Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чинопоследование Таинства брака






Схема чинопоследования Примечания
Чинопоследование обручения
Начало обручения: Каждение, вручение горящих свечей Возглас Мирная ектения с особыми прошениями Благословение иереем глав обручающихся Благословен Бог наш…
Молитва 1-я Преподание мира Молитва 2-я, главопреклонения  
Обручение Обручается раб Божий N рабе Божией N во имя Отца и Сына и Св. Духа. Аминь. Обручается раба Божия N рабу Божию N… Обмен кольцами
Молитва 3-я  
Сугубая ектения (сокращенная)  
[Отпуст]  
Чинопоследование венчания
Вход в храм Иерей поет псалом 127; хор – припев: Слава тебе Боже наш, слава Тебе.
Поучение венчающихся Вопросы венчающимся  
Начало венчания:  
Литургийный возглас Благословенно Царство…
Мирная ектения с особыми прошениями  
Три молитвы  
Венчание Венчается раб Божий N рабе Божией N во имя Отца и Сына и Св. Духа. Аминь. Венчается раба Божия N рабу Божию N… Господи Боже наш, славою и честию венчай я [т.е. “их”], трижды.
Чтение св.Писания  
Прокимен Положил еси на главах их венцы...
Апостол Послание св.ап. Павла к Ефесянам, зач. 230
Аллилуиарий  
Преподание мира  
Евангелие Евангелие от Иоанна, зач.6
Сугубая ектения (сокращенная)  
Молитва  
Молитва Господня [и Причащение: в древности]  
Просительная ектения  
Молитва Господня Отче наш...
Преподание мира Главопреклонение Из-за отсутствия Причащения – без молитвы главопреклонения.
[в древности: Причащение] В древности здесь совершалось причащение Преждеосв. Дарами
Общая чаша  
Молитва Благословение общей чаши
Преподание общей чаши Трижды; в древности после вкушения общая чаша разбивалась
Обхождение круга Тропари Трижды Исаие, ликуй...; Святии мученицы...; Слава Тебе, Христе Боже...
Окончание  
Снятие венцов  
Молитва по снятии венцов  
Преподание мира Молитва главопреклонения  
Отпуст  
Молитвы «во осмый день».  

 

Священство в Ветхом и Новом Завете. Православное учение о священстве.

Звание священства, по апостольскому учению, носят все христиане. Называя верующих во Христа «родом избранным, царственным свя­щенством, народом святым, людьми, взятыми в удел» (1 Петр, 2, 9), апостол Петр указывает тем самым на выделенность христиан, как ново­го, духовного Израиля, из всего человечества. Каждый из них, рождаясь от воды и Духа, становится храмом Божиим. И в этом смысле все они получают благодатное священническое служение, предоставив свои тела «в жертву живую, святую, благоугодную Богу» (Рим. 12, 1) и принося Ему духовные жертвы — молитву веры, дух сокрушенный и смиренный, сердце, исполненное любовью к Господу.

Объединяясь во Христе как Источнике вечной жизни, христиане составляют единое целое — Святую Церковь, литургическая жизнь ко­торой созидается благодатию Святого Духа и усилиями верующих, их участием в священнодействиях, молитвословиях, песнопении, благовестии слова Божия. Хотя все христиане призваны к служению в Церкви, одна­ко служения эти различны, как различны и дары, полученные каждым от Господа. «Все ли Апостолы? Все. ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?» (1 Кор. 12, 29), — спрашивает апостол Павел. Церковь, как и всякий живой организм, иерархически организована: не все состав­ляющие ее члены равноценны с точки зрения литургической жизнедея­тельности, одним принадлежит главенствующая роль, другим подчиненная. Одни являются пастырями, другие паствой. И среди пас­тырей Церкви одни поставлены на более высокую ступень и наделены большей духовной властью, чем другие.

По каноническим постановлениям Вселенской Церкви все христиане разделяются на духовенство и мирян, или иначе клир и народ. К клиру принадлежат лица, занимающие в Церкви должности священнослужите­лей и церковнослужителей, которые наделены равными иерархическими полномочиями и выполняют особые, свойственные каждому чину, обязан­ности. Возведение в ту или иную степень духовного служения в Церкви совершается через литургическое посвящение, которое осуществляется ли­бо посредством Таинства Священства, либо церковного священнодейст­вия.

Посвящение в степени священнослужителей (диакона, пресвитера, епископа) производится через Таинство Священства, которое называется таинственным рукоположением, или хиротонией (греч, о χ ε ι ρ — рука, τ ο ν ε ω — избирать поднятием руки). Священнослужители относят­ся к высшим степеням церковной иерархии, в которые они могут рукопо­лагаться только после прохождения ими служения в должностях низших степеней клира.

Посвящение в степени церковнослужителей (чтеца, певца, иподиа­кона) производится по благословению епископа через церковный обряд руковозложения, называемый хиротесией (греч, о χ ε ι ρ — рука и τ ι τ ε μ ί — класть, назначать, возлагая руку). Церковнослужители принад­лежат к низшим степеням клира, они получают благодать Божию для соучастия в церковных службах и во всех своих действиях в Церкви подчиняются священнослужителям.

Прообраз новозаветного священства представлен был в служении ветхозаветных левитов, священников и первосвященников, которых отде­лил Господь из богоизбранного народа, «чтобы носить ковчег завета Гос­подня, предстоять пред Господом, служить Ему и благословлять именем Его» (Втор. 10, 8). Богослужение ветхозаветной Церкви предуказывало на искупительное служение Спасителя, Который, «принесши одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога» (Евр. 10, 12). Иисус Христос, нареченный «от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека» (Евр. 5, 10), основал Церковь, в которой Он, как «пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее» (Евр. 7, 24).

Из всех уверовавших в Него Спаситель избрал 12 апостолов, а по­том еще семьдесят учеников и послал их с дарами чудес и исцелений проповедовать Царствие Божие. В день Своего воскресения Господь дал апостолам власть отпускать грехи, а, вознесшись на Небо, Он ниспослал на них Святого Духа, силою Которого посвятил их в «ловцы человеков», и они обрели способность низводить на других спасительную благодать Божию и управлять Церковью.По примеру Спасителя и по воле Святого Духа апостолы избрали себе достойных преемников и учеников. Через таинственное рукоположе­ние (хиротонию) они посвятили их на служение Церкви и передали им преемство пастырского служения. Святой Климент Римский, ученик апо­стольский, в первом послании своем к Коринфянам говорит: «Апостолы благовествовали нам от Господа Иисуса Христа, Иисус Христос от Бога. Христос послан от Бога, апостолы от Христа. Апостолы поставляли пер­вых верующих по духовном испытании во епископы и диаконы» (гл. 42). С момента сошествия Святого Духа на апостолов продолжается в Церкви непрерывающаяся нить «преемственного поставления» пастырей от Гос­пода, посвящаемых на духовное служение через Таинство Священства.

Неизменными остаются и основные литургические части тайнодей­ствия хиротонии, о которых неоднократно упоминается в книге Деяний Апостольских, — возложение рук апостола (позже епископа) на главу избираемого и соборная молитва. С молитвою возложены были руки на Савла и Варнаву в Антиохии, когда Дух призвал их на дело служения (Деян. 13, 1—3). Через рукоположение и молитву были возведены на диаконское служение семь мужей в Иерусалиме (Деян. 6, 6). Апостолы Павел и Варнава, проходя по городам Листры, Иконии и Антиохии и утверждая там учеников своих в вере, рукоположили пресвитеров для ка­ждой Церкви, «помолились с постом и предали их Господу» (Деян. 14, 23). О рукоположении как тайнодейственном способе поставления в Священство говорится и в посланиях апостола Павла к Тимофею, в ко­торых, кроме того, указывается и на особый дар, получаемый через это посвящение. В первом послании апостол пишет: «Не неради о пребы­вающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству, с возложе­нием рук священства (1 Тим. 4, 14). О том же самом он говорит ему и во втором послании: «Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2 Тим. 1, 6).

В апостольском писании и предании ясно различается три степени священнослужения: диакона, пресвитера и епископа. Дионисий Ареопа­гит, апостольский муж, дает частичное описание и самого чина рукополо­жения в эти степени. По его словам, «первосвященник при посвящении своем преклоняет Пред алтарем оба колена, и на него возлагается книга Священного Писания; священник, хотя также преклоняет оба колена, но вместо книги на него возлагается уже рука первосвященника; диакон пре­клоняет только одно колено. Тем не менее все они свидетельствуют свою покорность Богу и Его закону; все запечатлеваются, кроме того, крестом в знак требуемого от них самоумерщвления и подражания Иисусу Христу; все принимают взаимное целование, как знак любви, которая должна одушевлять их общий союз. Имена их провозглашаются во всеус­лышание, чтобы всякий знал, что они приступают к священному служе­нию не по своему произволу, но по определению Божию».

С апостольских времен в Церкви сохраняются особые требования к избранникам на должности священства, поставляемым служителями Хри­стовых Таин. Хиротонисуемые в священнические степени должны быть предварительно обучены истинам веры и духовно испытаны. Сам Господь Иисус Христос, готовясь к Своему Божественному служению, постился и молился, так же поступали и святые апостолы (Деян. 6, 6; 13, 23). Они называли Господа Учителем, и Он послал их на служение не сразу, а по прошествии трех с лишним лет, в течение которых они были в постоян­ном общении с Ним, слушая Его наставления и проникаясь духом исти­ны. В управлении Церковью, в созидании ее апостолы следовали заветам Христа. Апостол Павел поставил Тимофея в служители Церкви после того, как он был «научен» и умудрен «во спасение верою во Христа Ии­суса» (2 Тим. 3, 14—15). Апостол таким образом наставляет епископа Тимофея: «Рук ни на кого не возлагай поспешно» (1 Тим. 5, 22). А в послании к Титу он перечисляет качества, которыми должен обладать служитель Божий: «Епископ должен быть непорочен, как Божий домо­строитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не убийца, не корыстолю­бец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, бла­гочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся об­личать» (Тит. 1, 7—9).

В древности хиротонии в священнослужительские степени соверша­лись над лицами, избранными апостолами или их учениками. Позднее входит в практику избрание священнослужителей народом и клиром мест­ной церкви. По Киприану, церковная община сама избирает на долж­ность священнослужителей, а присутствующие при этом епископы в ко­личестве не менее трех человек своим согласием подтверждают правиль­ность выбора. Избранный таким образом кандидат должен был после этого получить утверждение митрополита и рукоположение присутство­вавших епископов.

Подобный способ образования клира существовал до IV века, а за­тем стали появляться некоторые новые его формы. Организовав для клириков своих церквей совместную жизнь в своих домах, а также воз­ложив на старших членов клира заботу об обучении младших, Евсевий Керчельский и Августин создали нечто вроде семинарии. Вскоре эта практика получила широкое распространение, и при важнейших епископ­ских кафедрах все более увеличивалось число клириков, готовящихся к будущему священническому служению. Большую роль в подготовке кан­дидатов на должности священнослужителей играли некоторые монастыри, откуда вышли или, по крайней мере, в них закончили свое образование многие выдающиеся церковные деятели. Позже, с возникновением специ­альных богословских школ, воспитание кандидатов на священническое служение было возложено на эти духовные учреждения.

Согласно древнему обычаю, лицо, стремившееся занять священ­ническую должность, подвергалось испытанию, состоявшему в тщатель­ном рассмотрении его прошлой и настоящей жизни, в изучении его харак­тера и нравственных достоинств (Сардик. соб. пр. 10, 1 Всел. соб. пр. 9). По поручению епископов этим занимались обычно пресвитеры и диа­коны (Вас. Вел. пр. 83). По каноническим правилам Церкви предвари­тельным духовным испытанием кандидатов священства, которое длилось более или менее продолжительный период, было служение их на низших церковных должностях.

Основные литургические элементы древнего чина поставления на степени церковнослужения, включавшие в себя возложение рук епископа, молитву, пострижение ставленника и облачение его в священные одежды, сохранились неизменными в течение всей истории Церкви.

 

Итак, возведение в ту или иную степень духовного служения совершается в Церкви через литургическое посвящение, которое осуществляется в Церкви двумя способами: либо посредством Таинства Священства, рукоположения (хиротонии), либо посредством иного церковного священнодействия (хиротесии), руковозложения. Понятия «хиротония» и «хиротесия» греческие. Слово «хиротония» (греч. ceiroton… a) изначально означало подачу в народном собрании голосов посредством поднятия руки. Понятие «хиротесия» происходит от греческих слов «ce… r» (хеир, рука) и «t… qhmi» (титеми, класть); его смысл – назначать, возлагая руку.

Церковнослужители, в отличие от священнослужителей, как вы уже поняли, не обладают благодатью священства; они принадлежат к низшим степеням клира, во всех своих действиях в Церкви подчиняясь священнослужителям. Итак, хиротесия, в отличие от хиротонии, не является Таинством. Поставление в чтеца, певца, иподиакона совершается через архиерейское благословение и руковозложение. Оно сопровождается облачением в соответствующие священные одежды.

Прообразом новозаветного священства являются ветхозаветные левиты, священники и первосвященники. Левиты предваряли собой новозаветных диаконов, священники – наших христианских священников, а первосвященники были прообразом епископов. В Ветхозаветной Церкви все они оказались специально отделены Богом, «чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему и благословлять именем Его» (Втор. 10, 8). Ветхозаветное богослужение, с его многочисленными священнодействиями и жертвами, предуказывало на будущее искупительное служение Господа Иисуса Христа, Который, «принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога» (Евр. 10, 12).

Ветхозаветные священники, в сравнении с жрецами древних языческих культов, в нравственном плане отличались от них самым заметным образом. Уже тогда, в ветхозаветной среде, родилось понимание необходимости святости, духовной чистоты для всякого Божьего служителя. Ветхозаветный священник должен был обладать исключительной праведностью и верностью уставам своей Церкви, неукоснительно исполнять Закон. Вместе с тем ветхозаветная Церковь, существовавшая в мире еще до спасительного Воплощения Сына Божия, была лишена присутствия полноты той благодати, что явлена нам сегодня – в Церкви Христовой. Эта немощь Закона, его несовершенство могли быть преодолены лишь одним Христом – в Завете Новом. О победе над этой немощью ветхозаветного Закона и о торжестве подлинного духа христианской свободы в Новом Завете неоднократно свидетельствует апостол Павел: «...но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве» (Рим. 7, 6).

Кроме того, следует обратить внимание на то, что ветхозаветное священство не знает снисхождения к грешнику, научая ненавидеть одновременно и грех, и его совершителя. И это отношение к грешнику, как к навеки проклятому, не подлежащему исправлению богоотступнику, также оказалось преодолено лишь в новозаветную эпоху, научающую нас возненавидеть грех, но возлюбить грешника – как драгоценное для Бога Его создание.

Именно в Новом Завете мы находим подлинное откровение о смысле священства и пастырского служения. Только здесь для каждого христианина открываются пути достижения богоусыновления, обожения – именно через посредство активных созидателей этого Нового Царства Христова – православных священнослужителей.

Появляются теперь – и возможность для священника совершать соединяющие нас со Христом и друг с другом Церковные Таинства, и дар осуществлять истинное пастырское душепопечение, и необходимость проповеди о явленной в мире благой вести: радостного известия о Воплощении Спасителя человеческого рода Господа Иисуса Христа.

Сам Дух Святой, Сам Бог поставляет людей в Таинстве Священства в новое преображенное достоинство, даруя им власть действовать в Церкви Христовой в согласии со степенью поданной Богом благодати. Так, святитель Григорий Богослов прямо называет рукоположенных священнослужителей помазанниками Святого Духа[99]. Епископ возлагает на них руку, содействуя, сослужа Богу, но именно сила Божия невидимо касается главы ставленника. По слову святителя Иоанна Златоуста, здесь «возлагается рука на человека; но все совершает Бог, и Его десница касается головы рукополагаемого»[100].

И теперь, обретшие, благодаря рукоположению, особые благодатные дары, получившие священный сан, христиане оказываются способны реализовать эту данную им в Таинстве силу благодати. Отныне они смогут совершать православное богослужение, в том числе и Церковные Таинства. Они будут приносить себя самих, свою жизнь в жертву Христу и ближнему, целиком посвящая себя священническому служению. Они станут созидать собственную благочестивую жизнь – как пример для подражания пастве. Они будут проповедовать истину Евангелия. Им предстоит быть духовными отцами и пастырями для своих прихожан, являя им своим служением как бы «икону» Божественного Отцовства, «икону» Творца, усыновляющего – по дару благодати – стремящихся к обожению христиан.

Уникальность дара священнической благодати заключается еще и в том, что эта благодать подается рукополагаемому в первую очередь не ради него самого, не ради его собственного Спасения, но – ради Спасения ближних. Дары благодати в других Таинствах, как правило, ведут к вхождению в Царствие Небесное одного лишь своего причастника. Но дар Таинства Священства – это как раз тот дар благодатной любви, которая «не ищет своего» (1 Кор. 13, 5), но вся целиком и без остатка жертвует себя на служение ближнему. Можно сказать, что священнический дар так ответственен и страшен именно потому, что священник может спастись лишь тогда, когда вместе с ним спасутся его пасомые. Священническая благодать – это «талант», который принесет ему пользу не тогда, когда будет сохранен им в себе, но когда будет многократно приумножен в других…

Церковная традиция, святоотеческое Предание мыслит священническое служение как высочайшее из всех доступных для христианина. Святитель Иоанн Златоуст свидетельствует об этом так: священнослужители, «люди, живущие на земле и еще обращающиеся на ней, поставлены распоряжаться небесным, и получили власть, которой не дал Бог ни ангелам, ни архангелам…»[101].

Историю появления Таинства Священства в Церкви Христовой мы можем проследить по Евангельскому Откровению. Читая новозаветные повествования об избрании Господом 12 апостолов, о первом даровании апостолам Святого Духа (Ин. 20, 22—23), об особом благословении Господом учеников – с поднятием Им в благословляющем жесте рук – при Вознесении (Лк. 24, 50), наконец, о таинственном событии Пятидесятницы, именуемой «днем рождения Церкви», мы узнаем, как рождалось новозаветное установление Священства.

С тех пор преемство благодати священнического служения передается в Церкви от апостолов и до наших дней через хиротонию. Апостолы же получили эту благодать от Самого Господа Иисуса Христа, Который является истинным Главой церковной иерархии, Небесным Архиереем и Возглавителем всей полноты Православной Церкви.

По свидетельству книги Деяний, Таинство Хиротонии совершалось в Церкви с самых начальных лет ее существования. Вот некоторые из содержащихся в новозаветной Священной истории свидетельств о первых рукоположениях. «В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» (Деян. 13, 1—3). Апостолы Павел и Варнава, «проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников… обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и [поучая], что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян. 14, 21—23).

Апостол Павел в своих посланиях призывает священнослужителей с особым благоговением относиться к полученным ими через рукоположение благодатным дарам и трепетно их хранить. «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1 Тим. 4, 14); «...напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2 Тим. 1, 6). По словам Апостола, рукополагаемые должны быть обучены основам веры и духовно испытаны: «Рук ни на кого не возлагай поспешно» (1 Тим. 5, 22). По учению апостола Павла, священнослужители должны отвечать самым высоким моральным требованиям: «...епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1, 7—9).

В соответствии с канонами Православной Церкви, существует целый ряд препятствий, ограничивающих возможность рукоположения в степени священства. Рукополагаемый человек должен быть духовно опытен (достичь определенного возраста и быть научен основам православного вероучения); соблюсти чистоту христианского исповедания (например, в прошлом не отступать от Православия); должен быть морально незапятнан (не совершать прежде тяжких грехов вроде убийства или блуда); у него не должно быть никаких физических недугов, затрудняющих священнослужение (например, слепоты). Также кандидат в священники не может быть второбрачным или оказаться женатым на разведенной женщине. Впрочем, по воле правящего архиерея действие этих канонов может быть в той или иной мере смягчено.

Издревле люди для рукоположения избирались самими апостолами или их учениками. Позднее кандидаты на рукоположение начали предлагаться народом или клиром местных церквей. Община имела право сама избрать себе епископа, а присутствовавшие епископы подтверждали законность этого избрания. Затем предложенный кандидат получал утверждение главы поместной Церкви и рукополагался теми самыми епископами, которые подтвердили законность выборов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал