Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Драбкин Я.М. Перевозка грузов морем. М., 1962.
Очная форма обучения 3 курс Специальность 180 403
Учебная дисциплина" Технология морских перевозок"
КУРСОВАЯ РАБОТА Расчет загрузки судна
т/х " КАПИТАН ЯКОВЛЕВ" Пояснительная записка ТМП 010 - 15. 00. 00ПЗ
Руководитель курсовой работы С.Е.Цветков Нормоконтроль Е.В.Ануфриева Разработал курсовую работу Э.А.Эйвазов
Курсант Э.А.Эйвазов выполнил и защитил курсовую работу с оценкой ______ от _____________
Проверил работу _____________
СОДЕРЖАНИЕ
1 Содержание 2
2 Техническое задание и исходные данные 3
3 Эксплуатационно-технические данные о судне 4
4 Расчёт расстояния перехода 6
5 Характеристика грузов 7
Расчёт чистой грузоподъемности 11
7 Расчёт факультативных грузов 13
8 Распределение грузов по трюмам 15
9 Описание правил погрузки и мер предосторожности, необходимых в пути следования для сохранной перевозки, мер по охране окружающей среды 17
10 Расчёт и проверка дифферента на момент отхода и прихода судна 21
11 Расчёт и проверка остойчивости на момент отхода и прихода судна 25
12 Построение диаграммы статической остойчивости 30
13 Сравнение показателей остойчивости с требованиями норм Регистра Российской Федерации 31
Список используемой литературы 32
Приложения: Приложение 1 Чертеж грузового плана 33 Приложение 2 Диаграмма статической остойчивости 34
Лист регистрации изменений 35
2 ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ И ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ 3. ЭКСПЛУАТАЦИОННО – ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ О СУДНЕ т/х“КАПИТАН ЯКОВЛЕВ”
Таблица 1. Технические данные.
Сведения взяты из [5]
Таблица 2 – Данные по трюмам
Сведения взяты из [5]
Таблица 3 – Данные по люкам
Сведения взяты из [5]
4.РАСЧЁТ РАССТОЯНИЯ ПЕРЕХОДА
4.1.Определение по карте зон и сезонных районов грузовых марок, действующих на трассе в период рейса
Определяем коэффициент штормового запаса Кшт., выбираем из [12], исходя из условий и района плавания. Переход осуществляется в зимний период.
Кшт. = 1, 3
4.2.Расчёт расстояния между портами
Рига - Скаген - 621 миля Скаген – Флиссенген - 478 миль
Расстояния выбраны из [7]
Итого: Протяжённость узкостей - 85миль Кратчайшее расстояние между портами - 1278мили
Сведения выбраны из [7]
5.ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУЗОВ
5.1.Основные свойства груза
5.1.1 Целлюлозу к морской перевозке предъявляют в виде пластин, упакованных в кипы массой 150-200кг. В зависимости от степени просушки целлюлоза содержит то или иное количество влаги, которую она очень легко отдает. Целлюлоза выделяет влагу не только в результате испарения, но и в результате «отжима» нижних слоев верхними, если штабель целлюлозы в трюме достаточно большой. Перед погрузкой целлюлозы на судно особое внимание следует уделить чистоте льяльных колодцев и исправной работе осушительной системы. Целлюлоза легко впитывает избыточную влагу. Кипы при намокании разбухают и могут разорвать стягивающие ленты, что резко понижает качество груза. Пластины целлюлозы при подмочке плесневеют и загнивают. Обычно кипы целлюлозы обертывают в два слоя небеленой целлюлозой и стягивают двумя полосами стальной ленты или четырьмя поясами стальной проволки. Прием и сдача груза производятся счетом мест. Масса целлюлозы может сильно отличатся в момент приемки и в момент сдачи груза из-за различной влажности. Удельный погрузочный объем целлюлозы в кипах средней влажности составляет около1, 61 м3 /т. При перевозке целлюлозы, как правило, при полном использовании кубатуры судна не полностью используется грузоподъемность. По этой причине целлюлозу иногда перевозят на палубе. Для предотвращения воздействия морской воды на груз его целесообразно укладывать на крышки трюмов и укрывать брезентом. Сведения взяты из (2.ст.128)
5.1.2. Мел в мешках. Относится к категории грузов, боящихся подмочки и сырости, его необходимо оберегать от действия воды, осадков и соседства с грузами, выделяющими влагу. Мел является тяжёлым грузом. Мел в бумажных мешках разрешается грузить не более 13 рядов. Перед погрузкой необходимо произвести тщательную сухую зачистку трюмов и их просушку. Мел принимается на судно счетом мест. В процессе погрузки необходимо следить за качество тары. Мел в мешках грузится по правилам погрузки мешковых грузов. Если мел в мешках перевозится в трюмах, не имеющих деревянного настила и рыбинсов то он должен быть отделён от второго дна, бортов и металлических частей набора при помощи деревянных прокладок во избежание порчи от отпотевания. Для грузовых работ с мелом в мешковой таре должны применятся площадки При транспортировке мела запрещается: А)перевозка мела на палубе независимо от рода и качества тары. Б)производство грузовых работ в дождливую или снежную погоду. Сведения взяты из (1.ст.234)
5.1.3. Рубероид (рулоны). Рубероид является генеральным грузом. Перевозится в рулонах. В общей грузовой массе, находящейся на морском транспорте продукция этой промышленности в весовом отношении имеет большую долю, но по своей ценности, а также по доходам от перевозки она занимает большой удельный вес в грузообороте морского флота. Грузы, предъявляемые этой промышленностью к морским перевозкам, отличаются также и трудоёмкостью их переработки вследствие особых свойств перевозимых товаров. Рубероид упаковывают в пачки и рулоны которые обтягивают крепкой мешковиной или рогожей и перевязывают крестообразно прочным тонким линем. Рулоны должны иметь пломбы грузоотправителя. Сведения взяты из [1, с.176]
5.1.4. Войлок (кипы). Войлок-продукт растительного происхождения. Для перевозки морем войлок спрессовывается в тюки, которые должны быть обшиты тканью со всех сторон и скреплены тонкими железными полосками или проволкой. Концы проволки должны быть скручены у утоплены внутрь тюка, чтобы избежать повреждению упаковки и образование искр при трении с соседними тюками. Размер тюков и их вес колеблются от 142 кг при объеме 0, 39 м3 до 300кг при объеме 0, 61м3, поэтому перед погрузкой необходимо уточнить объем и размер тюков, подлежащих перевозке, чтобы заранее можно было распределить войлок по трюмам с расчетом максимального использования полезной кубатуры. Перевозка непрессованного войлока воспрещается. Также воспрещается перевозка войлока в неисправной таре или с неполной обшивкой. Перед погрузкой тюки войлока должны тщательно осматриваться грузовым помощником капитана на берегу, и все тюки мокрые с поврежденной упаковкой, неясными марками и сорванными железными обручами не должны приниматься к погрузке. В ряде стран при поступлении войлока, зашитого в джутовую ткань портовые санитарные власти требуют предъявление сертификата о том, что ткань для обшивки применена новая, в противном случае требуется дезинфекция всей партии груза. Если тюки вскрывались для взятия образцов, то места должны обязательно зашиваться только новым материалом. Для перевозки войлока морем не требуется выделения какого-либо специального тоннажа, однако рекомендуется использовать судна с большой удельной грузовместимостью в связи со значительным погрузочным объемом войлока. Войлок в тюках. Большое количество разных товаров перевозится в тюках различных размеров. Более ценные товары, будучи спрессованные в тюки, обшиваются сверху джутовой или хлопчатобумажной тканью и стягиваются стальными шинами; менее ценные после прессовки стягиваются только стальными и не чем не обшиваются. Тюки должны укладываться плашмя, вдоль судна, ровными рядами, идущими от борта к борту. Однако в последнем ярусе их укладывают на ребро или даже слоями, если таким образом можно сэкономить место. Если поверх тюка предполагается погрузить какой-либо другой груз, то необходимо устроить хороший настил, чтобы верхний груз не осел на тюках (особенно если тюки мягкие) и не получил повреждения от нарушения укладки. Сведения взяты из (2 стр 261-264)
5.2.Характерные особенности в укладке грузов, высота штабелирования. До начала погрузки грузовые помещения должны быть тщательно очищены от мусора. Пыли. Провентилированы и просушены. Если трюмы или иные грузовые помещения были недавно крашены, то в них можно грузить войлок только при полной уверенности, что краска просохла; в противном случае войлок грузить запрещается, так как впитав в себя оливу из непросохшей краски, он может самовоспламенится. Трюмы, подготовленные для приемки войлока, должны иметь исправный плотный деревянный настил. В течение всего процесса погрузки и перевозки тюки надлежит предохранять от соприкосновения с металлическими частями корпуса при помощи брезентов, рогож и тонких досок. Не допускается применение в качестве «подтоварника» сырого леса, а также применение сырой или имеющей масляные пятна сепарации. Сведения взяты из (1стр.233.)
6.РАСЧЕТ ЧИСТОЙ ГРУЗОПОДЪЁМНОСТИ
6.1.Расчёт ходового времени
6.1.1.Ходовое время t х, сут, определяем по формуле [12, с.6] S S узк t х = + + t ман, (6.1) Vгр Vузк где S - кратчайшее расстояние между портами [7], миля Sузк - расстояние, приходящееся на узкости [7], миля Vгр - скорость судна в грузу (см. c.4), уз Vузк - скорость судна в узкостях [12], уз tман - продолжительность швартовок, отшвартовок [12], ч 1278 85 tx = ---------- + -------- +0.2 =5.5(суток) 12.5*24 4*24
6.2.Расчет запаса топлива на рейс
6.2.1.Запас топлива на рейс mT, т, определяем по формуле [12, с.6] mT = Kшт × qxT × tx, (6.2) где Кшт - коэффициент штормового запаса [12] qxT - суточный расход топлива на ходу (см. c.4), т/сут mT = 1, 3 × 9, 0 × 5, 5 = 65 т
6.3.Расчет запасов воды на рейс
6.3.1.Запас воды на рейс mB, т, определяем по формуле [12, с.6] mB = Кшт × qxВ × tx, (6.3) где q xB - суточный расход воды на ходу (см. c.4), т/сут mв = 1, 3 × 5 × 5, 5 = 36 т
6.4 Расчёт общих запасов на рейс
6.4.1.Общие запасы на рейс mзап, т, определяем по формуле [12, с.6] mзап = mт+ mв + mэ + mпр, (6.4) где m э - вес экипажа [5], т m пр - прочие запасы [5], т
m зап = 65 + 36 + 2 + 10 = 113 т
6.5Расчёт полной грузоподъёмности
6.5.1.Дедвейт ∆ w, т, определяем по формуле [12, с.7]
∆ w = ∆ - ∆ o, (6.5) где ∆ - водоизмещение на установленную грузовую марку (см. с.4), т ∆ о - водоизмещение судна порожнем (см. с.4), т
∆ w = 7430 – 3292 = 4138 т
6.6Расчёт чистой грузоподъёмности
6.6.1.Чистая грузоподъемность ∆ ч, т, определяем по формуле [12, с.7]
∆ ч = ∆ w - m зап, (6.6)
∆ ч = 4138 – 113 = 4025 т
7.РАСЧЕТ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ГРУЗОВ
7.1.Расчет обязательных грузов
7.1.1.Обязательные грузы mоб. гр, т, определяем по формуле [12, с.7] mоб. гр = m1 + m2, (7.1) где m1 - вес первого обязательного груза (см. с.3), т m2 - вес второго обязательного груза (см. с.3), т mоб. гр = 850 + 600 = 1450 т
7.2. Расчет объёма, занимаемого обязательными грузами
7.2.1.Объем, занимаемый обязательными грузами Wоб. гр, м3, определяем по формуле [12, с.7] Wоб. гр = m1 × u1 + m2 × u2, (7.2) где u1 - удельный погрузочный объем первого обязательного груза (см. с.3), м3/т u2 - удельный погрузочный объем второго обязательного груза (см. с.3), м3/т Wоб. гр = 850 × 1, 88 + 600 × 1, 25 = 2348 м3
7.3.Расчет остатка грузоподъемности для факультативных грузов
7.3.1.Остаток грузоподъемности для факультативных грузов mф. гр., т, определяем по формуле [12, c.7] mф. гр. = ∆ ч. - mоб. гр. (7.3) mф. гр. = 4025 - 1450 = 2575 т
7.4. Расчет остатка грузовместимости для факультативных грузов
7.4.1.Остаток грузовместимости для факультативных грузов Wф. гр., м3, определяем по формуле [12, c.7] Wф. гр. = W - Wоб. гр., (7.4) где W - грузовместимость грузовых помещений (см. с.5), м3 Wф. гр. = 5539 - 2348 = 3191 м3
7.5. Расчет масс и объемов, занимаемых факультативными грузами
7.5.1. Масса тяжелого факультативного груза mт , т, определяем по формуле [12, c.8] mф. гр. × uл - Wф. гр. mт =, (7.5) uл - uт где uл - удельный погрузочный объем легкого факультативного груза (см. с.3), м3/т uт - удельный погрузочный объем тяжелого факультативного груза (см. с.3), м3/т 2575 × 6, 4 - 3191 mт = = 3347 т 6, 4 - 2, 43 7.5.2. Объём тяжелого факультативного груза Wт, м3, определяем по формуле [12, c.8] Wт = mт × uт, (7.6) Wт = 3347 × 2, 43 = 8133, 2 м3 7.5.3.Масса легкого факультативного груза mл, т, определяем по формуле [12, c.8] mл = mф. гр - mт, (7.7) mл = 2575 - 3347 = -772 т 7.5.4.Объем легкого факультативного груза Wл, м3, определяем по формуле [12, c.8] Wл = mл × uл, (7.8) Wл = 772 × 6, 4 = 4940, 8м3 Расчет показывает, что масса факультативного тяжёлого груза превышает погрузку судна по грузоподъемности. Принято решение продолжить погрузку по грузовместимости.
8.РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ГРУЗОВ ПО ТРЮМАМ
8.1.Расчет массы грузов для каждого грузового помещения
8.1.1.Масса груза, которую можно грузить в трюм mг. тр, т, определяем по формуле [12, c.8] Wтр mг. тр = × ∆ ч, (8.1) W где Wтр - вместимость трюма для генеральных грузов (киповая) (см. с.5), м3 1 трюм mг. тр = × 4025 = 1230 т 2 трюм mг. тр = × 4025 = 1631 т 3 трюм mг. тр = × 4025 = 1165т
8.2. Размещение грузов по трюмам
Таблица 4 Размещение грузов по трюмам
Рассчитанные в разделе 7.5 грузы размещены по трюмам (см. П1)
9.ОПИСАНИЕ ПРАВИЛ ПОГРУЗКИ И МЕР ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ, НЕОБХОДИМЫХ В ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ ДЛЯ СОХРАННОЙ ПЕРЕВОЗКИ, МЕР ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
9.1. Описание правил погрузки
Перед погрузкой верхняя палуба должна быть освобождена от всяких посторонних предметов, препятствующих грузовым работам или размещению груза на палубе. Судовые грузовые средства (стрелы или краны с такелажем, грузовые лебёдки и так далее) должны быть проверены и приведены в рабочее состояние силами судового экипажа. Исправность, надёжность и грузоподъёмность судовых грузовых средств должны быть подтверждены документами. Перед началом грузовых операций люки должны быть открыты, т. е. брезенты, люковые бимсы и лючины сняты и уложены в надлежащем порядке на палубе у комингсов люков на том борту, где грузовые работы не производятся. Во время грузовых работ при больших размерах люков часть съёмных бимсов оставляют на местах. Чтобы не сорвать их со своего места грузом или случайно зацепившимся грузовым гаком, их необходимо обязательно надёжно закрепить в своих гнёздах болтами с навинченными гайками или иным способом. Трюма и места грузовых работ должны быть хорошо освещены. Для освещения используются местные и переносные лампы и люстры. Местные лампы в грузовых трюмах должны устанавливаться под подволок между бимсами и защищаться надёжной арматурой. Если электропроводка к ним сделана из неосвинцованного бронированного кабеля, то она должна быть защищена металлическими трубками. Каждое грузовое помещение должно иметь отдельный выключатель (общий для всех ламп), помещённый в специальную герметическую коробку. Штепсели для переносных ламп также должны быть заключены в герметические коробки. Обязательно перед погрузкой проводится инструктаж трюмных матросов и тальманов. При погрузке-выгрузке громоздких грузов (трубы, заготовки металлические, рельсы, шпунт, балки и так далее) иногда повреждаются мерильные и воздушные трубки, идущие из танков и льял. Чаще повреждаются мерительные трубки, расположенные у поперечных переборок или у трюмных трапов, - воздушные трубки, так как они отчасти защищены рыбинсами. При подаче груза на судно и укладке его в трюмах и на палубе следует обращаться с ним осторожно, а также не допускать поломок и повреждений оборудования судна и его устройств. Стивидор обязан производить погрузку с помощью тех технических средств и приспособлений, которые отвечают характеру и свойствам груза, степени прочности тары, и должен следить за исправным состоянием этих средств. Применение крючьев нельзя допускать: при перегрузке грузов в мягкой упаковке (мешки, кули, кипы, тюки), в фанерных ящиках, в картонной упаковке, в стеклянной таре и бумаге в рулонах; при перегрузке грузов огнеопасных, взрывчатых, едких, ядовитых, ломких, хрупких; при погрузке лабораторных и оптических приборов и инструментов, пассажирского багажа и других грузов, которые могут быть повреждены при пользовании крючьями. При застропке грузы следует укладывать на стропе ровно, чтобы предотвратить выскальзывание и падение их во время подъёма. Подъём и опускание следует производить плавно, без рывков и раскачивания, чтобы избежать ударов и не задеть грузом за комингсы люков, фальшборт и другие части судна, что может быть причиной повреждений грузов, судна и обрыва грузозахватных приспособлений. Во время опускания-подъёма груза никто не должен находится на просветах трюмов. При погрузке ящиков рекомендуется на один подъём укладывать ящики одинакового размера и веса; высота и форма подъёма должны обеспечить неподвижность грузовых мест при опускании их в трюм судна и при расстропке. Ящичные грузы обычно укладывают на универсальные площадки, пользование которыми резко снижает случаи повреждений грузов. Сведения взяты из [1]; [2]
9.2. Обеспечение сохранности грузов
Забота судового экипажа о сохранности груза не прекращается с окончанием погрузки. Наоборот, именно с этого момента дальнейшая судьба груза, его сохранность, качество зависят от того, сможет ли экипаж судна обеспечить для этого груза наилучшие условия перевозки. Мероприятия экипажа по обеспечению сохранности груза в пути следования сводится к следующим основным положениям. При перевозке палубных грузов необходимо: каждое утро осматривать крепление всех палубных грузовых мест, выбирать образовавшуюся слабину тросов, крепящих груз, подбивать и подкреплять подкладки и упоры, если они ослабли; во время свежей погоды когда судно испытывает качку, необходимо специально выделять опытного вахтенного матроса, который непрерывно в течении всей вахты должен обходить палубы и вести тщательной наблюдение за состоянием палубного груза и его креплением. При перевозки газовыделяющих грузов необходимо: тщательно вентилировать грузовые помещения через вентиляторы, для чего следует всегда правильно держать их развёрнутыми; при хорошей погоде открывать на люках по несколько лючин для лучшего проветривания трюмов и удаления скопившихся газов; не курить около вентиляторов и открытых люков и не разводить около них огня; перед спуском в трюм грузчиков проверить газоанализатором концентрацию вредных газов в грузовом помещении во избежание несчастных случаев с людьми. При перевозке грузов подверженных самовозгоранию, необходимо тщательно следить за температурой воздуха в грузовых помещениях и при повышении температуры немедленно принимать меры в зависимости от характера груза и его особенностей. При перевозке гигроскопических грузов необходимо: тщательно следить за температурой воздуха и его влажностью в трюмах; путём усиления, ослабления или полного прекращения вентиляции грузовых помещений предупреждать отпотевание или чрезмерное повышение сухости воздуха, так как и первое, и второе приведут к потере грузом своих качеств. Данные взяты из [2], [10].
9.3. Перевозка генеральных грузов
Прием судном генерального груза к перевозке начинается с тщательного осмотра его на берегу. При этом представитель судовой администрации, выполняющий осмотр, не должен забывать о том, что сохранность перевозки в первую очередь определяется исходным качеством груза – осмотр должен проводиться с исключительным вниманием. Отгрузка генеральных грузов на судно ведется строго по коносаментным партиям, которые должны надежно сепарироваться в трюме. Подбирая материал для сепарирования отдельных партий, следует учитывать физико-химические свойства грузов. Нельзя использовать брезенты и другие материалы, препятствующие свободному движению воздуха, в случае, когда для обеспечения сохранности данного груза требуется активная вентиляция. Для перегрузки следует использовать такие грузозахватные приспособления, применение которых исключает возникновение механических повреждений тары и упаковки. Перед погрузкой или выгрузкой производится подробный инструктаж тех лиц судового экипажа, которые назначаются в качестве тальманов. Нельзя допускать применения крючьев, бросать и волочить отдельные грузовые места, ходить непосредственно по грузу. Правильная укладка груза состоит в том, чтобы при максимальном использовании грузовместимости была обеспечена сохранность его перевозки, т.е. чтобы: не возникло механических повреждений в результате давления верхних слоев на нижние или смещения грузов во время качки, был обеспечен доступ воздуха к каждому грузовому месту. В зависимости от вида груза применяются мешки из различных материалов: джутовые, бязевые, из крафт-бумаги обыкновенной, из крафт-бумаги битумированной, рогожные кули. Мешки легко поддаются всякого рода механическим воздействиям, в результате которых они повреждаются: рвутся, перетираются, лопаются по швам. Поэтому не редко применяют двойную упаковку, например, муку перевозят в бязевых мешках, упакованных, в свою очередь, в джутовые. Следует учитывать, что мешок, даже если он многослойный, в основном служит для выделения определенной части сыпучего груза в самостоятельное грузовое место и не обеспечивает защиты содержащегося в нем продукта от воздействия внешней среды, в частности от увлажнения. Поэтому при укладе мешкового груза должны быть приняты меры к предотвращению его порчи от подмочки. Для этого под нижний слой груза обязательно должны быть помещены подкладки. Мешки укладываются плашмя вдоль или поперек судна " мешок на мешок" в случае перевозки груза, требующего достаточно интенсивной вентиляции, образуя штабеля, которые выкладывают по всей ширине трюма от поперечных переборок к его центру. Когда вся площадь трюма выложена штабелем в шесть – семь ярусов, поверх груза укладываются доски, и укладка продолжается. Примыкающие к бортам мешки укладываются только поперек судна, с таким расчетом, чтобы в случае отпотевания мокли лишь концы мешков, что позволит свести до минимума возможную порчу. Если мешковой груз занимает лишь часть трюма, то для большей прочности штабеля угловые мешки в наружных рядах выкладывают крест-накрест. При перегрузочных работах следует принимать меры предосторожности: запрещается пользоваться крючьями, швырять мешки силой, сбрасывать их с большой высоты, применять металлические стропы, используя лишь площадки или сетки из растительных концов. Сведения взяты из [1]
9.4.Меры по охране окружающей среды
Основным документом, включающим в себя меры по охране окружающей среды для моряков, является Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов МАРПОЛ 73/78. Конвенция состоит из трёх книг. Книга первая содержит текст положений и 5 приложений. Книга вторая содержит толкования КЗМС (Комитета по защите морской среды), а также руководство по выполнению её положений. Приложение I «Правила предотвращения загрязнения нефтью». Приложение II «Правила предотвращения загрязнения вредными жидкими веществами, ядовитыми, перевозимыми наливом» распространяет требования на все суда, занятые перевозкой вредных жидких веществ наливом, независимо от вместимости таких судов. Перечень веществ, попадающих под действие приложения II, содержит 178 наименований. В зависимости от степени опасности для морской среды все они разделены на 4 категории: A, B, C и D. Для каждой категории устанавливаются особые правила сброса. Приложение III «Правила предотвращения загрязнения вредными веществами перевозимыми морем в упаковке, в грузовых контейнерах, съемных танках, автодорожных и железнодорожных цистернах» распространяется на все суда. Грузовые контейнеры и тара, предназначенные для вредных веществ, должны быть такими, чтобы, с учетом свойств содержащегося в них груза, сводить к минимуму опасность для морской среды. 10.РАСЧЁТ И ПРОВЕРКА ДИФФЕРЕНТА НА МОМЕНТ ОТХОДА И ПРИХОДА СУДНА
10.1.Расчет дифферента на отход
Таблица 5
Данные (см. таблицу 4), (см. П1), [6]
10.2.Определение осадок и дифферента на отход 10.2.1. Дифферент судна на отход, δ α , м, определяем по формуле [12, с.11]
δ α = dн - dк, (10.1)
где dн - осадка носом [6], м dк - осадка кормой[6], м
δ α = 5, 15 – 5, 72= – 0, 57 м
Осадки взяты по диаграмме для Мх =--4770, 8 и D= 6005, 6
Таблица 6
Данные (см. таблицу 5), (см. П1), [6]
10.3.Определение осадок и дифферента на приход
10.3.1. Дифферент судна на приход, δ α , м, определяем по формуле (10.1)
δ α = 5, 18 – 5, 58 = – 0, 4м
Осадки взяты по диаграмме для Мх = -2746, 7 и D= 5928.6
11.РАСЧЕТ И ПРОВЕРКА ОСТОЙЧИВОСТИ НА МОМЕНТ ОТХОДА И ПРИХОДА СУДНА
11.1.Расчет остойчивости на отход
Таблица 7
Таблица составлена по данным из [6], (см. с.3), (см. П1)
11.2.Расчёт координат центра тяжести судна
11.2.1.Координаты центра тяжести судна Zд, м, определяем по формуле [12, с.13] ∆ o × Zдо + ∑ mi× Zдi Zд =, (11.1) ∆ o + ∑ mi
3292 × 8, 15 + 2713, 6 × 4, 04 Zд = = 6, 29 м 3292 + 2713, 6
11.3. Расчет начальной метацентрической высоты
11.3.1.Начальная метацентрическая высота h, м, определяем по формуле [12, c.13] h = Zm - Zд, (11.2) где Zm - отстояние поперечного метацентра от ОП [5], м
h = 7, 56 - 6, 29 = 1, 27 м
11.4.Определение поправок на влияние свободных поверхностей жидкости
Δ h = Yж · jх (11.3)
где hj поправка на влияние свободной поверхности цистерны Yж плотность жидкости.т/м³
jх момент инерции.м. (L·b³) 12
jx = (8.4 ·125) / 12 = 83.4 (топливо)
jx = (4 · 125) /12 = 50 (вода)
Δ — водоизмещение судна, т.
Δ h = Δ h1 + Δ h2 = 0, 02
Δ h1 =(0.95 · 83.4) / 6005.6 (топливо) Δ h2 = (1 · 50) / 6005.6 (вода) Δ h1 ≈ 0.01 (топливо) Δ h2 ≈ 0.01(вода)
11.5. Определение исправленной высоты
11.5.1.Определяем hисп по формуле [12, с13]. (11.4)
hисп = h + Δ h
где Δ h — всегда отрицательная величина, м
hисп = 1, 25м
11.6. Определение допустимого момента
11.6.1. Допустимый момент Мд. доп., тм, выбираем из [6]
Δ w = Δ Δ 0
Δ w = 6005.6 3292 = 2713, 6
Σ Mx исп / 2 = 44800, 8/2 = 22400, 4
По графику допустимых изгибающих моментов Находим точку для Δ w и Σ Мх
Вывод: Судно удовлетворяет нормам остойчивости Регистра РФ
11.7.Определение допустимой метацентрической высоты
11.7.1.Допустимую метацентрическую высоту hдоп., м, выбираем из [6] по ∆ и Мд. исп.
hдоп. = 0, 4 м
Получаем hдоп. < hисп., груз размещен правильно.
11.8. Расчет остойчивости на приход
Таблица 8
Таблица составлена по данным из [6], (см. с.3), (см. П1)
11.9. Расчет координат центра тяжести судна
11.9.1.Координаты центра тяжести судна Zд, м, определяем по формуле
3292 × 8.15 + 2636, 6 × 3, 95 Zд = = 6, 28м (11.6) 3292 + 2636, 6
11.10. Расчет начальной метацентрической высоты
11.10.1.Начальную метацентрическую высоту h, м, определяем по формуле
h = 7, 56 - 6, 28 =1, 28 м (11.2)
11.11.Определение поправок на влияние свободных поверхностей жидкости
11.11.1. Поправку на влияние свободных поверхностей жидкости Берем 0, 02 т.к осталось 30% шт.запаса.
11.12.Определение исправленной высоты 11.12.1. hисп = 1, 26м (11.4)
11.13.Определение допустимого момента
11.13.1.Допустимый момент Мд. доп., тм, выбираем из [6], используя формулу (11.3) ∆ w = 5928 – 3292 = 2636 тм Σ Mx/ 2 = 42776, 8/2=21388, 4
Судно удовлетворяет нормам остойчивости Регистра РФ.
11.14. Определение допустимой метацентрической высоты
11.14.1.Допустимую метацентрическую высоту hдоп., м, выбираем из [6] по ∆ и Мд. исп. hдоп. = 0, 49 м
Получаем hдоп. < hисп., груз размещен правильно.
12.ПОСТРОЕНИЕ ДИАГРАММЫ СТАТИЧЕСКОЙ ОСТОЙЧИВОСТИ
Для построения диаграммы статической остойчивости использовалась универсальная диаграмма статической остойчивости из [6] Построение диаграммы (см. П2)
Таблица 9
Данные взяты из [6]
13.СРАВНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОСТОЙЧИВОСТИ С ТРЕБОВАНИЯМИ НОРМ РЕГИСТРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Таблица 10
Данные взяты из (см. П2)
Вывод: Расчеты удовлетворяют требованиям Морского Регистра судоходства РФ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Белоусов Л.Н., Корхов Я.Г. Технология морских перевозок грузов. М., 1972.
Драбкин Я.М. Перевозка грузов морем. М., 1962.
3 Нунупаров С.М. Предотвращение загрязнения моря судами. М., 1979
4 Общие и специальные правила перевозок грузов 4-м, том 2. Специальные правила. М., 1988.
5 Основные технико-эксплуатационные данные судов пароходства. Архангельск, 2003
6 Т 15/50. Информация об остойчивости и прочности судна. Т/х " Капитан Лусь" / Одобрено Регистром СССР, Россия, 1993.
7 Таблицы морских расстояний. / Под ред. Б.Л. Беркутова. Служба ВМФ, 1958.
8 ГОСТ 8.417-81 Единицы физических величин.
9 ГОСТ 2.004-88 Общие требования к выполнению конструкторских и технологических документов на печатающих и графических устройствах вывода ЭВМ.
10 Конвенция МАРПОЛ 73 / 78. Книги I, II, III. СПб., 1998.
11 Р 50-77-88 Правила выполнения диаграмм.
12 Методические рекомендации по курсовому проектированию по предмету " Технология морских перевозок". / Под ред. Т.М. Стиллинь. Архангельск, 1995.
13 Шаблон пояснительной записки курсовой работы «ТМП» (з / отд.) по спец. 24. 05. 01 на магнитном носителе для ЭВМ. / Под ред. Н.Г. Симоновой. Архангельск, 2003
14 СТП 211-096-99 Оформление курсовой работы. Введен 2000-05-04.
Приложение1 Чертёж грузового плана
|