Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Картинка. После Крымской войны усилилась борьба между адыгскими дворянами и простым народом
После Крымской войны усилилась борьба между адыгскими дворянами и простым народом. Наиболее острые формы она приняла у бжедугов. Чтобы разобраться в своеобразии адыгского феодализма в конце XVIII - первой половине XIX века, рассмотрим подробнее их сословия. В Западной Черкесии сложились два типа феодальных обществ. Один - аристократический, а другой - демократический. К аристократическому типу относились кабардинцы, бжедуги, бесленеевцы, темиргоевцы, хатукаевцы, махошевцы, егерухаевцы, адемиевцы и жанеевцы. К демократическому типу относились абадзехи, шапсуги и натухайцы. Например, у бжедугов на высшей ступени феодальной лестницы находились князья (пши). Пши обладали огромной властью и владели крепостными крестьянами. Воля князя являлась законом для всего подвластного ему населения. Князья совершали набеги на соседствующие горские племена. Наряду с князьями находились султаны-хануко. Далее вниз по лестнице находились дворяне (уорки). Дворяне делились на три степени и подчинялись князю. Первая степень - это дворяне тлекотлеши и деженуго. Они владели собственными аулами, и в их подчинении были другие дворяне. Второстепенные дворяне назывались пши-уорки и беслен-уорки. К третьей степени относились дворяне уорки-шаутлугусы. Также было близкое к дворянскому сословию третьей степени сословие пшекеу. Они выполняли роль телохранителей князя. Крестьянство делилось на свободных крестьян (тфокотлей), вольноотпущенных (азаты) и крепостных (пшили и оги). Наиболее низшим сословием у адыгов были рабы или адыги-унауты. На них не распространялись нормы адата (закона). Они зачастую служили денежной единицей. Ими уплачивалась дань, судебная пеня или калым. Унауты не имели права по своему желанию вступать в брак. Среди них широко практиковались внебрачные связи. Унауты и их дети составляли основной источник работорговли у адыгов. Источником рабства также служили набеги на соседние племена и междоусобные войны среди адыгов. Отмечены случаи среди адыгов продажи в рабство своих детей, но они не были сильно распространены, на самом деле продажа собственных детей у адыгов происходила по бедности в надежде, что девушкам будет лучше жить в турецком гареме.
|