Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Картинка. В период переселения адыгов в Турцию, правительство Турции к адыгам отнеслось предательски






В период переселения адыгов в Турцию, правительство Турции к адыгам отнеслось предательски. С одной стороны оно не могло обеспечить переселявшийся народ более или менее сносными условиями, с другой стороны, оно направило во все концы Черкесии своих эмиссаров, которые уговаривали оставшихся там жителей поголовно переезжать в Турцию, обещая им «золотые горы».

Документом, изобличающим преступную тактику Турции, является прокламация турецкого эмиссара Мухаммед-Насарета, которая гласила: «Берите Ваши семейства и все необходимые вещи, потому что наше правительство заботится о постройке для вас домов, и весь народ наш принимает в этом деятельное участие. Если тяжебные дела задержат вас до весны, то по окончании их поспешите переселиться с таким же рвением, как предшественники ваши!». Турции нужен был только человеческий материал для войны с Россией и рабыни в турецкие гаремы.

Переселение в Турцию горских народов вызвало настоящий ажиотаж среди турок, занимавшихся поставками в гаремы наложниц. Работорговцы проникали в самые отдаленные аулы и вели агитацию о переселении черкесов в Турцию. Большую роль в переселении адыгов в Турцию играла протурецки настроенная верхушка убыхов, шапсугов, натухайцев и абадзехов. Горцы не могли нарушить и пережитки общественных институтов родового строя и силы привычных социальных воззрений.

Невыполнение принятого собранием общин решения выехать в Турцию ставило отказавшегося в положение изгоя. Решиться на это человеку было очень трудно. Не выполнившему решение общины грозило уничтожением.

Большинство дворян, державшихся турецкой ориентации, не желая терять своих рабов и крепостных и опасаясь крестьянской реформы, происходившей в России, заблаговременно переселились в Турцию (1857-1862 гг.), избежав, таким образом, бед массового переселения в 1863-1864 годах. Они опасались, что Россия может дать свободу их холопам. Значительную часть горцев увозимых в Турцию составляли рабы и крепостные.

В тот период правительство Турции руководствовалось доктриной османизма, они считали, что все подданные империи должны быть османами. Стремились сохранить доминирующее положение турок в стране при формальном равенстве всех населяющих Турцию народов.

Переселенные адыги были втянуты Турцией в сложный узел взаимоотношений славянских и мусульманских народов. В Турции было много районов, где преобладало христианское население. Чтобы поднять удельный вес мусульман в среде христианских народов, правительство Турции расселяло адыгов среди сербов, болгар, албанцев, греков, а также в Бейруте, островах Родос, Кипр, Крит. Черкесы расселялись всюду, где требовалось усилить ими мусульманский элемент населения. Христиане как могли, препятствовали такой политике Турции.

Время (даты) События
1867г.   Май. 200 черкесов из кабардинских князей, дворян и духовенства провели собрание в районе Шалушки, где единодушно решили воспрепятствовать освобождению крепостных крестьян. Расселены жители станицы Сахрайской по различным станицам 22-го полка. Станица Егерухаевская переименована в ст. Тульскую, названную так в честь Тульского полка. Вследствие малочисленности населения, станица Прусская переименована в поселок. Правительство России осознало допущенную ошибку и отменило разрешение горскому населению Западного Кавказа, переселятся в Турцию. Более того, было объявлено, что само заявление о переселении будет считаться преступлением. В результате реформ, проводимых Россией, от гнета крепостного права освобождено 12 тысяч крепостных крестьян-адыгов. Великий князь Михаил Николаевич Романов посетил Майкоп, затем выехал в станицу Даховская, по пути любовался Щелью реки Белой (Хаджохской тесниной). Всего в Майкопе Великий князь был 4 раза. В Ставрополе выпускаются газеты православной церкви: «Кавказские епархиальные ведомости», «Владикавказские епархиальные ведомости». 15 июля в Майкопе открылась Майкопская почтовая контора. В Майкопе проживает 500 семей, торгует 80 лавок и много винных торговых погребков. В Майкопе 30 августа (11 сентября) 1867 года состоялась закладка новой церкви в честь русского святого – князя Александра Невского. Комиссией из бывшего коменданта города, начальника по сообщениям в области и командиром расположенного в Майкопе полка сделана планировка города Майкопа (ровными широкими улицами города до сих пор гордятся майкопчане). 18 ноября в Майкопе открыта одногодичная горская школа для детей знатных адыгов.

Картинка.

М.В. Покровский в своей книге «Из истории адыгов в конце XVIII- в конце первой половине XIX века» пишет, что переселение горских народов в Турцию вызвало настоящий ажиотаж по линии гаремных поставок живого товара. Не удовлетворяясь закупкой адыгских девушек и женщин в прибрежных пунктах, турецкие работорговцы проникали в самые отдаленные места и там выискивали особо ценный товар, ведя вместе с тем агитацию к переселению адыгов в Турцию.

Кроме турецких агентов активно вела агитацию протурецки настроенная верхушка убыхов, шапсугов, натухайцев и абадзехов. Весть о крестьянской реформе 1861 года в России произвела на феодальную верхушку ошеломляющее действие. Они были готовы даже примириться с прекращением работорговли с Турцией, но примириться с потерей владельческих прав на крепостных адыгов и адыгов рабов – никогда. Они были готовы на любые лишения и страдания лишь бы увезти через Черное море в Турцию своих крепостных и рабов, чем остаться на родине и лишиться их. Тем более что слухи о проведении крестьянской реформы в России стали серьезно волновать порабощенный горский крепостной народ.

Адыгское мусульманское духовенство, выполняя турецкие инструкции, о максимальном переселении адыгов в Турцию, угрожали всеми муками ада, если кто нибудь из адыгов останется на Кавказе и подчинится «гяурам». Уверяли, что в Турции их ждет полное освобождение, придавая переселение в Турцию характер исхода в «землю обетованную». На деле оказалось совсем другое. По данным английского консула в Трапезунде из 220 тысяч черкесов высадившихся в Анатолии за время с ноября 1863 года по сентябрь 1864 года, 10 тысяч черкесов были проданы в рабство, а 100 тысяч умерли от голода и болезней.

Польское восстание 1863 года, интриги европейской дипломатии на Кавказе, крестьянские бунты, прокатившиеся по стране в ответ на реформу, деятельность революционно-демократического лагеря подталкивало Александра II как можно скорее закончить с кавказской проблемой.

Заинтересованность Франции и Турции иметь на Западном Кавказе горский плацдарм и постоянная работа их агентов, призывающих горцев не складывать оружие, обещания вооруженной помощи подталкивали Императора России не препятствовать добровольному переселению горцев в Турцию.

Но в 1867 году правительство России осознало свою ошибку и запретило переселяться адыгам в Турцию. Из числа переселенных адыгов, озлобленных лишениями турки получали «драгоценный материал для турецкой армии». Много адыгских дворян, свободных тфокотлей, рабов и крепостных отказались от переселения и предпочли остаться на родине и зажили с казаками как ближние и добрые соседи.

И все же адыгское духовенство продолжало вести агитацию по переселению адыгов в Турцию вплоть до начала XX века. Многие адыги не захотев переселиться в Турцию, и порвав со своими общинами, ушли в горы, вывезли имущество и хлеб и ждали того момента, когда смогут вернуться к местам прежнего жительства.

1868г. 25 марта   Апрель.     Май.   Издан приказ наказного атамана Кубанской области за № 33 об основании села Хамышки. Появились первые переселенцы в селе Хамышки. Ходзинское восстание адыгов. Поводами к восстанию послужили освобождение крепостных крестьян от крепостного права, переселение горцев на новые места, преследование участников антикрепостного движения и запрет на ношение холодного оружия. Аулы были окружены регулярными войсками, и восстание было подавлено. Адыгским крестьянам объявлена свобода. Станица Нижегородская, ввиду малочисленности населения, приселена к станице Дагестанской под названием поселок Дагестанский. Основана станица Темнолесская. Она была основана как поселок Мезмайский. Затем 1870 году переименована в село Темнолесское (Темный Лес), а в 1938 году село Темнолесское, вновь преобразовано в казачью станицу. В станице Егерухаевской открыта Свято-Никольская церковь. Церковь была деревянной и обошлась станичникам в 20 тысяч рублей. Во Владикавказе в польском квартале для ссыльных поляков польского восстания 1863-1864 гг. открыт католический храм – костел имени Святого Антония Падуанского.

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал