Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Юристы в органах внутренних дел
1. Место юриста в органах внутренних дел. Органы внутренних дел - прежде всего милиция, а в свое время и налоговая полиция - осуществляют огромный объем работы и, естественно, привлекают значительное число юристов. В отличие от суда и прокуратуры в органах внутренних дел на оперативных и руководящих должностях работают не только юристы, но и экономисты, управленцы, специалисты в области естествознания, инженеры и пр. Лиц, получивших юридическое образование, тем не менее большинство в некоторых группах. Характер профессиональной деятельности и возможности юристов определяются тем, что органы внутренних дел являются системой государственных органов исполнительной власти, имеющих в сфере правоохраны, административной деятельности самые различные функции. Юридической деятельностью можно считать прежде всего работу следователей и дознавателей, руководителей органов внутренних дел, оперативного состава ряда служб, работников исполнительной системы. Законодательство, регламентирующее условия приема и профессиональную подготовку работников органов внутренних дел (ст. 7, 8 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации от 23 декабря 1992 г.*(211); ст. 20 Закона " О милиции")*(212), не выдвигает в качестве обязательного условия работы на какой-либо должности получение юридического образования, среднего или высшего. МВД РФ, однако, самостоятельно и в очень широком масштабе организует и осуществляет подготовку работников органов внутренних дел в специальных высших и средних учебных заведениях. Тем не менее все обладающие определенными качествами и соответствующие определенным требованиям выпускники юридических учебных заведений могут рассчитывать на работу в органах внутренних дел. 2. Система должностей, которые обычно занимают юристы. Для начинающих юристов наиболее привлекательными могут быть должности работников следственного аппарата; реже юристы занимают должности оперативных работников подразделений, ведущих борьбу с экономической, организованной, общеуголовной преступностью. Юристы могут работать в административных службах, занимающихся учетом населения, разрешительной деятельностью и пр. По мере накопления опыта юристы могут занимать относительно более многочисленные по сравнению с судом и прокуратурой должности руководящего, организационно-управленческого характера (начальники отделений, отделов, управлений, их заместители и пр.). 3. Прием на службу и профессиональная карьера в органах внутренних дел. Установленный в нормативных актах порядок приема на службу в органы внутренних дел, в милицию, налоговую полицию базируется на ряде требований. К ним относятся: гражданство РФ, определенный возраст, состояние здоровья, наличие общего среднего или высшего образования. Здесь же указывается на деловые, личные и нравственные качества, позволяющие выполнять служебные обязанности. Статья 9 Положения о службе в органах внутренних дел устанавливает перечень ограничений для поступления на службу: признание частично или полностью недееспособным, судимость, которую лицо имело или имеет. Препятствием является общее несоответствие перечисленным условиям приема (ст. 8 Положения). Собственно процедура отбора специалистов и их назначения на должность (проверка личностных качеств, заключение контракта, испытательный срок, приказ о зачислении и пр.) предусматривается нормативными актами. Профессиональная карьера в органах внутренних дел связана с перемещением (продвижением) по службе и присвоением очередных специальных званий начальствующего состава органов внутренних дел. В силу огромного объема работы в органах внутренних дел, наличия большого числа штатных должностей, развернутой системы профессиональной подготовки и переподготовки продвижение по службе в органах внутренних дел имеет большие перспективы и осуществляется довольно быстро, так же как и присвоение очередных специальных званий. Срок выслуги в звании лейтенанта милиции, внутренней службы, юстиции составляет два года, старшего лейтенанта и капитана - три, майора - четыре, подполковника - пять лет. Оплата труда сотрудников органов внутренних дел складывается из должностного оклада, оплаты за звание и выслугу лет и других выплат. Действующее законодательство предусматривает широкий круг льгот, гарантии и компенсации работникам органов внутренних дел. Нормативные акты устанавливают и особый порядок прекращения службы в органах внутренних дел. Особенностями являются: достижение предельного возраста (как правило, 45-50 лет с возможным продлением), выслуга лет, дающая право на пенсию, служебное несоответствие в аттестационном порядке. Остальные основания, несмотря на некоторые различия в формулировках, в сущности являются такими же, как и для иных ведомств. 4. Условия работы в органах внутренних дел. Здесь существует серьезная специфика, которую должны учитывать начинающие юристы. Для основной группы должностей в органах внутренних дел, особенно на низовых ступенях, " на земле", характерны высокая напряженность труда, трудности индивидуального планирования рабочего времени, связанные с необходимостью постоянного и притом незамедлительного реагирования на различного рода события и указания. Оперативные работники действуют, как правило, в дискомфортных условиях, кабинетная работа занимает лишь часть времени. Для этой работы характерны, далее, условия неопределенности, в которых приходится решать служебные задачи. Здесь необходимо действовать в соответствии со складывающейся обстановкой, многие параметры которой совершенно неясны, а многие ситуации не предусмотрены нормативными актами - не только общими, но и ведомственными. Работа сотрудников органов внутренних дел принципиально конфликтна, она нередко связана с ограничением личных прав и свобод граждан, иногда вынужденным в силу совершения, например, преступлений этими гражданами. Из-за этого юристы в органах внутренних дел испытывают давление, в некоторых случаях - даже психическое и физическое насилие. Интересные в этом плане исследования провели специалисты ВНИИ МВД РФ. Они показали, что условия труда должностных лиц, занимающихся исполнением наказания, приводят ко многим негативным явлениям. Юристы в органах внутренних дел связаны правовым и фактическим надзором со стороны вышестоящих сотрудников, жесткой дисциплиной, зависимостью продвижения от аттестации и в принципе от усмотрения руководства. Отсутствие во многих случаях разработанного перечня вопросов, решаемых самостоятельно, определяет специфику должностного положения юриста в органах внутренних дел и пределы его самостоятельности. По своей природе названные условия неизбежно присущи такой силовой, военизированной системе, как органы внутренних дел. В некоторых случаях условия работы в интересах дела должны быть улучшены. Речь может идти об искоренении взаимной грубости, пренебрежения необходимостью сохранять психологический и физический ресурс работников, о детализации правового положения, четком определении границ должностного усмотрения и пределов вмешательства. Необходимо устранять такую ситуацию, когда бездумные указания порождают безответственность и равнодушие исполнителей. Начинающий юрист должен вдумчиво отнестись к работе в органах внутренних дел. Быстрая (возможно) профессиональная карьера, довольно хорошие материальные условия, защищенность в этом ведомстве связаны с высокой ответственностью, большой отдачей, тяжкими условиями труда*(213). 5. Содержание деятельности и выполняемые процедуры. Их характер зависит от занимаемой должности. Работа следователя рассматривается отдельно. В остальных случаях юристы, работающие в органах внутренних дел, чаще всего выполняют следующие действия: - собирание юридически значимой информации; - правовую оценку различных действий, иных юридических фактов, часто с точки зрения ответственности за их совершение; - работу с документами, проверку их достоверности, соответствия нормативным актам; - беседы с гражданами, переговоры, нередко направленные на принятие различного рода правовых решений, включая осуществление принудительных мер, привлечение к ответственности; - рассмотрение жалоб на действия властных структур, граждан, разрешение заявлений и сообщений; - разработку аналитических документов, составление справок, разработку предложений о необходимых вариантах деятельности; - организационно-управленческую работу внутри и вовне; - выступления перед различными официальными и неофициальными группами людей, в средствах массовой информации, ведение правовой пропаганды. В то же время и юрист в органах внутренних дел может участвовать в действиях, непосредственно не относящихся к его специальности (задержание, патрулирование, участие в оцеплении, выезд на обыски и пр.). По-видимому, с этим также необходимо заранее считаться, ибо общество, конечно же, платит органам внутренних дел не за то, чтобы они защищали себя, но за охрану интересов общества. Поэтому юристам, работающим в этой системе, необходимы психологическая устойчивость, гуманизм и высокий профессионализм. Деятельность даже юристов в органах внутренних дел трудно совмещается с этими началами. Здесь необходимы специальные усилия каждого сотрудника и корпорации в целом. Трудно сохранять спокойствие в условиях роста преступности, при постоянных ночных выездах на места происшествия, при анализе документов, касающихся деятельности рэкетиров, и т.п. Это обязывает обеспечивать наличные полномочия, а тем более их расширение хорошо подготовленными профессионально, интеллектуально и психологически кадрами. 6. Требования к юристам в органах внутренних дел. Их социальная оценка. Юристы должны обладать знанием нормативных актов, умением решать (и это главное) нестандартные правовые задачи, получать информацию и оценивать ее истинность. В принципе общество оценивает работу сотрудников органов внутренних дел по ее результатам. Часто в общественном мнении возникает негативная оценка деятельности отдельных работников и в целом системы, объективно порождаемая реальными трудностями работы. Субъективно на него нередко влияют недисциплинированность некоторых сотрудников, включая тех, кто работает в руководящих звеньях, их непродуманные действия и высказывания. Сотрудники Министерства внутренних дел довольно часто под давлением реальных социальных потребностей в наведении порядка преувеличивают свои возможности, объясняя неудачи отсутствием подходящего законодательства и требуя дополнительных полномочий, но в конечном счете все равно невыполнимые обещания остаются невыполненными, и население справедливо полагает, что виноваты в этом собственно исполнители. В современных условиях профессиональная деятельность юристов должна быть направлена также на создание положительного образа работника системы органов внутренних дел, милиции в общественном сознании, на обеспечение поддержки населения. 7. Подготовленность сотрудников органов внутренних дел - юристов. В целом они обладают хорошей профессиональной подготовкой, включая получение второго образования, обучение в Академии управления МВД, через которую проходит большая часть юристов, занимающих руководящие должности. Вместе с тем, по мнению ряда руководителей МВД РФ, многие сотрудники имеют недостаточный опыт работы, слабо заинтересованы в результатах своей работы, а это немедленно приводит к снижению профессионального уровня. Существуют также настроения правового нигилизма, переоценка принудительных, силовых методов. Эта проблема отнюдь не является только российской. Силовые структуры едва ли не во всех странах склонны к ставке на силу. Вероятно, недостатки такого характера возникают не внутри самой системы. Большей частью здесь сказывается социальное давление, постановка некорректных задач, слишком большие надежды общества на органы внутренних дел. В органах внутренних дел недостаточно специалистов в области компьютеризации; технически они не вполне готовы сейчас к борьбе с новыми формами преступности.
|