![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 4. 4D-Стимул как метод получения идей.
4D-Стимул — это метод, позволяющий получить большое количество разных идей за сравнительно короткое время. В его основе лежит широко известный метод случайного стимула, поверх которого наложена сетка из четырех параметров — свойства, функции, символы и процессы. 4D Стимул помогает мышлению не ограничиваться первой реакцией на стимул, а обратить внимание на его различные стороны. Как результат, полученные идеи разнообразнее, а самих идей — больше. Например, в ответ на стимул «яблоко» мы скорее всего перечислим его свойства — вкусное, сладкое, красное и т.д. Этот набор свойств может хорошо подойти для решения таких задач, как, скажем, создание нового бренда или литературного персонажа. Однако в других случаях, когда цель не в первую очередь характеризуется свойствами, этот набор может оказаться менее полезным. 4D Стимул направляет наше внимание на различны параметры стимула, которые могут быть полезны для разных типов задач — свойства пригодятся, если целью является создание некого объекта, функции и процессы, если целью является действие, символы и метафоры, если цель — новое понимание, и т.д. Применения Для всех: создание идей, решение проблем. Для представителей творческих профессий: профессиональное создание идей. Инструкция Подготовка Четко сформулируйте задачу — в виде ключевых слов, если она связана с объектом (например, «дизайн затычки для ванной») или вопроса, если это открытая задача (например, «Как заработать в кризис?»). Выберите слово-стимул. Это может быть случайно выбранное слово из словаря или книги или другой объект, соответствующий заранее определенным критериям (например, ближайший красный предмет). Разделите вертикально расположенный лист А4 сеткой на 3 колонки и 4 ряда плюс шапка. Первую колонку сделайте самой маленькой, вторую побольше, а третью — самой большой. Первую колонку назовите «Параметры», во второй напишите выбранный стимул, в третьей — свою задачу. Свойства В колонке параметров в первом ряду таблицы напишите «Какой?». В следующей колонке выпишите как можно больше свойств стимула, по одному на строке. Например, если стимул — «лампа», напишите: Теперь попробуйте поочередно применить эти качества к искомому объекту или решаемой задаче. Через некоторое время вы начнете видеть связи. Записывайте в третьей колонке все возникающие идеи. Например: «Светлая затычка для ванной» — затычка со светодиодами, отображающими температуру воды. Функции В следующем ряду таблицы в колонке параметров напишите «Зачем?», в колонке стимула выпишите функции стимула, а в третьей снова записывайте идеи. В случае с лампой в первой колонке будет: Затем снова примените эти функции к исходной задаче. Например, затычка для ванной с датчиком движения, которая включает сигнализацию, когда человек засыпает в ванне. Символы Следующий ряд посвящен символам и метафорам, связанным со стимулом — в случае лампы это: Затем, как обычно, используйте результаты сопоставления символов с решаемой задачей для генерации идей. Например, вечер «Поэзия своего бизнеса» для потерявших работу в результате кризиса. Процессы и аналогии В последнем ряду опишите любые процессы, связанные со стимулом (например, как работает электрическая или керосиновая лампа, как покупатель в магазине выбирает лампу и т.д.). Затем примените их к задаче, используя метод аналогий. Отбор и доработка идей После перерыва посмотрите свежим взглядом на получившийся список идей, выберите лучшие идеи и доработайте их. Рекомендации Если у вас не возникает никаких связей между какой-то вариацией стимула и задачей, смените точку зрения или расширьте поле ассоциаций. Ваша задача — найти такие условия, при которых эта связь появится. Если ничего не помогает, пропускайте эту вариацию и двигайтесь дальше. Но в любом случае старайтесь, чтобы пропусков было не больше, чем попаданий. Не меняйте стимул, если вам кажется, что он не подходит, неудачен, пуст, ни о чем не говорит и т.д. — плохих стимулов не существует.
|