Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задание 4. Что было центром любого славянского жилища?
Что было центром любого славянского жилища? А. Одним из важнейших мест в доме был очаг. В первых славянских поселениях очаг был открытый, выложенный камнями; позднее славяне начинают делать закрытые очаги – печи, сооружая их в дальнем от входа углу из камня или глины. Печи лучше сохраняли тепло в доме, а вот приготовление пищи в первых печах было делом проблематичным. Печи обычно делали прямоугольными или круглыми, сужающимися кверху. Первоначально в печи было только одно небольшое отверстие, сбоку, куда закладывали дрова и откуда выходил дым, распространяя по помещению тепло (топка по-черному). В это отверстие можно было просунуть полено, но для того, чтобы поставить туда горшок с варевом или испечь хлеб, оно не годилось. Такие печи использовались только для отапливания помещения. Археологи установили, что славяне пекли хлеб в нежилых помещениях со специальными хлебными печами, которые имели большое устье. Приготовление другой пищи могло проходить на обычной печи. Иногда в верхней ее части делали глиняную жаровню или отверстие, в которое вставлялся горшок. Постепенно печь совершенствовалась. Славяне научились класть печи, пригодные не только для отапливания помещения, но и для выпекания хлеба, запекания, томления продуктов и приготовления жидкой пищи. Печь стала центром, вокруг которой сосредоточивалась жизнь. Если изначально размеры печи были относительно небольшими (примерно метр на метр), то позднее ее стали делать как можно больше, устраивая на печи спальное место. Переместив печь от задней стены жилища к противоположной, к самому выходу, славяне добились того, что тепло стало равномерно распространяться по всему жилищу, а дым стал быстрее уходить из помещения. Несколько позднее над печью появилась труба-дымоход (отапливание жилища «по-белому»), благодаря которой воздух в избе стал значительно чище. Но такая печь тепла давала все-таки меньше, поэтому на протяжении многих веков у славян сохранялись «курные избы», в которых так или иначе приходилось спасаться от дыма. Выход нашли в том, что избы стали строить очень высокими – три-четыре метра от пола до крыши. Дым в таких высоких строениях поднимался вверх, а внизу воздух оставался мало задымленным. К ночи дым из верхней части избы выветривался, а тепло, удерживаемое земляной засыпкой, сохранялось до утра, поэтому именно там, на двухметровой высоте, устраивались просторные полати, на которых спали всей семьей. Днем, когда топилась печь и дым заполнял верхнюю половину избы, на полатях никого не было — жизнь шла внизу, куда все время поступал свежий воздух с улицы. В верхней части избы хранились также вещи, которые не боялись копоти, просушивались сети и т.п. Печь была одним из сакральных мест славянского жилища. Каков смысл традиции встречать гостей хлебом и солью? Б. Хлеб на Руси всегда был в почете, о чем говорят огромное количество пословиц и поговорок: «Земля – матушка, а Хлеб - батюшка», «Хлеб – всему Голова», «Без золота проживешь, а без Хлеба нет», «Хлеб да вода – богатырская еда», «Каков у хлеба, таков и у дела». У наших предков хлеб был связан с Солнцем, с плодородием, продолжением рода. К хлебу относились как к практически живому существу, он был и до сих пор остается ключевым элементом множества обрядов: свадебного, родильного, похоронного, без него не обходился ни один праздник. Хлебом – солью (соль – также символ Солнца) встречали гостей, с хлебом встречали новорожденного ребенка, клали хлеб в колыбель, брали с собой, отправляясь в дорогу, чтобы он охранял в пути, с ним начинали сеять и жать. Соль в этих ритуалах была оберёгом от нечистой силы. Тот, кто отведал с тобой хлеба с солью, не может быть врагом. Лавка и скамья – обязательные атрибуты славянского дома. Есть ли разница между этими предметами мебели? Какая? В. Разница между «лавкой» и «скамьёй» есть. Лавка неподвижно укреплялась вдоль стены в избе, и чаще всего была лишена стоек, а у скамьи были ножки, она передвигалась. Место на лавке было более престижным, чем на скамье. Гость мог судить об отношении к нему хозяев, смотря по тому, куда его усадили. Под окнами избы делались лавки, которые не принадлежали к мебели, но составляли часть пристройки здания и были прикреплены к стенам неподвижно: доску врубали одним концом в стену избы, а на другом делали подпорки: ножки, бабки, подлавники. В старинных избах лавки украшались " опушкой" - доской, прибитой к краю лавки, свисавшей с нее подобно оборке. Такие лавки назывались " опушенными" или " с навесом", " с подзором". В традиционном русском жилище лавки шли вдоль стен вкруговую, начиная от входа, и служили для сидения, спанья, хранения различных хозяйственных мелочей. Каждая лавка в избе имела свое название, связанное либо с ориентирами внутреннего пространства, либо со сложившимися в традиционной культуре представлениями о приуроченности деятельности мужчины или женщины к определенному месту в доме (мужская, женская лавки). Под лавками хранили различные предметы, которые в случае необходимости легко было достать - топоры, инструменты, обувь и проч. В традиционной обрядности и в сфере традиционных норм поведения лавка выступает как место, на которое позволено сесть не каждому. Так входя в дом, особенно чужим людям, было принято стоять у порога до тех пор, пока хозяева не пригласят пройти и сесть. То же касается и сватов: они проходили к столу и садились на лавку только по приглашению. В похоронной обрядности покойного клали на лавку, но не на любую, а на расположенную вдоль половиц. Долгая лавка - лавка, отличавшаяся от других своей длиной. В зависимости от местной традиции распределения предметов в пространстве дома, долгая лавка могла иметь различное место в избе. С точки зрения пространственного деления дома долгая лавка, подобно печному углу, традиционно считалась женским местом, где в соответствующее время занимались теми или иными женскими работами, такими, как прядение, вязание, вышивание, шитье. На долгую лавку, расположенную всегда вдоль половиц, клали покойников. Короткая лавка - лавка, идущая вдоль передней стены дома, выходящей на улицу. Во время семейной трапезы на ней сидели мужчины. Лавка, находившаяся около печки, называлась кутной. На нее ставили ведра с водой, горшки, чугунки, укладывали только что выпеченный хлеб. Лавка пороговая шла вдоль стены, где расположена дверь. Она использовалась женщинами вместо кухонного стола и отличалась от других лавок в доме отсутствием опушки по краю. Лавка судная - лавка, идущая от печи вдоль стены или дверной перегородки к передней стене дома. Уровень поверхности этой лавки выше, чем других лавок в доме. Лавка спереди имеет створчатые или раздвижные дверцы или закрывается занавеской. Внутри нее расположены полки для посуды, ведер, чугунков, горшков. Коником называли мужскую лавку. Она была короткая и широкая. Свое название коник получил, вероятно, благодаря вырезанной из дерева конской голове, украшавшей его боковую сторону. Коник располагался в жилой части крестьянского дома, около дверей. Он считался " мужской" лавкой, так как это было рабочее место мужчин. Здесь они занимались мелким ремеслом: плели лапти, корзины, ремонтировали упряжь, вязали рыболовные сети и т.п. Под коником находились и инструменты, необходимые для этих работ.
|