанасьев, а переименовал ее в Снегурочку и сделал внучкой Деда Мороза впервые в 1873-м году в своей пьесе Александр Островский. Правда, это тогда мало кто заметил. Слава к Снегурочке пришла на десяток лет позже, когда в 1882-м году состоялась премьера построенной на сюжете Островского оперы Николая Римского-Корсакова. Став популярной, девочка из снега стала появляться в сценариях рождественских елок, правда, на роль их ведущей она пока не претендовала. Все ограничивалось инсценировками фрагментов сказок, пьесы Островского или оперы Римского-Корсакова, тем не менее, новогодние праздники с Дедом Морозом, Снегурочкой и, конечно же, украшенными игрушками и гирляндами елками становились все более и более популярными. В 1905-м году даже появилась знаменитая «В лесу родилась ёлочка» Раисы Кудашёвой и Леонида Бекмана. Так продолжалось до 1916-го года, когда немецкое происхождение новогодней елки сыграло с ней злую шутку. Именно тогда в разгар Первой мировой войны она была запрещена как «немецкий обычай». Ну, а после 1917-го – заодно и как обычай буржуазный и религиозный пережиток, потому что ассоциировалась не только с собственно Новым годом, но и Рождеством. И только 28 декабря 1935 года газета «Правда» опубликовала письмо секретаря Компартии Украины Павла Постышева в защиту елки:
А вот с распадом СССР Деда Мороз умудрился даже включиться в идеологическую борьбу. В Таджикистане его изъяли из новогодних программ как чуждый таджикскому народу персонаж, у Узбекистане звучит идея заменить Деда Мороза персонажами узбекского фольклора, а в Украине он со своей внучкой даже претендует на роль персон, угрожающей национальной безопасности. В 2012-м году в день святителя Николая, который православные христиане отмечают 19 декабря, озабоченные активисты на одном из мостов Киева повесили чучела Деда Мороза и Снегурочки. Демонстративно повесили, и так, чтобы даже издали непременно были видны и толстые веревки, и затянутые на «шее» петли. Рядом был прикреплен плакат «Они хотели заменить нам Святого Николая». Претензий у них к Деду Морозу, Снегурочке и тем, кто принимает от них подарки, как оказалось, много.
«Новый год и Дед Мороз - идеологическое оружие Москвы!». «Старого пьяницу Деда Мороза и проститутку Снегурочку придумали московские коммунисты для того, чтобы растлить украинских детей, сломать моральный позвоночник Украинства». «Если ты празднуешь Новый год - ты жалкий московский подхалим, потому что этот искусственный праздник нам навязали московские оккупанты». «Если ты желаешь что-нибудь праздновать 1 января - празднуй день рождения великого сына украинской нации Степана Бандеры».
Но все-таки интересно, кто придёт в новогоднюю ночь на Евромайдан – Дед Мороз со Снегурочкой, Санта-Клаус или Степан Бандера? Михаил Корниенко, Новости Украины - From-UA
|