Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Публичная речь. Законы построения публичного выступления
Задание 1. Проверьте степень усвоения теоретического материала. 1. Сфера применения: _____________________________________________ 2. Форма речи, в которой он реализуется: ___________________________ 3. Функции: ______________________________________________________ 4. Основные стилеобразующие черты: Если задача информативная: _____________________________________ _________________________________________________________________ Если задача воздействующая: ______________________________________ _________________________________________________________________ 5. Лексические особенности: ______________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Грамматические особенности: __________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________ Задание 2. Какие из данных слов и словосочетаний могут употребляться в публицистическом стиле речи? Почему? Существует ли в толковых словарях русского языка помета (публ.)? __________________________________________________________ __________________________________________________________________ Приватизация, прихватизация, отчизна, патриот, выборы, власть, органы, болтовня, эпидемия, коллегия, стройка, падение доллара, служение искусству, гастарбайтеры, мигранты, инаугурация, президент, рейдеры, толкучка, беспредел, толерантность, государство, право, строгач, избиратель. Задание 3. Вспомните, что представляют собой речевые клише и приведите примеры, встречающиеся в публицистическом стиле речи. Образец: ветви российской власти, четвертая власть, силовые ведомства, ___________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 4. Проанализируйте данный текст публицистического стиля речи. Отметьте его лексические особенности. Определенную роль в успехе или неуспехе любого саммита играют симпатии или антипатии «первых лиц». Во время встречи Рейгана и Горбачева в Женеве, а затем в Рейкъявике им удалось поговорить по душам. Видимо, для твердокаменного антикоммуниста Рейгана встреча с молодым, говорящим свободно по существу советским лидером была своего рода культурным шоком. После этого на Западе началось массовое увлечение Россией и «горбомания». _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ З адание 5. Найдите предложение, в котором допущена речевая ошибка. Исправьте ее. 1. Любая беседа представляет обмен мыслями и не предназначена для демонстрации собственного остроумия или красноречия. 2. Очень важно помнить простое правило: ошибки совершает не тот, кто мало говорит, а тот, кто много болтает. 3. Есть люди, стремящиеся любой разговор превратить в спор, которые перебивают и дополняют каждую произнесенную вами фразу. 4. Есть такие собеседники, которые, несмотря на то, что в разговоре могут участвовать более двух человек, обращаются к кому-то одному, при этом у остальных возникает чувство, что они здесь лишние. 5. Есть любители сбиваться в разговоре на менторский тон, вызывая при этом смертельную скуку. З адание 6. Укажите, какие ошибки вы обнаружили в данных предложениях. Назовите причину ошибок. 1. За долгие года конфронтации мы привыкли считать, что каждая инициатива ихнего Белого дома имеет целью ослабить наши позиции._______________________________________________________ 2. Все участники конкурса обладали одинаковыми потенциальными возможностями.________________________________________________ 3. В последние годы в средствах массовой информации выпячивается вопрос о проведении референдума._________________________________ 4. Ей вручили награду за большой вклад в дело милосердия.____________________________________________________ 5. В газете было опубликовано информационное сообщение о визите делегации в Китай.______________________________________________ 6. Ряд депутатов участвовали в работе комиссии по контролю за расходованием бюджетных средств.______________________________ 7. Неожиданный сюрприз преподнесла земледельцам природа._______________________________________________________ З адание 7. Определите, какие из данных приемов для удержания внимания (сопереживание, апелляция к известным событиям или личностям, из личного опыта, обращение к аудитории) используются, если выступление начинается с фраз: 1. Позвольте мне начать выступление с хорошо известного Вам анекдота… __________________________________________________________________ 2. Меня, как и Вас, возмущает бездействие наших властей…_______________________________________________________ 3. Господа присяжные! Вы внимательно выслушали и сторону обвинения, и сторону защиты…_______________________________________________ 4. Давайте вспомним с Вами, как проходило трудовое собрание коллектива в прошлом году…________________________________________________ 5. В связи с сегодняшней темой мне вспоминается случай, который произошел со мной лет пять назад…________________________________ 6. Сколько еще мы с Вами будем терпеть такую несправедливость?! _______________________________________________ 7. Господа предприниматели! Давайте вспомним с Вами слово «меценат» и не будем путать его со словом «спонсор».___________________________ 8. Как говорил поэт, «любви все возрасты покорны»._______________________________________________________ Задание 8. Переделайте данный текст официально-делового стиля речи в публицистический текст. Используйте разные способы начала текста. В целях мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости, и укрепления приверженности и активизации действий в поддержку поощрения толерантности и воспитания в ее духе, мы торжественно провозглашаем 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным толерантности. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9. Для оратора очень важным качеством является умение аргументировать. Существуют следующие способы аргументации. Ø Нисходящая и восходящая аргументация (различаются по тому, усиливается или ослабевает аргументация к концу выступления). Ø Односторонняя и двусторонняя аргументация (при двусторонней аргументации, излагая противоположные точки зрения, слушателю дают возможность сопоставить, выбрать одну из них). Ø Опровергающая и поддерживающая аргументация (при поддерживающей оратор выдвигает только позитивные аргументы, а контраргументы игнорирует). Ø Дедуктивная и индуктивная аргументация (при дедуктивной сначала выдвигается тезис, а потом он поясняется аргументами).
|