Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Священство в Ветхом и Новом Заветах. Во все времена истории человечества подразумевалась необходимость посредничества между Богом и людьми






Во все времена истории человечества подразумевалась необходимость посредничества между Богом и людьми, необходимость особого, таинственного служения, которое несравнимо ни с чем другим. Для того, чтобы был порядок, необходима иерархия ценностей, важности разных дел и, конечно, иерархия в отношениях между людьми. Принцип иерархичности существует в любом обществе, государстве, в любом деле. В христианство он пришел из Ветхого Завета совершенно естественным образом. Христианское учение о священстве во многом заимствовано из Ветхого Завета.

По воле Божией Моисей призвал своего брата Аарона на священническое служение, и было установлено, что потомство Аарона будет служить в Ветхозаветной скинии (а потом в храме), а род Левитов будет служить Ковчегу Завета.

Ветхозаветный священник являлся не только жертвоприносителем, как в язычестве. Он и судья, и учитель, а иногда и управитель. В отличие от язычества, иудейству присуща гораздо большая разработанность этических норм. Наиболее совершенный нравственный кодекс до Христа был известен именно библейскому священнику. Ветхий Завет вырабатывает понятие святости, отсутствующей у других религий древнего мира. Библейский религиозный идеал дал определенное понятие праведности, выражающееся в исполнении предписаний Закона. Этика Закона, этика нормы преобладала в Ветхозаветном сознании. Она возвышалась над другими этическими представлениями древности, но она тоже носила в себе свою немощь. Закон, как сумма заповедей, которые надо исполнить для оправдания, не давал сам по себе сил для исполнения этих заповедей.

Священство Ветхого Завета немощно перед Богом и не несет утешение человеку – грешнику. Строгое понятие об избранничестве, обрезание как знак завета с Богом, отчуждение от других народов – вот та сфера религиозно-нравственных понятий, в которой священствует священник В.З. Весь Израиль – суть народ и сыны Божии, но понятие об усыновлении человека, как создания Божия не существовало в религии древних иудеев.

Священство было наследственным. Все колено Левиино было посвящено на служение Богу при храме. Во главе всех священнослужителей стоял первосвященник, происходивший по прямой линии из рода Ааронова и носивший свое звание пожизненно (во времена Ирода и далее светская власть стала самовольно свергать и назначать новых первосвященников). Остальные священнослужители делились на священников и левитов. Священники должны были происходить из рода Аарона, хотя бы и не по прямой линии. Они разделялись на 24 класса, из которых каждый совершал служение в храме по очереди в течение недели (Лк. 1, 5, 9). До Вавилонского пленения в обязанности священников входило и преподавание Закона Моисеева, позже они оставили это книжникам, сами же ограничились исключительно совершением Богослужения.

Левиты принадлежали колену Левиину, не происходя, однако, из рода Ааронова. Они исполняли обязанности служителей при храме: производили уборку, наблюдали за порядком в Святом месте.

В Новом Завете священство – не просто иерархия, не просто служение какому-то порядку. Чтобы понять это, нужно вспомнить слова ап. Петра: «Вы род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел» (1 Петр 2, 9). Это говорится в отношении всех христиан. Все христиане и христианки суть царственное священство, потому что они в самом Таинстве Крещения получают нечто особенное, дар Святаго Духа, новое, Благодатное рождение, которое делает их «родом избранным», «народом святым», облагодатствованным и потому священным, священством в этом мире.

Здесь не говорится об иерархическом порядке, а говорится об онтологии священства. Оно есть особое призвание, благодатная жизнь, благодатное служение.

Таким образом, необходимо увидеть две главные составляющие в учении о священстве: его онтологическую природу и иерархический принцип.

Христианское православное священство имеет происхождение в благословении Христовом, которое совершилось по Воскресении Христа и особенно – в Пятидесятнице, когда на апостолов снисходит Дух Святый и они обретают Благодатную Силу. Только тогда они делаются апостолами во всей полноте этого слова. Именно здесь начинается их таинственное благодатное служение.

Из деяний апостольских и апостольских посланий известно, что ап. стали поставлять пресвитеров. Еще ранее – диаконов.

«Диакон» (рус.) – «служитель». Первые 7 избраны народом по предложению апостолов, ибо «нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах» (Деян. 6, 2).

Затем возникла потребность поставить Пресвитеров, рус. – «старец» человек умудренный опытом, старший. В дальнейшем в послании ап. Павла появляется еще одно понятие – «епископ», что значит «блюститель». Таким образом, появляется трехступенчатая иерархия: епископ, пресвитер (священник) и диакон.

Протестантский взгляд – «священник изначально лишь глава общины, и только потом в истории ему усваивается нечто большее». Вероятно это не так, и с самого начала священное служение понималось как избранничество и благодатный дар. Господь поставил апостолов и дал им дар Духа Святаго. «Приимите Дух Свят», и в Пятидесятнице дана была апостолам особая благодать. И впоследствии священство всегда было связано с получением этой особой благодати через Таинство Рукоположения.

Литература

1) Лекции о. Владимира Воробьева 93/94

2) Архимандрит Киприан (Керн) «Православное пастырское служение»

3) Справочный материал «Брюссельского» издания Н.З.

 

68. Роль священника и понимание Таинства Священства в Православии, католичестве, протестантизме.

Три пути знает христианская история. Путь протестантский (о котором, в сущности, и не следовало бы вообще говорить, так как никакого священства и посвящения там и нет, равно как и нет формальных признаков церкви) уклонился в одну крайность. Диссиденты от Рима, ограничиваются одним избранием общиной. Этого достаточно в глазах тех, кто свою свободу от римского примата и искаженного учения о церкви купили отрицанием всякой иерархии, и пресвитерианским безначалием, в котором благодатный момент совершенно отстранен. Это крайняя демократизация понятия церкви. Протестантский подход к проблеме священства, умаляя роль и сущность священнического служения. В таких теориях священник – всего лишь предстоятель, некий глава общины и больше ничего поначалу, и только потом в истории ему усваивается нечто большее.

Римский католицизм пошел путем противоположной крайности, путем совершенного подавления личного начала и исключения (по крайней мере в принципе, допуская очень редкие изъятия), начала мирского, самого народа. Церковь в римском сознании концентрируется в иерархии. То царское священство и избранничество народа, о котором говорил и Ветхий Завет, и Новый, и о котором еще не забывало первохристианство, совершенно потускнело в сознании сановных прелатов Рима. Народ не участвует в выборе духовенства для себя. Древние избрания римского первосвященника при участии народа превратились в конклавы особого сословия кардиналов, неведомых первенствующей церкви. Следует, впрочем, заметить, что римский чин хиротонии знает и одну подробность, нами, увы! забытую, а именно возложение рук на посвящаемого не одним архиереем, но и другими пресвитерами. Рукополагает не один только архиерей, но и вся плирома Церкви.

Православие стремилось и стремится, правда не всегда удачно, идти путем средним и, избегая крайности одного облика западного христианства, не уклоняться в неумеренности другого /1/.

Духовное священство, говорит Лютер, есть принадлежность всех христиан. Все мы священники, т.е. все мы дети Христа, Высшего Священника. Мы не нуждаемся поэтому ни в каком другом священнике, кроме Христа, так как каждый из нас получил назначение от Самого Бога… «все мы через крещение делаемся священниками»… Всякий в Церкви может проповедовать Слово Божие и совершать таинства. Если же в видимом обществе верующих существуют пасторы и суперинтенданты, то они существуют ради порядка. Пасторы избираются обществом из людей, способных учить всех членов общины и совершать таинства, и возложение на них рук старейшин (ординация) не является посвящением, а лишь свидетельством их избрания на пасторскую должность.

Протестанты пытаются обосновать свое учение о священстве и отвергнуть церковную иерархию ссылкой на Исх. ХХIV, 5, 6; на слова Апостола Петра: «Вы род избранный, царское священство, язык свят… устрояйте из себя священство, чтобы приносить духовные жертвы» (1 Пет. II, 9, 5) и на слова Апостола Иоанна: Христос «сотворил нас цари и иереи Богу и Отцу Своему» (Апок. 1, 6; ХХ, 6). Однако цитированные места, хотя и говорят об усыновлении верных Богу Духом святым и о праве непосредственно обращаться к Нему со своими молитвами, как бы за себя священнодействовать, но не имеют того смысла, который хотят им придать протестанты. Приведенные слова Ветхого и Нового Завета говорят о том, что избранные Божие люди (евреи – в Ветхом Завете, и христиане – в Новом) должны быть народом особенным среди других – не верующих и Христа не принявших народов, – должны быть священным достоянием Божиим, закваской в мире для его преображения. И это учение вовсе не исключает необходимости существования в Церкви иерархии церковной, духовных служителей для совершения Дела Божия, и такие служители и были поставлены и в Ветхом, и в Новом Заветах тотчас при установлении Ветхого и Нового Заветов /2/.

Римо-католицизм узаконил в своей канонической практике целибат духовенства, введя его в обязательную норму. Если латинство и делает иногда послабления и допускает в своем так наз. «восточном обряде» женатое духовенство, то это может быть рассматриваемо прежде всего, как очень редкое исключение, а кроме того, не встречает никакого сочувствия в католическом обществе и в церковном сознании. Целибат освящен многовековой практикой, отказаться от которой Рим не может и не желает.

Православие не только допускает, но и поощряет женатое духовенство. Безбрачие остается или достоянием иночествующих, или же встречало к себе на протяжении долгого времени очень осторожное отношение. Брак духовенства связан у православных особыми строго регламентированными каноническими постановлениями и возможен только до посвящения в священные степени. После хиротонии священник жениться не может.

Протестантизм не только не запрещает брак духовенства, но и допускает его даже и после избрания пастора на его служение. Точно также и англиканские общины допускают своим священнослужителям жениться после посвящения /1/. Теперь еще и педерасты!

Литература:

1. Проф. архимандрит Киприан (Керн) Православное пастырское служение;

2. Прот. Митрофан Зноско-Боровский Православие, Римо-католичество, Протестантизм, Сектантство.

Связь Таинства Священства с другими Таинствами.

Если говорить о символике, то можно провести такие параллели: выбор паствой есть некое сватовство, а хиротония – венчание иерея с его паствой. Эта символика подкрепляется чинопоследованиями общими и в одном и в другом таинстве: обхождение вокруг аналоя или престола, пение тех же песнопений (но в обратном порядке) «Исаия ликуй», «Святии мученицы…» Отсюда следует сделать и некоторые выводы: брак священника с его паствой есть нерасторжимый союз, как нерасторжим в принципе и брак.

Ни крещение, ни священство неотъемлемы и неизгладимы. Даже грех отступничества не смывает благодати крещения, почему возвращающегося из апостазии не перекрещивают. Точно также и самый страшный грех, совершаемый священником и доведший его до осуждения на «лишение сана», не может сам по себе, как не может и консисториальный акт, лишить священника благодати.

В хиротонии происходит новое рождение нового человека, мирянин становится «новой тварью во Христе»

Становленческая исповедь есть особенно строгий просмотр всего, что содеяно в жизни, что могло быть забыто на предыдущих исповедях, что, по слабости человеческой, могло быть утаено или недоговоренно /1/.

После хиротесии во время Литургии совершается Таинство хиротонии, рукоположения. Это Таинство только одно теперь совершается по прежнему, во время Литургии, кроме Таинства Причащения /2/.

Литература:

1. Проф. архимандрит Киприан (Керн) Православное пастырское служение;

2. Лекции о. Владимира Воробьева

 

Таинство Священства и священническое служение (1-ой вариант).

Диакон (греч. «диаконос» – служитель) – священнослужитель первой (младшей) степени, который, участвуя в общественном и частном богослужении, служит при таинствах, но не совершает ни одного из них. Диакон, состоящий в монашеском чине, называется иеродиаконом, а принявший схиму – схииеродиаконом. Старший диакон в белом (женатом) духовенстве называется протодиаконом (первым диаконом), а в монашестве – архидиаконом (старшим диаконом).

Пресвитер (греч. «пресвйтерос» – старец), который иначе называется священником, или иереем (греч. «иерейс» – священник). священнослужитель, который может совершать шесть из семи таинств, за исключением таинства Хиротонии, и находится в подчинении епископа. В сан пресвитера может быть рукоположен только диакон (женатый или монашествующий). Пресвитер, состоящий в монашеском чине, называется иеромонахом (греч. «иеромонахос»- священник-монах), а принявший схиму – схи-иеромонахом. Старшие из пресвитеров белого духовенства называются протоиереями, протопресвитерами, т. е. первыми иереями, первыми пресвитерами, а монашествующие – игуменами, т. е. вождями монашествующей братии, архимандритами, т. е. настоятелями монашеских обителей, принявшие схиму-схиигуменами и схиархимандритами.

Епископ (греч. «епйскопос» – надзиратель) – священнослужитель высшей степени, совершает все семь таинств и имеет власть через таинство Рукоположения преподавать другим этот благодатный дар. По древней традиции в сан епископа посвящают только священников, принявших монашеский чин – архимандритов.

Епископ называется также архиереем, или иерархом, т. е. священноначальником, иногда – святителем. Сан епископа в административном отношении имеет пять степеней. Викарный епископ (или хорепископ) имеет власть над приходами небольшого города или группы сел, которые называются викариатством. Епископ управляет приходами целой области, называемой епархией. Архиепископ (т. е. старший епископ) часто управляет епархией большего размера. Митрополит – это епископ большого города и прилегающей области, который может иметь наместников в лице викарных епископов. Экзарх, т. е. первоначальствующий епископ (обычно митрополит) большого столичного города, ему подвластны несколько епархий, входящих в состав экзархата с их епископами и архиепископами, которые являются его наместниками. Патриарх – отценачальник – предстоятель Поместной Церкви, избираемый и поставляемый на Соборе – высший чин церковной иерархии. К монашескому имени епископа всегда прибавляется наименование управляемой им епархии, а к имени патриарха – полное наименование возглавляемой им Поместной Церкви.

Епископ обладает всей полнотой власти. Понимание этого принципа мужем апостольским, епископом Антиохийским Игнатием Богоносцем выражается в его словах: «Где будет епископ, там должен быть и народ» (Посл. к Смирн. 8). В его сознании Церковь без епископа невозможна, епископское служение является необходимым и достаточным для того, чтобы существовала Цер­ковь.

Священник Христов – строитель тайн, строитель Тела Христова. Он призван сам, а через него и другие, созидать новое Царство благодати.

Священник Христов призван к проповеди усыновления, к собранию воедино расточенных чад Божиих, к преображению мира и человека /1/.

Что же дается в этом Таинстве человеку? Стоит сказать об этом в двух аспектах. С точки зрения устроения души человека, здесь нужно обязательно отметить, что в этом Таинстве дается человеку благодать пасторской любви, любви Христовой, потому что без такой пастырской любви священника быть не может. И если нет этого дара любить, то тогда, хотя человек и рукоположен, и облагодатствован, он не может священствовать, он, можно сказать, не воспринял этот дар.

Можно говорить и о другом аспекте этого благодатного дара, а именно – что дается человеку в этом Таинстве в смысле устроения дальнейшей его деятельности и жизни? Какую функцию он теперь он должен иметь, чем является его служение? Здесь можно сказать, что священнику дается носить на себе образ Христов. «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». Это служение Христово особый образ этого служения, образ пришествия Божия на землю – именно он запечатлевается в человеке, когда он получает дар священства. Ему дается власть вязать и решить по образу власти Христовой. Ему дается быть Пастырем, по образу Христова Пастырства. Ему дается быть учителем по образу учительства Христова. Ему, конечно, дается удел быть жертвой по образу Христову, и как Христос принес себя в жертву, так и священник должен быть обязательно жертвой, по образу Христа, это очевидно из того, что любовь Христова имеет жертвенную природу.

Образ Христов означают и священнические облачения. Крест, который надевается священнику на грудь, на котором всегда изображается распятие Христово, – это есть образ его служения, образ того дара, который он получил в Таинстве Священства. Если обычный нательный крест, который дается при крещении, есть символ, то здесь мы имеем икону, образ.

Если священник получает дар являть образ Христов, но подменяет этот образ, это служение чем-то другим, тогда он являет уже образ антихриста.

Из этого рассуждения становится особенно ясным, как важна ответственность священника, сколь страшно это служение, и недаром Святитель Иоанн Златоуст говорил о священниках: «Не многие из нас спасутся», по слову Христа «Кому дано много, от того много и потребуется» (Лк 12, 48) /2/.

Литература:

1. Проф. архимандрит Киприан (Керн) Православное пастырское служение;

2. Лекции о. Владимира Воробьева.

Таинство Священства и священническое служение (2-ой вариант).

В понятии «таинства Священства» объединены три чинопоследования, каждое из которых, по сути, является самостоятельным таинством, – это чины посвящения в сан епископа, священника и диакона.

Епископ, по традиции Православной Церкви, избирается из числа монашествующих. В первоначальной Церкви были женатые епископы: апостол Павел говорит, что «епископ должен быть непорочен, одной жены муж» (1 Тим. 3, 2). Впрочем, уже в ранние века предпочтение оказывалось неженатым: среди знаменитых Отцов Церкви IV века только святой Григорий Нисский был женатым, тогда как святые Афанасий Великий, Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст и другие были монахами. Священники и диаконы в Православной Церкви могут быть как монахами, так и женатыми, однако вступление в брак разрешается только до принятия сана, и притом однажды – второбрачные не допускаются к священнослужению.

В Древней Церкви все кандидаты в священные степени избирались народом, так как народ участвовал в управлении Церковью и в решении всех важных вопросов. Святитель Иоанн Златоуст, например, был избран народом Константинополя вопреки своей воле. Однако такой порядок постепенно был заменен практикой избрания епископов и священников только представителями клира.

Таинство посвящения в духовный сан с апостольских времен совершается через рукоположение (греч. heirotonia). Согласно церковным правилам, священника и диакона рукополагает епископ, а епископа – несколько епископов (не менее двух или трех). Таинство совершается во время Литургии: хиротония епископа бывает после пения «Святый Боже», священника – после Великого входа, диакона – после Евхаристического канона. Епископская хиротония отличается особой торжественностью: ей предшествует чин наречения, когда посвящаемый произносит присягу и исповедание веры. На Литургии посвящаемый вводится через царские врата в алтарь и трижды обходит вокруг престола, целуя его углы; в это время поются тропари таинства Венчания. Посвящаемый встает на колени возле престола, и все служащие епископы возлагают на него руки, а первенствующий архиерей (патриарх) произносит молитву посвящения: «Божественная благодать, всегда немощное врачующая и оскудевающее восполняющая, поставляет (имя) благоговейнейшего архимандрита, во епископа. Помолимся о нем, да придет на него благодать Всесвятого Духа». При тихом пении «Кирие, элеисон» (Господи, помилуй) архиерей читает молитвы о ниспослании Святого Духа на рукополагаемого. Затем новопосвященного епископа облачают в архиерейские одежды. Народ возглашает «аксиос» («достоин»). После Литургии епископу вручается жезл как символ пастырской власти.

Хиротонии священника и диакона совершаются в том же порядке: посвящаемый вводится в алтарь, трижды обходит вокруг престола, встает на колени (диакон встает на одно колено), епископ возлагает на него руки и произносит молитвы посвящения, затем облачает его в священные одежды при пении «аксиос».

Пение тропарей из таинства Венчания и троекратное обхождение вокруг престола имеют глубокий символический смысл: они указывают, что епископ или священник обручается своей пастве, как жених невесте. Древняя Церковь не знала распространенной сейчас практики перемещения епископа с одной епархии на другую, а священника – с прихода на приход. Как правило, назначение на епархию бывало пожизненным. Константинопольский патриарх, например, избирался не из епископов Византийской Церкви, а из священников, в некоторых случаях даже из мирян.

Священство есть Таинство, в котором Дух Святой правильно избранного через рукоположение святительское (епископское) поставляет совершать Таинства и пасти стадо Христово.

Богоустановленность таинства: «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20, 21-23). Здесь Господь подтверждает посланничество апостолов в мир после своего Воскресения, «подняв руки Свои, благословил их» (Лк.24, 50). Благословение с воздвоздвижением рук при вознесении – не рукоположение в более позднем смысле, оно символ вечного соприсутствия «и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). Оно простирается не только на Апостолов, но и на их приемников. В дуновении с сообщением Духа Святого и благословении Спасителя мы видим установление особого таинственного способа постановления на иерархическое служение и первообраз к посвящению апостолами своих преемников чрез возложение, т.е. установление священства как Таинства.

Видимая сторона Таинства Священства: на литургии происходит возложение рук епископских на поставляемого, соединённое с молитвой (см. выше).

Невидимая сторона Таинства Священства: сообщение благодати Св. Духа на иерархическое служение – «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1Тим.4, 14), «По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2Тим.1, 6).

Христос стал одновременно и Священником, и Жертвой. Не принадлежа по рождению к колену Левия, Он стал единым истинным «Первосвященником во век по чину Мелхиседека» (Пс. 109, 4). Мелхиседек, некогда встретивший Авраама, принесший хлеб и вино и благословивший его, – священник «без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни» (Евр. 7, 3) – был ветхозаветным прообразом Христа. Отдав Свое Тело на смерть и пролив Кровь за людей, преподав в таинстве Евхаристии это Тело и эту Кровь верным под видом хлеба и вина, создав Свою Церковь, которая стала Новым Израилем, Христос упразднил ветхозаветную церковь с ее жертвами и левитским священством, снял завесу, отделявшую Святое святых от людей, разрушил непреодолимую стену между сакральным левитством и профанным народом. В Церкви Христовой все люди являются «царями и священниками» (Апок. 1, 6), все вводятся во Святое святых, все становятся «родом избранным»: «И вы сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы… Вы род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, чтобы возвещать совершенства призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий, некогда непомилованные, а ныне помилованы» (1 Пет. 2, 5-10).

Иерархическое священство существует в Церкви именно благодаря всеобщему царственному священству всех христиан. Священник, имеющий рукоположение, но по каким-либо причинам отделившийся или отделенный от Церкви, оказавшийся вне ее организма, выпавший из царственного священства народа Божьего, теряет свои священнические права. Внутри Церкви иерархическое священство неразрывно связано с народом Божьим – и одно не может существовать без другого: как община не может быть Церковью без священника, так и священник не может быть таковым без общины. Священник ни в каком случае не является единоличным совершителем таинств: все таинства совершаются им при участии народа, вместе с народом и с согласия народа. Чин Литургии наглядно показывает, что предстоятель священнодействует от лица народа и участие народа в служении не является пассивным.

Трехстепенная иерархия существует в Церкви с глубокой древности, хотя, вероятно, не с самого момента ее основания. В посланиях апостолов мы не видим четкого различия между епископами и пресвитерами – оба термина чаще всего употребляются как синонимы: «Для того я оставил тебя в Крите, – пишет апостол Павел Титу, – чтобы ты довершил недоконченное и поставил по городам пресвитеров, как я тебе приказывал, если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных… Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель» (Тит. 1, 5-7). Во времена апостолов еще не было различия между епархией и приходом, так как церковная община, будь то на Крите, в Эфесе или в Риме, включала в себя всех верных этого города (или страны) и являлась «поместной» Церковью (т.е. Церковью этого «места»).

Но по мере расширения Церкви возникла необходимость в старших пресвитерах, возглавлявших общины одного округа и обладавших правом рукополагать пресвитеров в эти общины. Уже во II веке священномученик Игнаний Богоносец ясно указывает на епископа как возглавителя Церкви и пресвитеров как его сослужителей, находящихся в полном единомыслии с ним и подчиняющихся ему: «Пресвитерство так согласно с епископом, как струны в цитре». Повинуясь епископу, пресвитеры повинуются Самому Христу в его лице. Для святого Игнатия епископ олицетворяет всю полноту Церкви, и несогласие с ним означает разрыв с Церковью. К иерархии нужно относиться с уважением: «Все почитайте диаконов как заповедь Иисуса Христа, а епископов как (самого) Иисуса Христа… пресвитеров же как собрание Божие, как сонм апостолов. Без них нет Церкви».

Между ними различие в том, что диакон сослужит при Таинствах (но не совершает их); пресвитер совершает Таинства, пребывая в подчинении епископу; епископ не только совершает Таинства, но имеет власть и другим через рукоположение преподавать благодатный дар совершать их. О епископской власти Апостол Павел пишет Титу: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» (Тит. 1, 5). И Тимофею: «Рук ни на кого не возлагай поспешно» (1 Тим. 5, 22).

По учению Церкви, нравственное несовершенство того или иного священнослужителя не влияет на действенность таинств, совершенных им, потому что при совершении таинств он является лишь орудием Бога. Сам Христос крестит людей, Сам совершает Евхаристию и причащает их, Сам в таинстве исповеди отпускает им грехи. Священник в чине исповеди говорит кающемуся: «Вот, Христос невидимо стоит, принимая исповедь твою… я же только свидетель, чтобы свидетельствовать перед Ним все, что ты скажешь». Однако, если Христос по Своему безграничному милосердию терпит недостойных и порочных служителей в Церкви, как Он терпел Иуду среди апостолов, это не оправдывает самих священнослужителей, носящих сан не по праву. Будучи орудием, свидетелем и служителем Бога, священник должен быть, насколько возможно, чист, непорочен и непричастен греху. Нравственное несовершенство клириков, грехи и пороки духовенства всегда были болезнью и бедой Церкви, так как они, хотя и не влияют на действенность таинств, тем не менее подтачивают авторитет Церкви в глазах людей, разрушают веру в Бога. Чаще всего о Боге судят по его служителям, что вполне естественно, так как священник является образом Христа. И как горько иногда человеку увидеть в священнике вместо сочувствия равнодушие, вместо любви неприязнь, вместо нравственной чистоты распущенность, вместо честности лицемерие. От человека, на груди которого крест с изображением Христа, распятого за людей, ждут такого же сострадания и такой же любви, как от Самого Христа. «Будь образцом для верных в слове, в жизни, в любви, в духе, в вере, в чистоте», – говорит апостол Павел Тимофею, которого он рукоположил в сан епископа (1 Тим. 4, 12).

Литература: Игумен Иларион (Алфеев) «Таинство веры» «Введение в православное догматическое богословие», Фонд «Христианская жизнь», Клин, 2000 (глава 8. Священство, глава 7. Церковная иерархия); Иерей Борис Левшенко «Катихизис» ПСТБИ 2000 (стр. 310-311).

 

70. Разница между хиротонией и хиротесией. На какие служения в Церкви поставляются через хиротесию, а на какие – через хиротонию?

Посвящение в степени священнослужителей (диакона, пресвитера, епископа) производится через Таинство Священства, которое называется таинственным рукоположением, или хиротонией (греч. ceir – рука, tonew – избирать поднятием руки). Священнослужители относятся к высшим степеням церковной иерархии, в которые они могут рукополагаться только после прохождения ими служения в должностях низших степеней клира. (Совершается в алтаре).

Посвящение в степени церковнослужителя (чтеца, певца, иподиакона, а также возведение в священные чины протодиакона, протоиерея, игумена и архимандрита) производится по благословению епископа через церковный обряд руковозложения, называемый хиротесией (греч. ceir – рука и titemi – класть, назначать, возлагая руку). Церковнослужители принадлежат к низшим степеням клира, они получают благодать Божию для соучастия в церковных службах и во всех своих действиях в Церкви подчиняются священнослужителям. Основными литургическими элементами которого являются – благословение, руковозложение, молитва и наречение. В отличие от хиротонии посвящение в чины церковнослужителей – хиротесия – не является таинственным рукоположением Священства, а представляет собой священнодействие, которое совершается архиерейским благословением и руковозложением в знамение утверждения в церковной должности. При этом возложении руки не произносится таинственные слова призывания благодати. (Совершается вне алтаря).

Литература: Прот. Геннадий Нефёдов «Таинства и обряды Православной Церкви», Москва 1999г. (стр. 200, 204, 217-218).

71. В какие моменты Литургии совершается рукоположение во диакона, пресвитера, епископа и почему?

Хиротония в Диакона совершается на литургии, в алтаре, с момента возгласа «И да будут милости…» (т. е. после анафоры) и перед ектеньёй «Вся святые помянувши …». Такой момент назначен потому что диаконы призваны лишь служить при совершении таинства евхаристии, но им не дано права совершать его. В виду этого, они и рукополагаются по окончании канона литургии, т.е. после преложения св. даров. На том же основании разрешается рукополагать диаконов на Литургии Преждеосвященных Даров. В этом случае рукоположение совершается после перенесения даров на престол (великого входа) и раньше ектинии: «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви…».

Хиротония в пресвитера совершается в алтаре во время литургии. Время совершения – момент литургии после великого входа, по окончании Херувимской песни. Рукоположение совершается в это время для того, чтобы новопреставленный мог участвовать в приношении бескровной жертвы.

Церковные правила не определяют время совершения епископской хиротонии, к каким либо определённым дням, но т.к. в апостольских постановлениях даётся указание, чтобы хиротония во еп. Совершалась в «день Господень» т.е. в воскресенье поэтому этот день имеет преимущество перед др. днями для постановления в еп. Но т.к. эти требования не обязательны к исполнению то хиротония в еп. Может совершаться в любой день. Хиротония всегда должна совершаться в храме, в алтаре. Согласно 5 правилу Лаодикийского собора хиротонию совершают только на литургии. Моментом совершения хиротонии является малый вход, по окончании которого, перед чтением апостола совершается хиротония. В это время совершается хиротония потому что епископ может не только освящать дары, но и совершать хиротонию над священниками и диаконами. Согласно 1-му апостольскому правилу хиротонию должен совершать собор еп., состоящий как минимум из 2-х еп. Такой порядок потому что все епископы равны между собой по своим иерархическим полномочиям, а потому ни один еп. сам по себе не имеет права поставлять др. еп. Это право принадлежит только собору их, ибо по слову ап. Павла – «меньший благословляется большим» (Евр.7.7).

Литература: Неселовский А. «Чины хиротесий и хиротоний (опыт историко-догматического исследования) Каменей – Подольск 1906 (стр. 166, 167; 212; 375, 375).

2 вариант (чинопоследование).

Диаконская хиротония совершается после освящения даров, после «Отче наш». Поскольку диакон не совершает таинства Евхаристии, а лишь служит при нем. Хиротония над ним бывает после освящения Даров, а именно после слов архиерея: «И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами» (т.е. после анафоры) и перед ектеньёй «Вся святые помянувши …». На Литургии Преждеосвященных Даров Хиротония во диакона совершается после великого входа перед ектеньей: «Исполним молитву нашу Господеви».

Служащий диакон громко возглашает: «Повелите!». Из Царских врат выходят два диакона, берут ставленника под руки, вводят его через Царские врата (он впервые входит через Царские врата) в алтарь, подводят к Престолу и к епископу. Епископ сидит обычно с левого края Престола. Два диакона ведут ставленника вокруг Престола, они трижды обходят Престол, каждый раз ставленник целует Престол у четырех углов и, обойдя Престол, делает поклон епископу. А в это время поются те тропари, которые поются и в Таинстве брака: «Святии мученицы», «Слава Тебе, Христе Боже», и потом «Исаия, ликуй».

Этот обряд называют часто «венчанием с Престолом». В Русской Церкви принято, что епископ снимает с руки ставленника обручальное кольцо и полагает его на Престол. Больше диакон или священник это кольцо никогда не надевает в знак того, что отныне он уже не принадлежит своей семье полностью, как раньше. Теперь семья его отходит как бы на второй план, а первая его семья – это Церковь, так что он теперь первую очередь обручен с Церковью. Это очень характерный момент. Вы помните, что в посланиях Апостолов Церковь называется Невестой Христовой, а Христос называется Женихом Церкви. И вот, если священник обручается Церкви, это значит, что он принимает образ Жениха Церковного, т.е. образ Христа.

После того, как он троекратно обведен вокруг Престола, он становится у правого угла Престола на колени, а епископ возлагает на него руки и читает молитву хиротонии. В этой молитве есть очень замечательные, знаменательные слова: «Божественная Благодать, всегда немощствующих врачу­ющая и оскудевающих восполняющая, проручествует (т.е. хиротонисует, рукополагает) благоговейнейшаго иподиакона (имя рек) в диакона. Помолимся убо о нем, да приидет на него Благодать Святаго Духа».

И после этого рукоположения читается еще молитва, громко, вслух. Затем народ, а теперь это обычно клирос и духовенство, поют «Аксиос», это очень торжественный последний момент Таинства. Епископ выводит на амвон новопоставленного диакона (или священника), надевает на него отдельные части соответствующего облачения, каждый раз показывая их народу, и восклицает:

«Аксиос» («достоин» – греч.), и весь народ поет: «Аксиос, аксиос, аксиос». Это и есть знак того участия народа в рукоположении, значит, что народ его принимает. Народ должен обязательно совершить то, что называется рецепцией, т.е. принятием этого Таинства, он как бы удостоверяет это Таинство.

И так же совершается рукоположение священника, только раньше – в начале литургии верных после Великого входа. Рукоположенный тут же участвует в литургии. Хиротония во священника совершается только на литургии святого Иоанна Златоуста или святого Василия Великого, но не бывает на литургии Преждеосвященных Даров.

Чинопоследование начинается после перенесения Святых Даров с жертвенника на престол по окончании Херувимской песни с тем, чтобы рукоположенный мог участвовать в освящении Даров.

Хиротония епископа совершается в праздничный день при большом собрании верующего народа. Поскольку епископ может не только освящать Дары, но и совершать Хиротонию во диакона и священника, то Рукоположение во епископа совершается перед чтением Апостола. После входа с Евангелием и Трисвятой песни протопресвитер и протодиакон приводят хиротонисуемого к царским вратам, и он «приемлется от архиерея во святый алтарь, пред святую трапезу». Здесь сняв митру, сделав три поклонения перед престолом и поцеловав его, он встает на колени прямо против середины престола, слагает руки крестообразно и возлагает их на край святой трапезы, а главу – между ними, припадая непосредственно ко Христу, невидимо здесь присутствующему. На главу его возлагается раскрытое Евангелие письменами вниз, как образ руки Господа, зовущего на проповедь слова Божия, возвышающего и подчиняющего его евангельскому закону. Поверх Евангелия архиереи возлагают руки, и первенствующий произносит тайносовершительную молитву: «…избранием и искусом боголюбезнейших архиереев и всего освященнаго Собора, Божественная благодать…» и прочее, как при хиротонии во пресвитера и диакона.

 

72. Объясните буквальный смысл греческого слова «хиротония». Что означает возглас при начале хиротонии «Повели…, повелите…, повели, Преосвященнейший Владыко»?

Посвящение в степени священнослужителей (диакона, пресвитера, епископа) производится через Таинство Священства, которое называется таинственным рукоположением, или хиротонией (греч. ceir – рука, tonew – избирать поднятием руки). Священнослужители относятся к высшим степеням церковной иерархии, в которые они могут рукополагаться только после прохождения ими служения в должностях низших степеней клира. (Совершается в алтаре).

Посвящение в степени церковнослужителя (чтеца, певца, иподиакона, а также возведение в священные чины протодиакона, протоиерея, игумена и архимандрита) производится по благословению епископа через церковный обряд руковозложения, называемый хиротесией (греч. ceir – рука и titemi – класть, назначать, возлагая руку). Церковнослужители принадлежат к низшим степеням клира, они получают благодать Божию для соучастия в церковных службах и во всех своих действиях в Церкви подчиняются священнослужителям. Основными литургическими элементами которого являются – благословение, руковозложение, молитва и наречение. В отличие от хиротонии посвящение в чины церковнослужителей – хиротесия – не является таинственным рукоположением Священства, а представляет собой священнодействие, которое совершается архиерейским благословением и руковозложением в знамение утверждения в церковной должности. При этом возложении руки не произносится таинственные слова призывания благодати. (Совершается вне алтаря).

Рукополагаемого ведут из середины церкви два иподиакона (при посвящении в диакона) или протодиакон и диакон (при посвящении в пресвитера). Они ведут его между собой, каждый держа одной рукой его руку, а другую, возложив ему на шею, приклоняя его. В это время диакон возглашает в алтаре: «Повели», испрашивая согласия народа Божия на Хиротонию. На подступе к алтарю другой диакон возглашает: «Повелите», испрашивая согласия клира на принятие нового священнослужителя. Новопоставляемого подводит к царским вратам и преклоняют его перед архиереем, протодиакон произносит: «Повели, Преосвященнейший Владыко», испрашивая согласие архиерея на рукоположение.

Литература: Прот. Геннадий Нефёдов «Таинства и обряды Православной Церкви», Москва 1999г. (стр. 200, 204); Настольная книга священнослужителя т.4. РПЦ издательство Московской Патриархии 2001 (стр. 348, 350).

73. Что преподаётся новопреставленному пресвитеру при окончании Анафоры? Что это символизирует?

После преложения Даров архиерей, взяв святое Тело и отломив верхнюю часть, даёт её новопоставленному со словами: «Приими залог сей и сохрани его цел и невредим до последнего твоего издыхания, о нём же имаши истязан быти во второе и страшное пришествие великого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». То есть говорит о том, что – вот, тебе даётся Тело Христово (и Церковь также есть тело Христово), и ты должен будешь отвечать на Страшном суде за то, как ты служил Церкви Христовой, как ты служил этому Телу Христову. При этом соблюдается следующий порядок: архиерей полагает на особый дискос антиминсную губу и на нее часть святого Агнца «Иисус» и даёт дискос новопосвящённому. Священник, взяв, целует руку архиерея и, отойдя, стоит позади престола и читает 50-й псалом. Перед возгласом «Святая святым» он возвращает святой хлеб архиерею. Этот залог служения является удивительно глубоким и важным символом этого чина. Здесь говорится об ответственности за Церковь перед Богом, говорится о том, какое страшное служение возлагается на новопоставленного священника. Рукоположенный первым из священников приступает к Приобщению, ибо в нем совершилось обновление благодати Божественного Духа. После он читает заамвонную молитву, являя людям свое вступление в чин священства.

Литература: Настольная книга священнослужителя т.4. РПЦ издательство Московской Патриархии 2001 (стр. 351); Лекции прот. Владимира Воробьёва, ПСТБИ 1993-1994 (стр. 80).

 

74. Какие дополнительные последования предваряют хиротонию епископа, их смысл?

Хиротонию в епископа предваряет чин наречения кандидата во епископы который включает в себя тропарь и кондак пятидесятницы, а также испытание веры новоизбранного:

Новоизбранный ставятся на орлец который расстилают перед помостом. Первенствующий архиерей спрашивает его: … «Како веруеши?» Новоизбранный читает Символ веры. На вопрошение: «Яви нам ещё пространнее, како исповедуеши о свойствах Трёх ипостасей непостижимого Божества?» – избранник читает изложение догмата веры о Ипостасях Триединого Бога. Этот догмат – основание нашего спасения. Затем новопоставленный даёт обет соблюдать каноны святых апостолов, семи Вселенских и девяти Поместных Соборов и правила святых отцов, хранить неизменно святые уставы и чины Кафолической Восточной Православной Церкви, а также соблюдать церковный мир, повиноваться Святейшему Патриарху, быть в согласии со всеми архиереями, в страхе Божием и с отеческой любовью управлять вверенной ему паствой. Далее он обещает, что не будет делать ничего вопреки священным правилам по принуждению сильных мира сего даже под страхом смерти; обещает не вмешиваться в дела других епархий ни по какому побуждению: ни совершать богослужений, ни рукополагать во диакона или во пресвитера, не принимать клириков из других епархий, без согласия на то местного епископа или Первоиерарха. Он обязуется являться по призыву Патриарха и Синода, преодолевая ради этого любые препятствия. Обещается не принимать странных обычаев в церковных преданиях и чинах, но хранить все предания и чины Православной Церкви неизменно и в согласии со Святейшим Патриархом.

В заключении он обещает быть верным сыном своего Отечества и исполнять гражданские законы. Затем он передаёт текст этого обещания, подписанный его рукой, первенствующему архиерею, и тот, благословляя его, произносит: «Благодать Святого Духа чрез мою мерность производит тя, боголюбезнейшего архимандрита (имя рек), избранного епископа богоспасаемых градов (таких-то)». Затем поётся многолетие Патриарху, иерархам, новопоставленному. После чего новоизбранный, сопровождаемый протоиереем и протодиаконом, возвращается в алтарь. Архиереи, архимандриты и иереи, служащие литургию, следуют в алтарь. В это время убирают большой орлец (ковер), и начинается литургия. (Новопоставленного отводят в алтарь для рукоположения).

Хиротония епископа совершается в праздничный день при большом собрании верующего народа. Поскольку епископ может не только освящать Дары, но и совершать Хиротонию во диакона и священника, то Рукоположение во епископа совершается перед чтением Апостола. После входа с Евангелием и Трисвятой песни протопресвитер и протодиакон приводят хиротонисуемого к царским вратам, и он «приемлется от архиерея во святый алтарь, пред святую трапезу». Здесь сняв митру, сделав три поклонения перед престолом и поцеловав его, он встает на колени прямо против середины престола, слагает руки крестообразно и возлагает их на край святой трапезы, а главу – между ними, припадая непосредственно ко Христу, невидимо здесь присутствующему. На главу его возлагается раскрытое Евангелие письменами вниз, как образ руки Господа, зовущего на проповедь слова Божия, возвышающего и подчиняющего его евангельскому закону. Поверх Евангелия архиереи возлагают руки, и первенствующий произносит тайносовершительную молитву: «…избранием и искусом боголюбезнейших архиереев и всего освященнаго Собора, Божественная благодать…» и прочее, как при хиротонии во пресвитера и диакона. Т.е. «Божественная благодать… пророчествует (т. е. производит чрез руковозложение) во диакона (или же во пресвитера) (?); помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа». На клиросе поют по-гречески: «Кирие елеисон», что значит: Господи, помилуй. При возложении на рукоположенного священных одежд, усвоенных его сану, архиерей возглашает: «аксиос!» т. е. достоин, и это «аксиос» повторяют все священнослужащие и певчие. По облачении, священнослужащие той степени, к которой принадлежит рукоположенный, целуют его, как своего собрата, и он вместе с ними принимает участие в службе.

Литература: Настольная книга священнослужителя т.4. РПЦ издательство Московской Патриархии 2001 (стр. 353); Прот. Геннадий Нефёдов «Таинства и обряды Православной Церкви», Москва 1999г. (стр. 216).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.019 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал