![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью гражданина
Вред, причиненный жизни или здоровью гражданина, выражается в смерти человека либо повреждении его здоровья (увечье, иная травма, болезнь). Такой вред во всех случаях не может быть ни возмещен в натуре, ни компенсирован денежными средствами. Однако при его причинении потерпевший обычно несет имущественные потери, поскольку он временно или постоянно лишается возможности получения прежнего заработка или иного дохода, вынужден нести дополнительные расходы на лечение и т.п. В случае смерти гражданина такие потери могут понести близкие ему лица, лишающиеся в результате этого источника содержания или доходов. Такого рода потери потерпевшего или близких ему лиц подлежат возмещению причинителями вреда в рамках деликтных обязательств. На этих основаниях потерпевшему, кроме того, компенсируется причиненный моральный вред, поэтому причинение вреда жизни или здоровью является в силу закона одним из оснований возникновения деликтных обязательств. Вред, причиненный жизни или здоровью гражданина, подлежит возмещению в рамках внедоговорных обязательств и в тех случаях, когда он является результатом ненадлежащего исполнения договора (гражданско-правового, трудового) либо исполнения обязанностей по договору, не связанного с его нарушением. Согласно ст. 1084 Гражданского Кодекса вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей возмещается по общим правилам об ответственности за вред, причиненный жизни или здоровью, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности. Застрахованные в соответствии с законодательством о социальном страховании работники имеют право на возмещение вреда в соответствии с нормами гл. 59 Гражданского Кодекса в части, превышающей обеспечение по страхованию. В связи с причинением гражданину увечья или иного повреждения его здоровья компенсации подлежит прежде всего утраченный потерпевшим заработок или иной доход, который он имел или определенно мог иметь до повреждения его здоровья (п. 1 ст. 1085 Гражданского Кодекса). При определении размера возмещения может учитываться заработок или иной доход, который потерпевший мог иметь после причинения вреда его здоровью. Особенность действующего законодательства состоит в том, что утраченный потерпевшим заработок или доход не подлежит уменьшению на сумму назначенных ему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья пенсий, пособий и иных выплат, которые не должны засчитываться в счет возмещения вреда. Не засчитывается в счет такого возмещения и заработок или доход, получаемый потерпевшим после повреждения его здоровья (п. 2 ст. 1085 Гражданского Кодекса). Таким образом, в настоящее время значительно повышены гарантии защиты имущественных интересов лиц, здоровью которых был причинен вред. Кроме того, объем и размер возмещения вреда, причитающегося потерпевшему, могут быть увеличены законом или договором (п. 3 ст. 1083 Гражданского Кодекса). Размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности – степени утраты общей трудоспособности (п. 1 ст. 1086 Гражданского Кодекса). Согласно п. 2 ст. 1086 Гражданского Кодекса в состав утраченного заработка (дохода) потерпевшего включаются все виды оплаты его труда по трудовым и гражданско-правовым договорам как по месту основной работы, так и по совместительству, облагаемые подоходным налогом. Доходы от предпринимательской деятельности, а также авторский гонорар включаются в состав утраченного заработка, при этом доходы от предпринимательской деятельности включаются на основании данных налоговой инспекции. Все виды заработка (дохода) учитываются в суммах, начисленных до удержания налогов. Среднемесячный заработок (доход) потерпевшего подсчитывается путем деления общей суммы его заработка (дохода) за 12 месяцев работы, предшествовавших повреждению здоровья, на 12. В случае, когда потерпевший ко времени причинения вреда работал менее 12 месяцев, среднемесячный заработок (доход) подсчитывается путем деления общей суммы заработка (дохода) за фактически проработанное число месяцев, предшествовавших повреждению здоровья, на число этих месяцев. В случае, когда потерпевший на момент причинения вреда не работал, учитывается по его желанию заработок до увольнения либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности, но в обоих случаях не менее пятикратного минимального размера оплаты труда (п. 4 ст. 1086 Гражданского Кодекса). В результате полученной травмы или иного повреждения здоровья потерпевший может получить лишь кратковременное расстройство здоровья, при котором ему должен быть компенсирован утраченный им заработок или иной доход за все время болезни. Однако результатом причинения вреда здоровью потерпевшего может стать стойкая или невосстановимая утрата им трудоспособности. В этом случае для определения размера подлежащего возмещению вреда необходимо установление степени утраты профессиональной трудоспособности, т.е. степени снижения способности потерпевшего к ранее выполнявшемуся им труду по имеющейся у него специальности и квалификации. Степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах) определяют учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы, входящие в структуру органов социальной защиты населения (непосредственно ее определяют медико-социальные экспертные комиссии – МСЭК). В зависимости от установленной экспертизой степени утраты указанной трудоспособности потерпевший признается инвалидом одной из трех групп. При отсутствии у потерпевшего профессиональной трудоспособности учитывается степень утраты им общей трудоспособности, т.е. способности к неквалифицированному труду не требующему специальных знаний и навыков. Она устанавливается аналогичным образом. Учитывается также грубая неосторожность самого потерпевшего, содействовавшая возникновению или увеличению вреда (ст. 1083 Гражданского Кодекса). При этом размер возмещения уменьшается пропорционально степени вины потерпевшего. В случае причинения вреда здоровью малолетнего (не достигшего 14 лет), не имевшего заработка или дохода, причинитель возмещает лишь дополнительные расходы, вызванные повреждением здоровья, и моральный вред. По достижении малолетним потерпевшим 14 лет, а также при причинении вреда несовершеннолетнему в возрасте от 14 до 18 лет, не имеющему заработка (дохода), причинитель обязан также возместить вред, связанный с утратой или уменьшением его трудоспособности, исходя из пятикратного минимального размера оплаты труда. Если ко времени повреждения его здоровья несовершеннолетний имел заработок, то вред возмещается исходя из размера этого заработка, но не ниже пятикратного минимального размера оплаты труда. После начала трудовой деятельности несовершеннолетний, здоровью которого был ранее причинен вред, вправе требовать увеличения размера возмещения вреда исходя из получаемого им заработка, но не ниже размера вознаграждения, установленного по занимаемой им должности, или заработка работника той же квалификации по месту его работы (ст. 1087 Гражданского Кодекса). При причинении вреда здоровью гражданина возмещению наряду с утраченным заработком (доходом) подлежат также вызванные повреждением здоровья дополнительные понесенные расходы, в том числе:
Все указанные дополнительные расходы возмещаются потерпевшему, если установлено, что он нуждается в соответствующих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение (п. 1 ст. 1085 Гражданского Кодекса). Такая нуждаемость должна быть подтверждена заключением медико-социальной экспертизы, а в спорных случаях может быть установлена судом. При определении размера возмещения дополнительных расходов не учитывается вина потерпевшего в возникновении или увеличении вреда (абз. 3 п. 2 ст. 1083 Гражданского Кодекса). Кроме того, потерпевший вправе требовать денежной компенсации понесенного им морального вреда сверх возмещения причиненного ему имущественного вреда (ст. 151, п. 3 ст. 1099 Гражданского Кодекса). В законе содержатся специальные правила возмещения вреда, причиненного смертью кормильца. Согласно этим правилам в случае смерти потерпевшего, являвшегося кормильцем, право на возмещение вреда имеют (п. 1 ст. 1088 Гражданского Кодекса):
Вред, причиненный смертью кормильца, возмещается в течение сроков, предусмотренных п. 2 ст. 1088 Гражданского Кодекса (несовершеннолетним – до достижения 18 лет; учащимся по очной форме обучения – до окончания учебы, но не более чем до 23 лет; женщинам старше 55 лет и мужчинам старше 60 лет – пожизненно; инвалидам – в течение срока действия инвалидности и т.д.). Лицам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, вред возмещается в размере той доли заработка (дохода) умершего, которую они получали или имели право получать на свое содержание при его жизни (за вычетом доли, приходящейся на самого умершего). При расчете этой доли учитываются доли всех лиц, в том числе трудоспособных, которые находились на иждивении данного лица, а также лиц, которые хотя и не находились на его иждивении, но имели право на получение от него содержания. При этом в размер возмещения не засчитываются пенсии, назначенные имеющим на него право лицам как до, так и после смерти кормильца, а также получаемые ими заработок, стипендия и иные доходы (п. 2 ст. 1089 Гражданского Кодекса). Не подлежит учету и вина потерпевшего в причинении ему смерти. Вместе с тем допускается увеличение указанного размера возмещения законом или договором. Средний заработок или иной доход потерпевшего определяется по тем же правилам, что и при причинении вреда здоровью гражданина. Однако в состав доходов умершего в данном случае включаются получаемые им при жизни пенсия, пожизненное содержание и другие подобные выплаты (п. 1 ст. 1089 Гражданского Кодекса). Размер возмещения может быть увеличен законом или договором (п. 3 ст. 1089 Гражданского Кодекса). Кроме того, иждивенцы имеют право на компенсацию морального вреда сверх установленного размера возмещения понесенного ими имущественного ущерба. Лица, ответственные за вред, вызванный смертью потерпевшего, обязаны возместить необходимые расходы на погребение лицу, понесшему эти расходы. Пособие на погребение, полученное гражданами, понесшими эти расходы, в счет возмещения вреда непосредственно не засчитывается (ст. 1094 Гражданского Кодекса), однако оно учитывается при определении состава и размера тех необходимых расходов, которые должны были производиться за счет лица, фактически их понесшего. В данном случае также не подлежит учету вина потерпевшего. Возмещение вреда, вызванного уменьшением трудоспособности или смертью потерпевшего, производится, как правило, периодическими, ежемесячными платежами. При наличии уважительных причин суд с учетом возможностей причинителя вреда может по требованию гражданина, имеющего право на возмещение вреда, присудить ему причитающиеся платежи единовременно, но не более чем за три года (п. 1 ст. 1092 Гражданского Кодекса). Дополнительные расходы возмещаются посредством производства единовременных платежей, причем такие платежи могут быть неоднократными. Возможно возмещение таких расходов на будущее время (п. 2 ст. 1092 Гражданского Кодекса). Суммы по возмещению морального вреда и расходов на погребение выплачиваются однократно. Законом (п. 1 и 2 ст. 1090 Гражданского Кодекса) предусмотрена возможность соответствующего изменения размера возмещения вреда, причиненного здоровью, в случаях, если трудоспособность потерпевшего уменьшилась или возросла по сравнению с той, которая была у него к моменту присуждения возмещения вреда. Аналогичное влияние на размер возмещения данного вреда может оказать и изменение имущественного положения гражданина, причинившего вред (п. 3, 4 ст. 1090 Гражданского Кодекса). Суммы выплачиваемого потерпевшему или его иждивенцам возмещения подлежат индексации при повышении стоимости жизни или пропорциональному увеличению в связи с повышением минимального размера оплаты труда (ст. 1091 Гражданского Кодекса). Размер возмещения по случаю потери кормильца, выплачиваемого конкретным иждивенцам, также может быть изменен посредством перерасчета в случаях:
В случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, соответствующие платежи должны быть капитализированы (т.е. обособлены в общей сумме за весь период предполагаемых выплат) для передачи их организации, обязанной в будущем осуществлять выплаты потерпевшему по правилам, определенным специальным законом или иными правовыми актами (п. 2 ст. 1093 Гражданского Кодекса). На требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, не распространяется исковая давность. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска. В действующем ГК особо выделены нормы об ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков товаров, работ или услуг жизни, здоровью или имуществу граждан либо имуществу юридических лиц (§ 3 гл. 59). Общие положения о наследовании Вопросы наследования в последнее время приобретают все большую актуальность. Происходит это на фоне изменений в экономике страны, развития института частной собственности, общего роста благосостояния граждан, которые кроме всего прочего получили возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Действительно, если еще десятилетие назад наиболее ценным имуществом, которое могло передаваться по наследству, были, например, дача или автомобиль, то сегодня это может быть и квартира, и земельный участок, и целое предприятие. Кроме того, растет правовое сознание и правовая культура граждан, которые более осознанно и ответственно стали подходить к вопросам наследования. Все большее количество людей прибегают к составлению завещания, тем самым по своему усмотрению распоряжаясь нажитым имуществом.
4) обязанности наследодателя (например, бремя содержания имущества).
4) иные нематериальные блага - право свободного передвижения, выбор
Во всех перечисленных случаях в качестве доказательства, свидетельствующего о смерти гражданина, в нотариальную контору представляется свидетельство о смерти, выдаваемое органами загса. Решение суда об объявлении гражданина умершим не может быть принято нотариусом в подтверждение факта смерти, поскольку оно является лишь основанием для регистрации смерти гражданина в органах загса и для получения свидетельства о смерти. 96Согласно ст.433 произведения литературы, искусства и науки и т.д., удовлетворяющие следующим требованиям: Во-первых, произведение должно быть творческим. Творчество - это интеллектуальная работа, направленная на создание нового. Творческий характер произведения означает, что оно является новым по сравнению с ранее известными. Новизна может выразиться как в новом содержании, так и в новой форме. Для объектов авторского права существенное значение имеет как новизна содержания, так и новизна формы. Новая форма отражения известного содержания характеризует произведение как творческое и влечет признание его объектом авторского права. История литературы и искусства знает немало этому примеров: Шекспир брал темы для ряда своих трагедий из произведений античных греческих авторов, Стендаль широко использовал для своих новелл итальянские средневековые хроники, библейские сюжеты нашли отображение на полотнах многих великих живописцев и т.д. Вторым признаком объекта авторского права является объективная выраженность - объект должен существовать в какой-либо форме, доступной для восприятия другими людьми. Если идеи, мысли, образы автора не получили выражения вне его сознания - нет объекта авторского права. Для признания произведения объектом авторского права достаточно двух названных признаков. Не имеет значения, обнародовано оно или нет. Произведение становится объектом авторского права с момента его создания в какой-либо обыкновенной форме. Не требуется официального оформления этих произведений. Не имеет значения достоинство и назначение произведения. Не имеет значения внешняя форма его выражения. Согласно Закону " Об авторском праве и смежных правах" объектами его охраны являются следующие произведения в области науки, литературы и искусства: литературные, письменные произведения научного, технического или практического характера (книги, брошюры, статьи, компьютерные программы и т.д.); выступления, лекций, речи, проповеди и другие устные произведения; музыкальные произведения с текстом и без текста; драматические, музыкально-драматические произведения, пантомимы, хореографические и другие произведения, созданные для сценического показа; аудиовизуальные произведения; скульптуры, картины, рисунки, гравюры, литографии и другие произведения изобразительного искусства; произведения архитектуры; фотографии; произведения прикладного искусства, если они не охраняются специальным законом о промышленной собственности; 10) иллюстрации, карты, планы, эскизы, пластические произведения (касающиеся географии), геологии, топографии, архитектуры и других областей науки; сценические обработки произведений и обработки фольклора, пригодные для сценического показа; переводы, адаптации, аранжировки, другие переработки произведений и обработки фольклора (производные произведения) без причинения ущерба охране оригинальных произведений, на основании которых созданы производные произведения; сборники произведений, сборники обработок фольклора, энциклопедии и антологии, сборники обычных данных, другие составные произведения, при условии, что они являются результатом творческой работы по подбору, координации или упорядочению содержания без причинения ущерба охране входящих в них произведений. Не являются объектами авторского права: 1). Официальные документы (тексты законов и других правовых актов, решения судов и т.п.); 2). Государственная символика (флага, гербы, ордена и т.п.); 3). Произведения народного творчества; 4). Сообщения о событиях и фактах, имеющие официальный информационный характер. 2. Субъекты авторского права Авторские правоотношения - отношения предполагающие множество участников. В них участвуют, с одной стороны, авторы произведений и их наследники, с другой стороны - организации, заинтересованные в их использовании (издательства, театры, киностудии и т.д.).
Субъекты авторского права, в широком понимании, - это лица участвующие в авторских правоотношениях. При таком определении субъектами авторского права будут являться: лица, которым могут принадлежать авторские права, организации по защите авторских прав и др. субъекты. Субъекты авторского права, в узком понимании, - это авторы произведений, то есть обладатели личных авторских прав. Первоначально авторские права приобретает автор, он же, по Российскому авторскому законодательству, является исключительным носителем личных авторских прав. В Законе автор определен как физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение (ст.4 Закона). Более обширное понятие (автор интеллектуальной собственности) можно найти во Всемирной декларации по интеллектуальной собственности от 26 июня 2000 г., термин " автор" означает любое лицо или группу лиц, действующих независимо или под эгидой какой-либо правительственной или неправительственной организации с целью получения прибыли или по каким-либо другим основаниям, ответственных за творчество в любой области, включая науку и технику, искусство, включая исполнительское искусство и результат деятельности некоторых категорий производителей, таких как производители фонограмм и вещательные организации, товарные знаки, указатели деловых предприятий, промышленные образцы и развитие географических указаний. Таким образом, автор - это, прежде всего физическое лицо (группа физических лиц предполагает соавторство). Ни возраст, ни пол, ни раса (национальность) не имеют значение для признания лица автором. При этом авторская правоспособность возникает с момента рождения (ст.17 ГК РФ). Однако нужно учитывать, что право распоряжаться авторскими трудами тесно связно с понятием дееспособности (ст.21 ГК РФ). В соответствии со ст.26 ГК РФ (п.2 пп.2), без согласия родителей, усыновителей и попечителя осуществлять права автора на произведения науки, литературы или искусства…могут несовершеннолетние, достигшие возраста 14 лет. Таким образом, авторская дееспособность наступает с достижением автора возраста 14 лет. Важно отметить, что для возникновения авторского права не имеет значения и дееспособность лица. То есть, автором может быть и лицо, признанное по действующему гражданскому законодательству недееспособным. Однако и здесь необходимо оговориться: в случае признания лица недееспособным, может быть ограничено его право распоряжения результатами авторского труда (совершать сделки по отчуждению имущественных прав). После смерти автора субъектами авторского права становятся его наследники. Однако наследуются на все права. По наследству не переходят: право авторства, право на авторское имя, и право на защиту репутации автора. Впрочем, наследники вправе защищать названные права (п.2 ст.27 Закона). На стороне автора может выступать и " множественный" носитель авторских прав - соавторы. В соответствии с п.1 ст.10 Закона, авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Соавторство предполагает наличие соответствующего соглашения между соавторами (письменного или устного). Отсутствие такого соглашения, ни при каких условиях не приводит к соавторству [1]. Не будет являться соавтором переработчик произведения, если между ним и автором не было заключено соответствующее соглашение. Как в действующем законодательстве, так и в теории авторского права выделяется как неделимое соавторство, так и делимое. Существенное отличие, на наш взгляд, заключается в том, что при делимом соавторстве, соавтор при соблюдении ряда условий может рассматриваться как индивидуальный субъект авторского права (абз.2 п.1 ст.10 Закона). Например, автор главы в учебнике по авторскому праву, может переработать свою главу и представить ее как статью или учебное пособие. При неделимом же соавторстве субъекты (соавторы) не могут выделить свой авторский труд из произведения, и соответственно самостоятельно выступать автором части произведения. Например, отец и сын написали учебник по авторскому праву, но каждый из них писал не по главам, а совместно создавая текст, постоянно правя и редактируя. Может возникнуть логичный вопрос: как оценить вклад конкретного автора в произведение? Кому принадлежит право на использование произведения созданного в соавторстве? Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что авторское право на произведение созданное соавторами принадлежит последним совместно. Как мы уже подчеркивали, каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними. Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам также совместно. При этом если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения (абз.3 п.2 ст.10 Закона). В качестве субъекта авторских правоотношений могут выступать и юридические лица, но не в качестве автора, а в качестве обладателя имущественных прав на произведение, то есть выступать обладателем производных прав (пользователями). В качестве особых субъектов авторского права можно выделить: специальные ведомственные органы (в советский период, например, - Госкомиздат), комитеты (и организации) по защите авторских прав, объединения издателей и т.д. Действующим законодательством предусмотрено создание организаций, управляющих имущественными правами владельцев авторских и смежных прав для обеспечения практической реализации этих прав в случаях, когда индивидуальное осуществление их затруднено. В Российской Федерации в настоящее время существуют несколько организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе. К их числу следует отнести такие, как Российское авторское общество (РАО), Российское общество правообладателей в аудиовизуальной сфере (РОПАС), Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС).
Одним из важных условий успешного развития науки, литературы и искусства является не только признание за создателями творческих произведений и их правомерными пользователями определенных субъективных гражданских прав, но и обеспечение этих прав надежной правовой защитой. Однако сегодня, несмотря на видимую прочность существующей системы защиты авторских и смежных прав, все чаще можно наблюдать примеры ее нарушения. Это вызвано различными факторами, среди которых особо хотелось бы выделить стремительное развитие информационно-цифровых технологий. Защита авторских прав в сети Интернет – в последнее время одна из актуальнейших проблем в данной сфере. Практическая значимость данной темы курсовой работы обусловлена тем, что сравнительно недавно была введена в действие часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), которая заменила собой многие действующие до этого законодательные акты по вопросам интеллектуальной собственности. Это событие вызвало активные дискуссии между специалистами в данной области. По мнению отдельных ученых, несмотря на многие положительные моменты, некоторые нововведения, предусмотренные ГК РФ, оказались все же неотработанными, сырыми, неподкрепленными практикой. Это говорит о необходимости более углубленного изучения данного правового института, т. к. вследствие неоднозначности подходов к нему возникает множество вопросов и противоречий, что, в свою очередь, создает определенные препятствия в осуществлении правоприменительной деятельности. Защита авторских прав принадлежит к числу наиболее сложных цивилистических проблем, о чем свидетельствует слабо развитая и достаточно противоречивая судебная практика. При подготовке и написании работы использованы доступные современной юридической науке методы исследования: сравнительно-правовой, системный, логический, а также другие приемы обобщения научного материала и практического опыта. Цель данной работы – раскрыть содержание понятия «защита авторских прав», а также рассмотреть главные особенности существующих на сегодня в Российской Федерации гражданско-правовых способов защиты авторских прав. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи: рассмотреть такие понятия как «защита права», «форма защиты» и «способ защиты» применительно к сфере авторского права; анализируя нормативно-правовую основу регулирования авторских отношений, а также материалы судебной практики, определить конкретные гражданско-правовые способы защиты авторских прав и особенности их применения. защита авторский право гражданский
1. Защита авторских прав 1.1 Общая характеристика и понятие защиты авторских прав В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ провозглашается и гарантируется защита прав и свобод человека и гражданина. В ч. 2 ст. 45 Конституции гарантируется право каждого защищать свои права и свободы всеми способами в соответствии с законом. ГК РФ в п. 1 ст. 1 устанавливает как одно из основных начал гражданского законодательства необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. В качестве одной из основных задач гражданского судопроизводства ст. 2 ГПК РФ называет правильное и своевременное, что немаловажно, рассмотрение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций и иных лиц. Перечисленные выше общеправовые принципы имеют непосредственное отношение к авторскому праву, так как регулятивный механизм эффективен только тогда, когда он законодательно обеспечен правоохранительной составляющей. В подтверждение этого В.П. Грибанов справедливо заметил: «субъективное право, предоставленное лицу, но не обеспеченное от его нарушения необходимыми средствами защиты, является лишь декларативным правом». Поэтому следует сделать вывод о том, что достижение поставленных перед авторским правом целей возможно путем признания за авторами (правообладателями) определенных субъективных прав и установления правил их реализации, а также с помощью обеспечения надежного механизма правовой защиты в случаях их нарушения или оспаривания. При рассмотрении понятия «защита авторских прав» как правовой категории надлежит указать на его относительную самостоятельность в ряду иных категорий, например, таких, как «реализация субъективного права», «охрана авторских прав» и др. Следует обратить особое внимание на то, что общеправовой термин «защита права» может применяться в различных смыслах. В законодательстве, в частности, понятие «защита права» нередко носит абстрактный характер и обозначает возможность государства защищать те или иные права, не уточняя, идет ли речь о защите нарушенных прав, или о гарантиях, формах реализации тех или иных еще не нарушенных прав. В юридической литературе различают понятия «защита субъективного права» и «охрана субъективного права». При этом уточняется, что охраняются права постоянно, а защищаются только тогда, когда нарушаются; защита есть момент охраны, одна из ее форм. Охрана есть установление общего правового режима, опирающегося на весь комплекс правовых норм и правовую деятельность, а защита – совокупность мер, которые предпринимаются в случаях, когда гражданские права либо интересы нарушены или оспорены. Институт «права на защиту» выступает основанием или условием реализации «защиты права» в общественном отношении, в том числе авторском, урегулированном нормами права, который в общем виде выглядит как предоставленная управомоченному лицу возможность применения мер правоохранительного характера для восстановления его нарушенного или оспариваемого права или законного интереса. Субъектами, обладающими правомочиями на защиту авторских прав, являются непосредственно носители этих прав, т.е. сами авторы, их наследники, иные правопреемники, работодатели авторов в случаях создания служебных произведений. Нарушителями авторских прав являются физические и юридические лица, которые не выполняют требования гражданского законодательства в части регулирования авторских отношений. Чаще всего такими нарушителями становятся лица, которые допускают незаконное использование произведений. Подобные действия считаются контрафактными (от французского слова «contrefacon» – нарушение прав интеллектуальной собственности), а нарушители именуются пиратами (от англ. неологизма «piracy» – нарушение прав интеллектуальной собственности). 1.2 Формы защиты прав авторов Защита авторских прав осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты. Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов. Формы защиты целесообразно подразделять на судебные и несудебные. К первому виду относится защита в различных судах, ко второму – административно-правовая и самозащита. Основным средством защиты авторских прав является подача иска в суд. В некоторых странах такие иски рассматриваются специальными судами, например Судом по авторскому праву Великобритании (The Copyright Tribunal). В Российской Федерации право на судебную защиту своих авторских прав управомоченными субъектами чаще всего реализуется путем обращения в суд общей юрисдикции или арбитражный суд. Арбитражная подведомственность возникает, если участниками спорного правоотношения являются юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, и спор носит экономический характер либо иным образом связан с предпринимательской деятельностью. При этом нужно учитывать, что арбитражному суду не подведомственны споры по искам авторов о защите авторских прав от несанкционированного использования произведений. Кроме подачи иска в суд общей юрисдикции или арбитражный суд право на судебную защиту авторских прав может быть реализовано путем обращения в Конституционный Суд РФ. Причем этот орган не только восстанавливает – при наличии достаточных оснований – нарушенное правовое положение субъектов, но и признает несоответствующим Конституции применяемый нормативный акт. Прецедент обращения в Конституционный Суд за защитой авторских прав уже существует. Так, 28 апреля 1992 г. Конституционный Суд РФ вынес постановление по делу о проверке конституционности постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 февраля 1992 г. №2275–1 «О Всероссийском агентстве по авторским правам». Данным постановлением Конституционного Суда РФ постановление Президиума Верховного Совета РСФСР было признано несоответствующим Конституции РФ, так как устанавливало существенные ограничения конституционных прав авторов и выходило за рамки своей компетенции. С момента выхода постановления Конституционного Суда РФ постановление Президиума Верховного Совета РСФСР утратило силу, и правоотношения, возникшие на основании данного постановления, приводились к состоянию, существовавшему до его издания. Защита гражданских прав в административной форме допускается гражданским законодательством, но согласно п. 2 ст. 11 ГК РФ это возможно лишь в случаях, предусмотренных законом. В настоящее время авторское законодательство таких случаев прямо не предусматривает. Управомоченные субъекты могут осуществлять защиту своих авторских прав и самостоятельно. Типичным примером средства самозащиты являются действия, совершаемые в порядке необходимой обороны и крайней необходимости. В рассматриваемой области спектр средств самозащиты достаточно узок и сводится в основном к возможности отказа совершать определенные действия в интересах неисправного контрагента, например отказаться от внесения в произведение изменений и дополнений, не предусмотренных соответствующим договором, либо от исполнения договора в целом, например в случае его недействительности. 1.3 Способы защиты авторских прав Наибольшую практическую значимость и эффективность среди рассмотренных форм защиты авторских прав имеет судебная защита, реализуемая через обращение в суд общей юрисдикции или арбитражный суд. При этом обратиться в суд с соответствующим иском вправе правообладатель, а также организация, управляющая имущественными правами авторов на коллективной основе (от своего имени, но в защиту прав лиц, управление имущественными правами которых осуществляет такая организация). Судебная защита обеспечивается применением предусмотренных законом способов защиты. Следует учитывать, что понятие «форма защиты права» является категорией процессуального права, а термин «способы защиты права» – материального (регулятивного) права. Под способами защиты понимаются предусмотренные законодательством правовые средства, с помощью которых могут быть достигнуты пресечение, предотвращение, устранение нарушений права, его восстановление и (или) компенсация потерь, вызванных нарушением права. Способы защиты авторских прав в России в зависимости от того, к области каких правовых отношений они относятся, могут быть разделены по типам на: гражданско-правовые, административно-правовые и уголовно-правовые. Наибольшую эффективность и практическую значимость имеют гражданско-правовые способы защиты авторских прав. Защита авторских прав методами публичного права (административно-правовыми и уголовно-правовыми способами) носит дополнительный характер и в основном направлена на общую и частную превенцию (предупреждение) нарушений.
2. Гражданско-правовые способы защиты авторских прав и их правовая регламентация В гражданском законодательстве Российской Федерации можно выделить два уровня регулирования способов защиты гражданских прав. Первый уровень состоит в определении таких способов защиты, которые носят универсальный характер и могут быть применены для защиты, как правило, любого субъективного гражданского права. Данные способы защиты установлены ст. 12 ГК РФ. Второй уровень регулирования заключается в установлении способов защиты, применяемых для защиты только конкретных видов гражданских прав или для защиты от конкретных нарушений. Применительно к нарушениям авторских прав такие способы установлены в основном в главе 69 ГК РФ (ст. 1250–1254), являющейся общей для любых отношений интеллектуальной собственности. А непосредственно в главе 70 («Авторское право») изложены лишь некоторые уточняющие нормы (ст. 1290, 1299–1302). Конечно же, законодатель попытался скоординировать правила о защите и ответственности, размещенные в разных частях ГК РФ, и гармонизировать возможность их применения с помощью некоторых технических, филологических и логических приемов. Тем не менее, уяснение точного значения подобных правил затруднено. Следует отметить, что дифференциация правового регулирования защиты прав в четвертой части ГК РФ проводится, прежде всего, исходя из характера нарушенных прав. Изначально устанавливается принципиально важная норма о том, что все интеллектуальные права (в том числе и права на авторские произведения) защищаются теми же способами, которые предусмотрены для защиты других гражданских прав и содержаться непосредственно в ГК (п. 1 ст. 1250). Однако сделана оговорка о том, что данные способы используются «с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права». Далее (ст. 1251 ГК РФ) законодатель в числе способов защиты таких прав называет признание права, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, компенсацию морального вреда, публикацию решения суда о допущенном нарушении. Однако приведенный перечень не является исчерпывающим. При нарушении авторских прав могут пострадать также честь, достоинство и деловая репутация автора. Но тогда подлежат применению общие для всего гражданского права нормы ст. 152 ГК РФ. Безусловной новеллой является включение в ст. 1253 ГК РФ правила о том, что при неоднократном или грубом нарушении исключительного права суд в соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ может принять решение о ликвидации такого юридического лица по требованию прокурора; при тех же обстоятельствах может быть прекращена предпринимательская деятельность гражданина, осуществляющего ее без образования юридического лица. Данная норма имеет административно-правовую природу, но ее помещение в ГК РФ принципиальных возражений не вызывает в целях комплексности описания мер ответственности. Отдельно выделяются нормы (ст. 1252 ГК РФ) о применении мер защиты исключительных прав, сопровождающиеся пояснениями законодателя относительно лиц, к которым могут предъявляться соответствующие требования. Главная особенность сложившейся системы защиты прав в рассматриваемой сфере заключается в том, что не всякий правообладатель может заявить любое требование и использовать любой способ защиты. Это касается и авторов. Так, после передачи автором своего исключительного права он утрачивает и право на соответствующий данному праву иск, например на компенсацию. Именно так истолковал подобную ситуацию и Пленум Верховного Суда РФ в постановлении №15.
Права авторов и их защита. Автору произведения литературы, науки и искусства принадлежат следующие права: - право авторства (на авторство); - право на имя; - на опубликование и иное использования произведения; - на вознаграждение за использование произведения другими лицами. (п.2 ст.135 Основ гражданского законодательства). Основное право лица, занимающегося научной или художественной деятельностью, - право на авторство. Оно является основополагающим в том комплексе прав, которым пользуется автор. В юридической литературе высказываются предложения о необходимости закрепления этого права в законе. В содержание права на авторство входит не только право лица считаться творцом созданного произведения, но и требовать ссылки на автора при его использовании. Право авторства сохраняется у лица независимо от формы, назначения и достоинства произведения. Не имеет значения, выпущено произведение в свет или не выпущено. С целью индивидуализации лиц, создающих произведения литературы, науки и искусства, им предоставляется право на имя. Автор может выпустить, а свет произведение под собственным именем, под псевдонимом или анонимно. Он реализует право на имя в случаях использования его произведения, когда вступает в договорные отношения с другими лицами и организациями. Закон разрешает всеми дозволенными способами опубликование, воспроизведение и распространение произведения. Под опубликованием понимается всякое сообщение произведения неопределенному кругу лиц любым установленным законом способом, то есть путем издания, публичного исполнения, публичного показа, передачи по радио, телевидению и так далее. Право автора на воспроизведение означает возможность размножения произведения с помощью снятия с него копий или иным способом. И опубликование, и воспроизведение осуществляются на основе договора, который заключает автор с организацией (издательством, театром, киностудией и так далее). Воспроизведение, как и опубликование произведения, требует согласия автора. Исключение из правила об использовании произведения на основе договора закреплено в законе. Статья 492 ГК предусматривает случаи использования произведения без согласия автора и без уплаты авторского вознаграждения, а ст. 495 ГК – использование произведения без согласия автора, но с выплатой авторского вознаграждения (ст.138 Основ). Право автора на распространение своего произведения сегодня приобретает тот смысл, который закладывал законодатель, закрепляя его за творцом произведения. Сложившаяся в последние годы практика издания произведений за счет средств автора предоставила ему возможность самому распространять свои произведения. Поэтому сами собой отпали утверждения ученых-юристов о том, что автор не обладает правом на распространение своего произведения, так как не располагает печатными средствами, бумагой и так далее. Право на неприкосновенность произведения означает запрет внесения изменений в само произведение, его согласия при любом способе использования (издание, публичное исполнение, публичный показ и так далее). Статья 480 ГК запрещает без согласия автора снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями. Упоминается лишь один из способов использования - издания, но этот порядок должен сохраняться при всех иных способах использования произведения. В отличие от других субъективных прав автора, представляющих меру возможного поведения, право на неприкосновенность произведения и имени автора изложено как запрет, адресованный третьим лицам. Пределы неприкосновенности произведения не могут быть безграничными. Автор, вступая в договорные отношения с издательством, театром и другими организациями-пользователями, допускает, что в ходе подготовки произведения к выпуску в свет будут вноситься определенные поправки. Редактор или режиссер, совершенствуя произведение, не вправе нарушить замысел автора, особенности его стиля и так далее. Вносимые ими в произведения должны согласовываться с автором. К числу прав автора, закрепленных законом, относится право на вознаграждение за разрешение использовать произведение. Это - имущественное право. Особенности авторского вознаграждения определяются спецификой творческого труда. Факт создания произведения еще не порождает у автора возможности реализовать право на вознаграждение. Осуществление данного права с использованием произведения другими лицами, иными словами, когда установлена общественная полезность произведения. Ставки авторского вознаграждения за использование произведений учитывают вид, характер произведения, его объем, сложность, количественные критерии. При издании научного или художественного произведения вознаграждение выплачиваются, исходя из ставки за один авторский лист. Поэтические произведения оплачиваются по ставкам за одну строку. Отдельные произведения - рассказ, эпиграмма, стихотворение до 30 строк - оплачиваются аккордно, то есть за произведение в целом. Ставки авторского вознаграждения за издание произведений литературы, науки и искусства дифференцированы в зависимости от вида произведения (художественная проза, одноактная пьеса, литературно-критические, литературоведческие работы, научно-популярная, учебная литература и так далее). При издании произведения литературы, науки и искусства автор получает 100% авторского вознаграждения. Каждое последующее издание обычно оплачивается в уменьшенном размере: второе и третье издание литературно-художественного произведение - в размере 60% от первого издания; четвертое - 40%; пятое - 30% и так далее. При издании переработанного автором произведения авторское вознаграждение выплачивается в следующем порядке: новый материал оплачивается, как первое издание - 100%, ранее опубликованный материал - в процентном исчислении с учетом порядкового номера издания. Отпадение государственной монополии в издательском деле привело к утрате обязательной силы типовых авторских договоров и предусматривавшихся ранее ставок авторского вознаграждения. Однако многие издательства ориентируются на прежние принципы исчисления авторского вознаграждения, одновременно дополняя их современными (например, возможностью получения автором части дохода, полученног
|