![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Доступность правоохранительной помощи
4.1. Достижение положительных результатов работы по противодействию преступности и обеспечению правопорядка невозможно без проведения модернизации уголовного, уголовно-процессуального и административного законодательства. По мере изменения действующего уголовного и уголовно-процессуального законодательства предлагается осуществлять развитие следственных подразделений органов внутренних дел. В целях повышения эффективности исполнения органами внутренних дел административного законодательства, исключения несвойственных органам внутренних дел функций также требуется совершенствование законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях и соответствующей нормативной правовой базы МВД России. 4.2. Исходя из требований международно-правовых документов ООН, Совета Европы, ОБСЕ, целью реформирования и развития системы юстиции, правоохранительных органов во всех странах является обеспечение доступа граждан к правосудию и его эффективное функционирование. Для достижения этой цели предлагается: во всех отделах полиции оборудовать комнаты для заявителей с информационными стендами, вспомогательной литературой, с привлечением дежурных следователей и дознавателей, которые должны оказывать гражданам помощь в составлении необходимых документов, разъяснении законодательных актов о правах потерпевших; внедрить формализованные бланки заявлений и сообщений граждан и организаций о преступлениях и лицах, пропавших без вести; усовершенствовать систему информирования потерпевших о принятых по заявлениям мерах, установить персональную ответственность сотрудников органов внутренних дел за направление поверхностных и формальных ответов заявителям; провести аудит технических и финансовых возможностей органов внутренних дел в плане организации современного рабочего места сотрудника-оператора по приему и учету заявлений и сообщений о преступлениях, иных правонарушениях и происшествиях (наличие помещений, линий связи, серверов, компьютеров и т.п.); паспортизировать все дежурные части органов внутренних дел. 4.3. Следует рассмотреть возможность внедрения стационарных автоматизированных пунктов полиции (пункта спасения) – проект «Автоматизированный городовой» (проект будет реализовываться в пределах текущего бюджетного финансирования), в которых граждане могли бы через электронные терминалы подавать заявления и сообщения о преступлениях, правонарушениях и иных чрезвычайных ситуациях. 4.4. Дальнейшее развитие системы учета и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях предполагает введение международных стандартов, действующих в большинстве стран Европы, а также в США по этим вопросам. Представляется необходимым подготовить проект федерального закона о внесении изменений в уголовно-процессуальное законодательство. Для разработки правовых новаций необходимо тщательно изучить существующий зарубежный опыт организации уголовного судопроизводства; выбрать наиболее оптимальную для нашей страны модель; определить комплекс требуемых изменений в действующее уголовно-процессуальное законодательство и с учетом экономической составляющей процесса перехода на нее обсудить такую возможность со всеми заинтересованными ведомствами – участниками уголовно-процессуальных отношений, широкой общественностью. 4.5. Возможно рассмотрение процессуальной модели, согласно которой по поступившему заявлению, сообщению о преступлении следователь, дознаватель, орган дознания начинают производство по уголовному делу. Фактически возникает необходимость отказаться от института возбуждения уголовного дела в российском понимании, трансформировав его в институт начала уголовного судопроизводства. Данный институт должен включать следующую систему действий, реализуемую органами дознания на основе закона и с учетом конституционных гарантий прав человека: 1) принятие, регистрация сообщения о преступлении; 2) проверка сообщения о преступлении – собирание доказательств; 4.6. Изменение системы учета и регистрации преступлений должно сопровождаться введением новых критериев эффективности деятельности полиции и органов внутренних дел в целом. Новыми критериями оценки эффективности должны стать показатели выявления реального количества преступлений и иных правонарушений (снижения уровня их латентности), своевременности и качества реагирования на них, а также полноты и быстроты восстановления законных интересов заявителей. 4.7. Данные критерии должны подкрепляться результатами и показателями, вытекающими из изучения мнения граждан о личной безопасности и деятельности органов внутренних дел на основе вневедомственных источников информации (социологических опросов и мониторинга СМИ). Исходя из международных требований (ООН, Совет Европы, ОБСЕ) оценка эффективности деятельности сотрудника полиции должна в первую очередь учитывать его способность работать с проблемами местного населения и умение вовлекать местных жителей в процесс охраны правопорядка. Работу руководителей органов внутренних дел всех уровней оценивать с учетом их общественного рейтинга. Оценку уровня доверия полиции со стороны населения проводить независимыми социологическими службами (по контракту) с обязательным проведением контрольных замеров ведомственными научно-исследовательскими организациями, обращая особое внимание на оценку уровня удовлетворенности населения полицейским обслуживанием, готовности к сотрудничеству с полицией, ощущения безопасности (тревоги) по поводу возможных противоправных посягательств. Предлагается шире использовать для получения такой информации возможности и материалы общественных приемных ГУ, УМВД России по субъектам Российской Федерации, информацию молодежных и ветеранских организаций, учебных заведений, результаты мониторинга в интернет-среде. 4.8. Для более объективной оценки эффективности результатов правоохранительной деятельности следует вернуться к ведомственным и внешним наработкам в области оценок динамики латентности преступности, своевременности и качества реагирования полиции на заявления и сообщения о преступлениях и иных правонарушениях, полноты и быстроты восстановления законных интересов потерпевших, в том числе основанных на применении методов моделирования и прогнозирования социальных процессов (факторный и кластерный анализы, теория распознавания образов и другие).
|