Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Действующие лица. Бабушка Сестры Светлана, девочка лет 8 Лиза, ей лет 10 Наташа, подружка сестер, 10 лет Ванечка, мальчик 6 лет Вечер
Бабушка Светлана. Какой веселый праздник Рождество! Мне он очень нравится. Красивая елка, подарки. Лиза. Бабушка, а когда бывают Святки? Наташа. А правда, что на Святки можно гадать? Лиза. А ты гадала, бабушка? Бабушка. Ох, да вы меня вопросами засыпали, милые девочки. Девочки. Расскажи, бабушка, расскажи. Бабушка. Святки начинались с Рождеством Христовым и продолжались до самого Крещения. Праздник этот был очень разнообразен по своим обычаям, обрядам, приметам. Во время Святок ходили славить по домам. Молодежь наряжалась в разных животных: медведей, коз, надевая тулуп мехом наверх. Старались быть неузнанными. Любили переодеваться. Мужчины наряжались старыми барынями, цыганками, турчанками, а женщины, подведя себе усы жженой пробкой, изображали молодых гусар, черкесов. Это было время шуток, смеха, веселых затей. По вечерам и ночью гадали. Конечно, гадание не христианский обычай. Он пришел к нам из язычества. И хотя церковь не одобряет ворожбы, на Руси гадание стало народной забавой. Гадали и молодые, и старые, но особенно молодым людям хотелось узнать свою судьбу. Как говорил Пушкин: Настали Святки, То-то радость! В эту-то жизненную даль всем и хотелось заглянуть. Простые люди верили, что именно в святочные дни у нечистой силы можно было попытаться узнать свою судьбу. Гаданий существовало огромное количество. Светлана. Бабушка, а расскажи хоть про одно гадание. Бабушка. А вот, милая Светлана, гадания даже наши писатели и поэты описывали. Есть такой поэт Василий Андреевич Жуковский, он написал поэму, названную твоим именем — " Светлана", и там перечислено сразу несколько способов гадания. Вот я вам сейчас прочту несколько строчек. Раз в крещенский вечерок Лиза. А что это за песенки такие подблюдны? Это пели про блюдо, которое на кухне? Дети смеются. Бабушка. Зря вы смеетесь, действительно, блюдо в этом гадании есть. Чтобы гадать с подблюдными песнями, несколько подружек собирались в доме у одной из девушек. На столе расстилали белую скатерть, ставили на нее блюдо. В блюдо наливали чистую воду, и туда девушки клали каждая какую-нибудь свою вещь: кто сережку, кто колечко, кто перстенек. А потом блюдо накрывали платком. Девушки начинали петь, а одна из них наугад доставала предметы. Под какие слова песни достали твою вещь, та судьба тебя и ожидала. Чаще всего девушкн хотели знать о своем замужестве: какой будет муж — добрый ли, богатый ли. Конечно, в песне не говорилось: " Ты выйдешь замуж такого-то числа в следующем месяце", нет, в песне все было, как в загадках: надо было понимать тайный смысл песни. Ванечка. Значит, они себе загадки загадывали? Наташа (смеется). Да, Ванечка, например, такую: " Сидит девица в темнице, а коса на улице". Знаешь, что это такое? Бабушка. Нет, Ванечка, это девочки над тобой шутят. Конечно, не такие загадки. Но, например, если в песне упоминался хлеб, зерно, каравай, блины или пироги, то девушка знала, что речь идет о богатстве, ей нагадали счастливую, благополучную жизнь. А уж если пелось о кольце, перстне, то это значит, что девушка скоро выйдет замуж. Или вот еще из того же отрывка: " Ярый воск топили". Для такого гадания брали свечу, зажигали ее и лили воск в чашку с водой. По фигурке, которая получалась из застывшего в воде воска, угадывали будущее. Девочки (почти в один голос). Бабушка, давай скорее гадать. Ванечка. Вы еще маленькие, у вас не получится. Бабушка (лукаво улыбаясь). Ну почему же, Ванечка, давайте попробуем. А подблюдную песенку я вам сама спою. Девочки начинают быстро убирать со стола посуду, Лиза приносит блюдо с водой. Девочки смеются, но заметно, что им и страшно, и любопытно. Бабушка. Ну, готовы? Давайте гадать. Кладите что-нибудь в блюдо. Девочки каждая складывают в блюдо: Наташа — сережку из ушка, Лиза — колечко, Светлана снимает с шеи маленькие бусы. Лиза. А Ванечке нечего положить. Он не будет гадать. Ванечка. Нет, буду. У меня есть брелок от ключей. (Кладет брелок в блюдо.) Бабушка. Вот и славно, молодцы. (Начинает петь песенку на любой, самый незатейливый мотив.) Мы споем подблюдну песню, Если ты учил, трудился, А тебе грустить, наверно: Куклу новую с кудрями А тебе конструктор будет Будешь скоро ты доволен, Правда ль, ложь сие гаданье — Во время песни дети очень оживлены, смеются, радуются предсказаниям. Бабушка. Ну что, нагадались? Дети (почти в один голос). Здорово! Как весело! Как интересно! Наташа. А давайте погадаем как-нибудь еще. Лиза. Да, бабушка, пожалуйста, еще. Бабушка. Как же мне с вами еще погадать? Разве что на платке? Светлана. А как это, бабушка? Расскажи. Лиза. Покажи, погадай с нами. На столе расстилается платок, по его четырем углам бабушка расставляет чашечку с сахаром, чашечку с солью, кладет кусочек хлеба, колечко. Бабушка. Ну, кто первый? Лиза. Пусть Ванечка попробует, а вдруг ему колечко выпадет. Девочки смеются. Бабушка. Вот, Лиза, тебе первой и погадаем, чтобы ты над Ванечкой не шутила. Бабушка завязывает Лизе глаза, а сама между тем переставляет предметы на платке. Бабушка. Как, Лиза, готова? (Ведет девочку к столу.) Выбирай. Лиза некоторое время не решается, затем берет в руки чашечку с сахаром. Бабушка. Ну, что ж, Лиза, хорошо, жизнь тебя ожидает хорошая, сладкая. Ванечка. А нельзя узнать, получит ли Лиза двойку по литературе? Девочки смеются. Бабушка. А это, Ванечка, я тебе и без гадания скажу. Если не будет учить, конечно, получит. А русскую литературу надо очень любить и изучать ее хорошо, а главное, много читать. Тогда и без меня про все знать будете, и про гадания, и про праздники. Дальше гадают Наташа и Светлана. Одной достается кусочек хлеба, другой — опять чашечка с сахаром. Бабушка. Ну что ж, жизнь у вас будет хорошая. Последним гадает Ванечка, и ему действительно достается колечко. Все весело смеются. Ванечка (обращаясь к бабушке). Надо было на один угол роликовые коньки класть, я бы их сразу себе нагадал. Бабушка. Теперь, раз курицы у нас нет, башмачок тоже бросать не будем, и прохожих окликать не надо, пожалуй, что и хватит на сегодня. До следующих Святок!
Муниципальное образовательное учреждение гимназия №14
Сценарий праздника " Святки"
Выполнила: Плиева Любовь Васильевна, учитель начальных классов, стаж работы 28 лет.
Волгоград 2006
Воспитание подрастающего поколения - важнейшая составляющая часть всего образовательного процесса. Образование - это не только передача знаний, но и процесс усвоения ценностей и духовных ориентиров, выработанных в ходе исторического развития российского общества: доброты, открытости, отзывчивости, душевности, любви к Родине. Отказ от одной системы ценности, переход на иную шкалу жизненных приоритетов, поставило молодое поколение в затруднительную ситуацию, в которой это поколение не имеет устойчивых ориентиров. Но все мы являемся представителями единого общества, обладающего отличительными особенностями, которые западные наблюдатели определяют как " русская душа". И эта уникальность нашей цивилизации требует дальнейшего развития и укрепления в рамках учебно-воспитательного процесса в школе. Материал к празднику " Святки" можно использовать на уроках чтения, русского языка, окружающего мира, " Моё Отечество"
|