Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Построение и функции отрасли






 

1. Понятие отрасли правовых работ. Это несколько непривычное понятие, как отмечалось ранее, отражает логику исследования и оценки профессиональной юридической деятельности, складывающейся на ведомственном и социальном уровнях из дополняющих друг друга работ отдельных юристов*(63). Оно наполняет реальным содержанием такие теоретические конструкции, как правовая система, действие права, механизм правореализации, жизнь права и пр. Это понятие охватывает систему разнообразных правовых работ и услуг, которые осуществляются в различных сферах социальной жизни*(64). Разнообразные правовые работы и услуги по существу совместно выполняются судами, прокуратурой, правоохранительными органами, адвокатурой, нотариатом, экспертными учреждениями, корпоративными юристами и другими структурами и лицами*(65). Во многих случаях результаты вообще достигаются только совокупными усилиями ряда ведомств и сложением ряда направлений профессиональной юридической деятельности. Метафорически можно сказать, что это понятие сходно с такими, как " жилищное строительство", " сельское хозяйство", " профессиональный спорт", наконец, " шоу-бизнес". В каждом случае это действительно часть народного хозяйства и общественного производства, имеющая свои особенности и задачи.

Обратимся лишь к некоторым данным. По заявлению Президента РФ, " ежегодно суд рассматривает шесть миллионов гражданских дел, три миллиона - административных, миллион - уголовных и более одного миллиона - в сфере предпринимательства" *(66). Каждое из этих дел требует осуществления многих видов профессиональной юридической деятельности и, в сущности, представляет собой совокупность труда судебного, адвокатского, следственного и пр. Все это в общем сходно с изготовлением автомобиля, требующим работы многих различных производств. Производители работ - субъекты деятельности - и виды работ - направления деятельности - действительно образуют некоторое единство, которое реально существует ввиду: а) наличия общей системы юридического образования в стране; б) общности правовой системы, целостность которой обеспечивается Конституцией РФ и федеральным законодательством; в) развитости вертикальных и горизонтальных связей между функциями, должностями юристов и ведомствами, в которых они работают. О характере этих связей частично свидетельствуют приведенные Председателем Верховного Суда РФ В.М. Лебедевым данные об источниках пополнения судейских должностей. Он сообщил, что в судах районного звена ими являются мировые судьи (48%), прокурорские работники (13%), работники МВД (10%), адвокаты (12%), аппараты судов (9%), прочие организации (8%)*(67).

Собственно, это не составляет какой-либо российской специфики. В каждой стране совокупность того, что профессионально и относительно постоянно делают юристы, образует некоторое единство.

Вместе с тем повсюду между институтами, образующими отрасль правовых работ, существуют сети отношений*(68). Они производят определенного рода общественные блага, т.е. правила деятельности, которые дают выгоды или лишают их, включая лишение свободы и иные меры наказания. По существу отрасль правовых работ предоставляет гражданам блага, которые во многих случаях являются дефицитными и представляют собой своеобразный товар, пользующийся спросом и хорошо оплачиваемый. Это может вызывать:

а) стремление к расширению функций по производству правил, предоставлению льгот, освобождению от ответственности (невыгод, ущерба);

б) склонность к расширению собственного усмотрения на силовой основе;

в) коррупционные явления и процессы.

В связи с этим внутри отрасли правовых работ могут возникать лоббистские группы специальных интересов; качество работ может падать; институты начинают обеспечивать собственные интересы, перераспределяя власть, даже если это и не связано с коррупцией (уклонение от регистрации правонарушений). Поэтому совершенствование и развитие отрасли правовых работ включает в себя осуществление контроля проводимой юридической деятельности, своевременное восстановление конституционного баланса властных полномочий и - что крайне важно - всестороннюю защиту прав и интересов потребителей результатов профессиональной юридической деятельности.

В юридической литературе используются понятия, соотносимые с понятием отрасли правовых работ. Это судебная власть, уголовная юстиция, правоохрана и правоохранительные органы и некоторые другие. Сходство между этими понятиями состоит в том, что с их помощью правоведы стремятся подчеркнуть общность труда юристов, определить сети организационных структур, профессионально реализующих правовые нормы. Этому же служит и понятие отрасли правовых работ, но, как уже неоднократно отмечалось, оно связано с профессиональной деятельностью юриста и отражает преимущественно ее субъектно-преобразовательный характер, стремясь не объяснять, а уяснять и совершенствовать работу с правом.

2. Цели признания деятельности юристов отраслью. Существует несколько целей подхода к профессиональной деятельности юриста как к некоей целостности, т.е. как к отрасли. Главная цель - это обеспечение интересов общества, страны, государства, связанных с правом. Следующая цель - обеспечение интересов каждого отдельного юриста, в частности права на свободный выбор различных видов юридической деятельности, связанный с возможностью смены работы, перехода из государственной службы в состав лиц свободной профессии и наоборот. Еще одна цель - обеспечение интересов отдельных граждан, социальных групп и общества в получении всех необходимых услуг, в сбалансированном осуществлении различных видов правовых работ: расследование преступлений и рассмотрение дел в судах, сделки с недвижимостью, защита вкладов, обеспечение правового положения пенсионеров, правовое сопровождение предпринимательской деятельности. Наконец, целью такого подхода является сохранение в действительности баланса между юридическими ведомствами, установленного правом, когда не допускается такое существовавшее в Российской империи положение, которое словами российского юриста А.Д. Градовского обозначалось как " Полиция указала, суд приговорил" *(69).

Несколько слов об этих целях. Обеспечение интересов отдельных юристов связано с развитием как системы высшего юридического образования, так и профессиональной подготовки, с обеспечением здоровой конкуренции при доступе к профессии с учетом интересов работодателя и при исключении его возможного произвола. Сбалансированное развитие отрасли правовых работ позволяет создать необходимые, устойчивые, формальные и неформальные структуры, процессы и связи, благодаря которым отрасль в целом приобретает такие свойства, которые отсутствуют на индивидуальном или даже групповом уровне. При таком подходе, учитывающем интересы общества, развитие профессиональной деятельности в идеале направлено на полноту охвата всех необходимых обществу правовых услуг, на взаимоподдержку различных направлений деятельности. Этот подход делает возможными обеспечение оптимального соотношения работ и услуг, достижение достаточного общего уровня профессионализма, который должен быть присущ всем юристам и всем направлениям работы, создание единой инфраструктуры, предназначенной для всех видов юридического труда. Вместе с тем Председатель Верховного Суда РФ В.М. Лебедев отмечает: " Хорошо известно, что до сих пор существуют серьезные, подлежащие незамедлительному решению проблемы развития данной отрасли. Руководители судебной системы ставят вопрос об информатизации судов, что несомненно скажется на отрасли в целом, на преодолении рисков профессии, низкого уровня материального обеспечения и пр." *(70).

Крайне необходимо также устранять такие ситуации, когда профессиональная деятельность группы юристов оказывается малоэффективной из-за неразвитости дополняющей ее или предшествующей ей деятельности. Поразительным примером такой ситуации, на наш взгляд, являются повторные налоговые проверки, проводимые именно в массовом порядке. Дело не только в интересах налогоплательщиков. Может получиться так, что определенное ведомство не отладило свою деятельность, не обеспечило текущий контроль за принятием решений и, не находя ничего лучшего, подрывает важнейшее начало авторитетности уже принятых публично-правовых решений, не говоря уже о стабильности экономических отношений. По-видимому, сейчас очень важно развивать сферу правового сопровождения публичной деятельности, в данном случае налогового администрирования, юридической службой, не ограничиваясь сферой правового обслуживания экономики, в частности консалтинга, исполнения принятых решений, рассмотрения споров. Правовое обслуживание и контроль устраняют (могут устранить) те негативные явления, реакция на которые, запаздывая, уже требует нестандартных усилий. Достаточно упомянуть о том, что отсутствие эффективного механизма рассмотрения хозяйственных споров, а главное, средств реализации принимаемых решений, в свое время породило " самоюстицию", активно действующую при незаконном захвате предприятий, в стадии банкротства и пр., экономический самосуд и тем самым поддерживало существование организованных преступных группировок.

Ныне, хочется надеяться, совершенствование деятельности арбитражных судов приводит к постепенному ограничению таких явлений, как " крышевание".

В свою очередь повышение эффективности каждого направления юридической профессиональной деятельности приводит к повышению его вклада в состояние правопорядка. Кажется, еще не всегда учитывается, что эффективность, например, уголовно-процессуальной деятельности зависит не столько от количества следователей, сколько от развитости и качества правовых консультационных услуг, возможности обратиться к квалифицированному и добросовестному юристу еще при совершении разного рода гражданско-правовых сделок.

Наконец, поддержание фактического, соответствующего права баланса компетенций и властных возможностей требует специальных усилий. Это сложная проблема. Практически часто более высокий профессионализм бьет компетенцию, и судьи находятся под влиянием либо следователя, либо адвоката, лучше разбирающихся в материалах данного производства. Это также не только отечественная проблема, просто иногда она специально не прорабатывается и смягчается.

3. Структура отрасли. Она меняется, но в целом адекватно отражает сложившиеся в современном обществе реалии деятельности юристов, решающих различные задачи, и проявляется в определенной форме, имеющей нормативно-правовые основания. Каждый действующий юрист имеет либо должность в рамках той или иной структуры, либо правовой статус лица свободной профессии и соответственно обладает или должен обладать определенной компетенцией, необходимой для выполнения возложенных на него или принятых им задач. Именно потребность в совместном труде, в контроле над юридической деятельностью отдельных групп профессионалов привела к возникновению организационных структур, т.е. ведомств, учреждений, подразделений, коллегий, гильдий, фирм.

Работа с единым законодательством, направленность на один и тот же объект права либо на общую правовую цель и общий правовой порядок одновременно порождают возникновение связей и взаимозависимости отдельных юристов и оргструктур. При этом довольно жесткая в части соблюдения единства система юридического образования должна продолжать оставаться единым источником производства кадров, имеющих общий язык, стереотипы поведения и мышления.

В итоге структура отрасли, развиваясь и реагируя на социальные изменения, включает: а) развивающуюся нормативно-правовую базу; б) систему рабочих мест; в) связи и взаимодействия, реализующиеся в правовой практике; г) инфраструктуру; д) органы управления и контроля. При этом выделяют ведомственные элементы структуры. Они обладают независимостью, они автономны и все же воздействуют друг на друга. Суд независим, но он главным образом рассматривает те уголовные дела, которые ему направляет следственный аппарат. Адвокатура самостоятельна, но работа адвокатов определяется следственно-судебной, хозяйственно-арбитражной практикой. И так обстоит дело по всей существующей отрасли.

4. Система рабочих мест. Она включает:

а) собственно юридические ведомства: прокуратуру, судебную систему, ряд аппаратов Министерства внутренних дел, отдельные звенья Федеральной службы безопасности, Министерство юстиции;

б) ведомства, широко использующие труд юристов: федеральные и региональные органы исполнительной власти, муниципалитеты, различные службы;

в) специализированные юридические фирмы и др.;

г) адвокатуру;

д) учреждения информационного и ресурсно-кадрового обеспечения (научные и образовательные учреждения, юридическая пресса, информационные фонды) и др.

5. Система оплаты труда юриста. Значение этого вопроса обсуждению не подлежит. Современная система оплаты труда юристов в значительной части не только недостаточна, но и зачастую неадекватна характеру и тяжести выполняемой работы. Сейчас в подавляющем большинстве случаев легальная оплата не является достаточной. Однако нужно иметь в виду, что во многих странах юристы в государственных структурах получают надежную, но сравнительно небольшую плату. Некоторые адвокаты, особенно в американских компаниях, получают много, но за крайне напряженный труд. Многие адвокаты зарабатывают, однако, от случая к случаю. С учетом сложившихся традиций нужно было бы принять принцип: если труд юриста нужен, его следует оплачивать, не допуская слишком больших различий по группам специальностей. В ином случае противоречия внутри отрасли становятся нетерпимыми.

6. Правовая практика. Она является одновременно и поведенческим содержанием отрасли, и имеющим некоторую нормативную форму ее внешним выражением*(71). Здесь принимается, что правовая практика применительно к отрасли правовых работ охватывает:

а) принятый сообществом и меняющийся в некоторой степе ни язык юристов, использование общего круга исходных предпосылок и процедур (аргументов), которые рассматриваются как общезначимые и взаимно используются при принятии определенных типов решений;

б) сложившиеся и признаваемые значительными группами юристов способы решения правовых задач и осуществления связанных с этим действий, что отражается прежде всего в совокупности принятых и принимаемых решений;

в) принятые стереотипы служебного и внеслужебного поведения в типичных ситуациях.

Состояние правовой практики описывается по параметрам законности, стабильности, жесткости, характеру обращения юристов с гражданами и по другим показателям. Так или иначе правовая практика - это то, что предстоит обществу и отдельным гражданам.

Правда, опасной тенденцией развития правовой практики является противоречивость подходов к соблюдению конституционных положений. Очень трудно создается единое понимание конституционных начал равной защиты всех форм собственности, неприкосновенности личности и соблюдения иных основных прав человека и гражданина.

В следствие этого в известной мере усиливаются и расхождения между правовыми ведомствами и отдельными юристами. При противоречивой правовой практике хороший следователь или мужественные судьи не в силах адекватно решать стоящие передними задачи, ибо могут просто не получить нужных материалов, необходимой процессуальной поддержки.

Общее состояние профессиональной деятельности юриста как практики в этом смысле является целостным объектом социального наблюдения и социального управления. Общество не может ограничиваться совершенствованием отдельных видов деятельности, а значит, обоснованные изменения в работе судов, прокуратуры, консультирующих юристов и пр. должны влечь необходимые изменения в работе милиции и наоборот.

Совершенствование практики профессиональной деятельности юриста должно быть направлено на обеспечение требований закона, при необходимости на основе совершенствования закона, на усиление ее способности удовлетворять действительные социальные запросы и ожидания. Но внезапные и быстрые изменения практики профессиональной деятельности юриста хотя иногда и крайне необходимы, все же нежелательны. Стереотипы юристов, их привычки, знания, склонность к получению новых знаний, ориентация на безопасность и одновременно нередкая амбициозность лишь постепенно адаптируются к новым условиям. Многократно сталкиваясь даже с нестандартными ситуациями, некоторые юристы склонны применять старые приемы, старые способы решения задач.

Начинающие и даже опытные юристы поэтому должны различать устойчивые тенденции и случайные проявления правовой практики, ее позитивные и негативные стороны, с тем чтобы ориентировать свои действия и решения на действительно правовые образцы. Особенно начинающие юристы склонны порой переоценивать случайные негативные отклонения практики, считая их устойчивыми, а следование им - безопасным. Нередко за это приходится расплачиваться.

7. Инфраструктура отрасли. Она представляет собой сложившуюся в обществе систему предпосылок, условий, средств, необходимых для осуществления профессиональной деятельности юриста. Обычно различают три элемента инфраструктуры: а) материальные предпосылки (сооружения, дороги, установки, средства связи и пр.); б) институциональные (нормы, организация, способы управления); в) персональные, т.е. численность и профессионализм людей, занятых осуществлением определенной деятельности.

Проблемы инфраструктуры профессиональной деятельности юриста будут рассматриваться и в другом месте. Здесь надо лишь уяснить ее единство и сделать выводы, значимые для дальнейшего обсуждения. Они таковы:

а) все стороны профессиональной юридической деятельности определяются состоянием инфраструктуры;

б) эффективность труда всех юристов зависит от состояния инфраструктуры;

в) совершенствование инфраструктуры является одним из самых важных направлений правовой политики страны.

В сущности, значение инфраструктуры для профессиональной деятельности юриста осознается, и в стране принимаются очень серьезные меры для ее совершенствования, особенно в сфере информатизации правовой отрасли. При этом отраслевой подход диктует необходимость сбалансированного, как и в иных случаях, развития инфраструктуры, возможно, за счет уменьшения рабочих мест доли неквалифицированного труда и создания должностей, сориентированных на совершенствование инфраструктуры. Вместе с тем осуществляется развитие инфраструктуры неравномерно, а иногда подменяется оборудованием роскошных кабинетов для руководящего персонала.

Так или иначе, для каждого юриста развитие инфраструктуры порождает необходимость развития навыков ее использования.

8. Сообщество юристов. Оно также будет более подробно рассмотрено ниже. Здесь укажем лишь на его место в отрасли. Это понятие, на наш взгляд, охватывает всех юристов, профессионально занятых юридической деятельностью, независимо от их должностного положения, принадлежности к государственной службе либо свободной профессии.

Сообщество юристов определяет состояние отрасли правовых работ. Это как будто очевидно в принципе, но практически сообщество юристов и его роль нужно представить в виде совокупности верифицируемых показателей, выявить его влияние на отдельные решения в сфере правовой политики, действия права, состояния правопорядка. Пока в основном описывалось правосознание юристов, ставились некоторые вопросы, связанные с их жизненными условиями, устроенностью, подготовленностью. В последнее время стали писать и о важности социальной защищенности некоторых категорий юристов. По-видимому, на разработанности проблемы сказываются ее определенная деликатность, трудности оценки коллег по профессии.

На наш взгляд, состояние сообщества юристов нуждается в изучении по нескольким параметрам:

а) единство и различия интеллектуальной подготовленности юристов, которые раскрываются, в свою очередь, по объективным признакам, отраженным в действиях, решениях, документах;

б) этико-психическая устойчивость, охватывающая надежность и стабильность поведения юристов, их готовность соответствовать высказываемым убеждениям и принимаемым в отношении иных лиц решениям;

в) трудоспособность юристов, их склонность выполнять за данный разумный объем работы без явного пренебрежения качеством и существующими нормами.

Таким образом, сочетание практики профессиональной деятельности юриста, ее инфраструктуры и субъектов определяет состояние этой деятельности как социального института. По этим параметрам можно проследить становление и развитие профессиональной деятельности юриста в стране, сопоставить ее с положением дел в иных странах, а главное - только на основе данных профессиональной деятельности можно принимать сколько-нибудь взвешенные решения в сфере правотворчества и правовой политики.

9. Планируемые результаты и сопровождающие их последствия функционирования отрасли. Они являются различными по своему характеру. Ставя задачу построения правового государства и правового общества, само общество должно понимать, что слишком много права и правовых работ может привести и к отрицательным последствиям. Профессиональная юридическая деятельность рационализирует, стабилизирует и охраняет общественные отношения. Но она же отягощает, удорожает и замедляет их.

Поэтому результаты и последствия развития отрасли следует измерять по затратам и выгодам, как экономическим, так и социальным. В противном случае возможна отрицательная реакция общества на услуги юристов. Необходимость профессиональной юридической деятельности, следовательно, должна быть обоснована, а не только провозглашена.

Профессионализируя деятельность по реализации права, сосредоточивая в ней людей, не имеющих иных целей, общество решает целый ряд необходимых для себя задач, как, в принципе, и в других сферах социальной жизни. Но одновременно оно должно считаться с необходимостью издержек, связанных с развитием правовой отрасли и носящих финансовый, экономический, социальный, моральный характер. Усиление патерналистской направленности отрасли правовых работ способно привести к снижению инновационной направленности общества, его независимости и готовности к самозащите. Это сложный вопрос, и он требует настоятельно серьезного обсуждения.

Разумеется, позитивные результаты в идеале превышают негативные последствия развития отрасли.

На социальном уровне, выступая как отрасль, сложившаяся в результате общественного разделения труда, деятельность юристов обеспечивает: подготовку кадров; создание необходимых специализированных условий; усиление престижа права, значимости осуществляемых юристами процедур. Она порождает такие позитивные последствия для общества, как экономия труда; повышение качества и эффективности операций по реализации права; создание доступа к услугам правового характера, проявляющегося в предложении услуг, знаний людей, могущих их оказать, иногда в обеспечении конкуренции. Негативными же последствиями развития отрасли могут быть: отвлечение кадров из других сфер социальной деятельности (сотни тысяч людей в так называемых силовых правоохранительных аппаратах, разумеется, нужны, но и другой работы, в принципе, для них хватает, например в строительстве жилья); концентрация власти в руках специализированного аппарата, влекущая опасность злоупотребления ею, выхода из сферы социального контроля; прямое давление на бюджет и пр.

На индивидуальном уровне развитие отрасли обеспечивает оптимальность деятельности, освоение необходимого мастерства, определенную жизненную стабильность, создает мотивацию повышения профессионализма.

В целом подход к профессиональной деятельности юристов как элементу общественного разделения труда связан с выбором оптимального соотношения между позитивными и негативными последствиями. При этом учитываются как общие положения теории и практики управления, так и специфические свойства права в конкретной социальной ситуации.

10. Социальные функции отрасли правовых работ. Они реализуются на общенациональном (в масштабах общества, социальной сферы, территории, группы) и на индивидуальном уровне.

Наиболее общая и генерально выраженная функция данной отрасли есть специфическое трудовое, субъектное обеспечение действия права. Она реализуется там, где право действует на поведение субъектов не напрямую, самим фактом существования, а должно быть опосредовано действиями юристов-профессионалов.

Рассмотрим это на примере кредитования банками различных субъектов. Решения о выдаче кредитов, разумеется, являются элементами кредитно-финансовой политики, и их могут принимать банки без участия юристов. Но эти решения принимаются все-таки с учетом правовых норм и облекаются в форму гражданско-правового договора. Нужно найти средства, чтобы исключить, например, манипулирование клиентами со стороны банков, защитить интересы и должника, и кредитора*(72). Принцип равноправия не влечет за собой обязанности выдачи кредита для всех отвечающих определенным условиям клиентов. Следовательно, идут формальные поиски правила, сочетающего право банка на решение и запрет дискриминации потенциальных клиентов. И здесь существует необходимость опосредовать отношения юридическими действиями.

Это же относится и к разрешению правовых конфликтов. Скажем, развод происходит в суде. Любой гражданин как будто сам может решать подобные вопросы. Каков смысл в использовании сложной и в принципе дорогостоящей правовой формы? Но на самом деле судья применяет здесь свой опыт, знание действительного набора значений закона, представления о необходимости усмотрения и принуждения при выборе решения и пр. Все эти вещи ускользают нередко от наблюдателя, но они отличают профессиональную работу от любительской.

Основные же функции профессиональной юридической деятельности состоят: в развитии правовых идей и создании права, в обеспечении его пригодности к реализации (правотворческая функция); в создании и развитии языка и формы права; в выявлении и учете динамики его функционирования; в развитии инструментов, т.е. в выявлении значений закона; в установлении и правовой оценке фактов; в обеспечении запросов государства, общества, гражданина, социальной группы на экстраординарную защиту (правореализационная функция); в создании условий реализации права (правообеспечивающая функция)*(73).

Именно таким образом достигается вклад юристов в установление законности и справедливости, правопорядка, социальной уверенности, определенной степени свободы.

Дополнительные функции профессиональной юридической деятельности вытекают из основных и направлены на их выполнение. К ним, по-видимому, можно отнести:

а) накопление и переработку информации об относящихся к праву (регулируемых им) явлениях;

б) обеспечение прямой и обратной связи с обществом, включая информирование граждан о праве, правовых задачах, правовой деятельности, создание собственного имиджа и условий осуществления профессионального труда;

в) самоконтроль, включая научно-методическое обеспечение, развитие правовой и этической регламентации, реальное осуществление контроля за поведением юриста. Эти функции имеют обеспечивающий характер, т.е. их реализация необходима для осуществления основной функции.

Так, например, научные работники в сфере права, на первый взгляд, не выполняют основных функций юридической деятельности. Но события, происходящие на фондовом рынке, показывают, что отсутствие необходимого опыта в сфере банковского, предпринимательского, торгового права (вопросы разграничения этих отраслей здесь не ставятся) негативно сказывается на поведении и интересах граждан. Нет опыта и методик чтения и понимания закона, его приложения к обстоятельствам дела, расчета последствий. Арбитражные суды должны сами (а это непросто) вырабатывать " на ощупь" методику деятельности.

Негативно на практике сказывается и неразвитость функции внутреннего контроля над реализацией права. Проблемы независимости суда обычно связывают с ограничением произвольного внешнего контроля. Но деятельность многих судов показала, что в них далеко не всегда работают высококвалифицированные люди, и произвол суда ничем не лучше любого другого произвола. Нужны оптимальные методы внешнего и внутреннего контроля в судебной сфере, чтобы критика суда не рассматривалась как покушение на его независимость, а работал механизм исправления ошибок и коррекции неправильных приемов.

11. Социальные требования к отрасли. Понятие требований в данном случае охватывает оценки отрасли, ожидания, с ней связанные, и требования к ней в узком смысле, т.е. настойчивые предложения относительно необходимых изменений в ней. В целом требования направлены на создание оптимальной модели отрасли правовых работ и одновременно отражают представления о способах достижения такого состояния. Естественно, что они, т.е. требования, распространяются на все элементы отрасли: структуру и инфраструктуру, кадры, но в совокупности они имеют своим предметом чаще всего качество профессиональной деятельности юристов. Формируются они как представлениями о функциях отрасли правовых работ, рассмотренных выше, так и позициями субъекта требований, его потребностями.

Требования к профессиональной юридической деятельности можно разделить на нормативные и неформальные, объективные и субъективные, постоянные и преходящие, истинные и ложные, осознанные и неосознанные.

Реально эти требования обществом осознаны не в полной мере, не высказаны, и сами юристы не имеют о них должного понятия. Тем не менее хорошо известно, что невысказанные, неосознанные требования также очень сильно влияют на отношение людей друг к другу, проявляясь в виде предрассудков, ложных установок и суждений.

Объективные, истинные требования общества к профессиональной юридической деятельности в своей основе состоят в том, что она должна быть направлена на выполнение присущих ей функций, работать на действительные интересы общества и достигать при этом возможных результатов.

Критериями истинности либо рациональности требований общества к отрасли правовых работ являются сбалансированные потребности общества, социальных групп и личности. Но установление и фиксация таких потребностей нередко практически деформируются групповой или ведомственной аргументацией, апелляцией к ложным частным интересам.

Собственно говоря, вся история нашей страны полна примерами такого рода. Преданность партийным интересам со стороны правоохранительных органов не обеспечила необходимого развития экономики страны, ее социальной системы. Профессиональные карьеры были успешными, ресурсы использовались огромные, а права граждан постоянно нарушались, да и сама система оказалась незащищенной, заслуживала она того или нет.

Следовательно, общество вправе требовать, чтобы профессиональная юридическая деятельность не замыкалась на своих интересах и показателях. Она не может сама себя охранять и обслуживать. Юристы-профессионалы путем реализации права должны содействовать улучшению жизни людей, обеспечению их прав, развитию экономики*(74).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал