![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ход мастерскойСтр 1 из 2Следующая ⇒
Примерная технологическая карта занятия
Примеры педагогических мастерских
Мастерская Т. Н. Антоновой по творчеству М. И. Цветаевой «Моим стихам... настанет свой черед...» Ход мастерской 1. Сначала мы попросили написать два слова – имя и фамилию Поэта и подобрать к ним слова, сходные по звучанию. Получили: Марина – море, Мур, субмарина. Затем слова, возникающие в нашем воображении, когда мы произносим имя Марина. Ученики написали: Марина – творец, трагедия, стихия, свобода. Итак, начало есть. Мы настроили детей на поиск слов, связанных не только с темой Поэта, но что самое важное – с миром чувств самого ученика. Это был первый этап мастерской. Французские методисты называют прием, который помогает в начале мастерской пробудить воображение, – индуктором. А вот и второй индуктор. Письма М.И.Цветаевой к А.Тосковой, где речь идет о скульптуре средневекового рыцаря у Карлова моста в Праге. Слушая эти письма, дети могут записать слова, зацепившие их внимание. Письмо от 24 ноября 1938 г. «И – 13 лет спустя – нет, уже 15! Скажу, что лучшее в Праге было – Рыцарь». Письмо от 26 декабря 1938 г. «Жду истории своего Рыцаря. Все, что знаю, что он добыл Праге двухвостого льва». Письмо от 28 февраля 1939 г. «Дорогая Анна Анатольевна! Повторю вкратце: и Рыцарь, и жизнеописание его – дошли, и в последнем меня поразил... страх Рыцаря перед ласковостью льва. Не боявшийся чудовищ – кротости убоялся. Сам Рыцарь – чудесен, и очень хорош формат – весь в высоту. Еще раз – огромное спасибо: не расстанусь до конца дней. Любопытна легенда, повсеместно: и в баснях, и в сказках, и в рассказах первых путешественников – заставляющая льва жить в лесу и даже царить в нем, тогда как лев никогда в лесу не живет – только в пустыне – на всей свободе. Царь леса – тигр, и ласкового тигра бы и я испугалась.» Слова, которые выписали: Рыцарь, тигр, лев, царь, свобода. Подобрав, звуковые и смысловые ассоциации к слову Рыцарь, мы получили новый круг слов: 1) Рыцарь – царь, рык. 2) Рыцарь – Дон Кихот, благородство, щедрость.
2. Все полученные слова позволили нам перейти к первому варианту «Слова о Марине Цветаевой». Сочинение должно быть небольшим, 5—6 предложений. Вот одна из работ: Марина Цветаева — вечная странница. Вся ее жизнь в сражении. Марина — стихия, свобода, цветение. Безмерное сердце. Иногда дети сразу сочиняют стихи. Слов, мыслей, чувств и строк смятение. И их волнующее соединение. Имя морское... душа поэта. Порванная, но пронзительно прозвучавшая Струна — Марина это. Дети слушают своих одноклассников. Мы просим записывать те слова, фразы, которые им понравились. Они будут необходимы для создания второго варианта «Слова о поэте». А теперь стихи М.И.Цветаевой (1934 г.): Рябину Р Рубили Зорькою. Рябина — Судьбина Горькая. Рябина — Седыми Спусками... Рябина — Судьбина Русская. Прочитали стихотворение про себя, затем вслух. И я говорю: «Если вы попытаетесь, прочитать это стихотворение без слов и вам захочется сделать какие-то жесты, то сделайте их». Класс представляет в это время странное зрелище. Это ученики — поющие, мычащие, размахивающие руками.
3. Затем все распределяются в группы по 4—5 человек и создают образ этого стихотворения: это или пластическая картина, или живописная, или радиопередача, где идет прочтение этого стихотворения. И вот начинается представление. Это песни, хор чтецов, сцены, или страшный крик умирающего человека, или женский плач. Все впечатления, полученные от этих работ, легли на бумагу. Вот некоторые из них: 1) Дерево на краю обрыва: все тянет его туда, откуда не возвращаются. Оно противится, но силы не вечны, а топоров много. Жизнь дерева отравляет не дождь, который каплет свыше, а червь, что грызет корни. 2) Мы полны кровью, мы захлебываемся от нее. Россия, доля русская. Молодость, цвет жизни — все загублено. 3) Душа полна любовью и стыдом. Неукротим вражды суровый норов. Все меньше в Храмах нас, Все больше в норах. Друг друга слышим мы с трудом. Еще ищу гармонии сама, Еще внимаю нотам Баха. Еще не верю в близость краха. Но по ночам боюсь сойти с ума Дальше работаем над стихотворением «Деревья», вернее над двумя его строфами: К вам! В живоплещущую ртуть Листвы — пусть рушащейся! Впервые руки распахнуть! Забросить рукописи! Зеленых отсветов раи... Как в руки – плещущие... Простоволосые мои, Мои трепещущие! Сначала прочитали это стихотворение про себя, затем вслух. Учащимся нужно было определить свое самочувствие, когда они читали это стихотворение, и найти момент в своей жизни, где было бы такое же чувство. Почти у всех было ощущение свободы, счастья, легкости. Дети радостно рассказывали о всевозможных случаях в своей жизни, где было так же. У всех после прочтения стихотворения было чувство погружения в природу, в ощущение себя, своего тела как части Земли, Дерева, Солнца – природы. Дети входили в поэзию XX века, понимая, что особенность этой поэзии – внутренняя, органическая сопричастность миру. 1) Я — дерево, я — в листве, Блики солнца, купаюсь в счастье, Зелень, трепет. 2) Навстречу боли неизбежной, Назло вселенной рвется нежность, Сквозь горечь, ржавь, тоску, бездомность, Ревя навзрыд, сквозит бездонность. Август Август — астры, Август — звезды, Август — грозди Винограда и рябины Ржавой — август!
4. Теперь дети должны были, прочитав стихотворение, рассказать о человеке, которого зовут Август. Причем, сначала они должны были дать образ этого человека, когда читали стихотворение вслух, а затем в устном или письменном рассказе. Несмотря на то, что стихотворение было одно, люди по имени Август были самые разные. Это были прожигатели жизни, философы, поэты, умудренные старцы и молодые, любящие жизнь мужчины. В сущности, дети не только прочитывали стихотворение, но и выражали свой характер, свое отношение к жизни. Это стихотворение дало радостную, эмоциональную ноту. В конце работы мастерской было дано стихотворение «Душа и имя», где нужно было определить ритм стихотворения. Пока огнями смеется бал, Душа не уснет в покое. Но имя Бог мне иное дал: Морское оно, морское! Дети почувствовали здесь и ритм вальса, и шум морской волны. За этими ритмами они определили ощущение жизни. 6. Последняя работа — второй вариант «Слова о Марине Цветаевой»: «Царственная, свободная женщина. Трагически одинокая душа, находящая отзвук в траве, в цветах, в море. Благодаря Марине мы полны мечты и надежд. Мы эмигранты в своей стране, но я, как и она, остаюсь королем всех слов своего языка. Я сам формулирую все, я верну себе свою судьбу. Я сам бросаю судьбе вызов».
|