Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О началах жизни






Составитель А. И. Осипов

 

 

Духовно-просветительская литература

 

Подписано в печать 00.00.2012

Формат 60x90 1/16

Объем печ. л.

Печать офсетная. Тираж 25 000 экз. Заказ №

 

Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви

119435, Москва, ул. Погодинская, д. 18

 

Оптовый отдел реализации:

(499) 246-20-85, 246-52-08

Магазин на ул. Погодинской: (499) 245-30-68

Магазин на ул. Бакунинской: (499) 246-25-35

e-mail: books@rop.ru

https://www.rop.ru

 

 


[1] Все приведенные в книге тексты даны без изменений. Здесь и далее комментарии А. И. Осипова.

[2] Старший брат Ваня скончался в отрочестве. Его младшими братьями были: Александр (1895—1988), Михаил (1899—1982), Василий (1903—1961), Владимир (1906—1985).

[3] Здесь и далее цитируется с магнитофонной записи.

[4] Здесь и далее в квадратных скобках примечания составителя.

[5] Один из районов в Смоленске, где был действующий храм.

[6] Так прозвали монахиню Павлину (Сидорцову), которая жила в половине того дома, другую часть которого занимала Лиза (монахиня Евпраксия).

[7] Завещание было адресовано конкретным людям, среди которых были и считавшие нормальным причаститься один раз в несколько лет. Батюшка советовал причащаться раз в месяц и даже чаще, если есть силы приступать к Чаше с сокрушением сердца о своем недостоинстве, с покаянием и должным приготовлением.

[8] От лат. transcendere – «выходить за пределы». Бог по Своему существу пребывает за пределами человеческого познания, Он вне ограниченности тварного мира. Но Бог познаваем в Своих действиях (энергиях).

 

[9] Здесь критика не науки, а отношения к ней человека, в частности ученого, который занимается ею не ради того, чтобы принести пользу людям, а по причине увлечения той или иной областью науки, любопытства. В результате видим немало печальных последствий научно-технического развития.

 

[10] Расстройству по поводу, во-первых, отсутствия плодов духовной жизни; во-вторых, из-за опасений, как бы чего не случилось в жизни.

 

[11] Прп. Исаак Сирин.

[12] Воля Божия открыта каждому человеку в голосе совести и правды, что выражено, в частности, в соответствующих законах. Поэтому убивать, например, противника во время сражения есть добро, поскольку это является выражением голоса совести в борьбе за правду. Напротив, спасать приговоренного к смерти страшного бандита – зло, поскольку является противлением и совести, и правде.

 

[13] Преподобный авва Дорофей.

[14] Это падение происходит, когда добрые дела совершаются или напоказ, или с тщеславием, или лицемерно, или по расчету, и т. п.

 

[15] У Франциска Ассизского даже стигматы появились.

[16] «Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас».

[17] Это строгое предупреждение относится к тем, кто смотрит на своего духовника как на оракула, безошибочно возвещающего волю Божию по всем вопросам. Однако наставник в лучшем случае является только старшим попутчиком на духовном пути, который сам он не прошел, а идет по нему вместе с другими. Прошли этот путь только достигшие бесстрастия, а таких «богодухновенных наставников нет у нас!», - пишет святитель Игнатий. Поэтому в высшей степени опасно для нашего времени отдать наставнику свой ум и свою душу, как это бывает с влюбленными. Тогда наставник становится тем идолом, кумиром, от жертв (душевных и материальных) которому «с гневом отвращается Бог». По учению святителей Игнатия и Феофана, отношения с духовником должны строиться на основе совета, а не послушания, и указания его необходимо проверять по «компасу» – учению Святых Отцов.

Поэтому духовник совершает тяжкое преступление, когда подчиняет себе простодушного верующего, делает его своим рабом, идя, таким образом, против Самого Христа, назвавшего учеников друзьями, а не рабами (см.: Ин.15: 15).

 

[18] Из жития преподобного Арсения Великого.

[19] Потому от диавола, что у всех начинающих молитва всегда бывает с рассеянностью. И по этой причине прекратить молиться значит вообще остаться без Бога.

 

[20] Принятие монашества.

[21] Игумен Серафим (Бушуев; †1974), служил в Ташкенте.

[22] Блудный и тщеславия.

[23] Письмо к очень больной пожилой женщине.

 

[24] Одно дело – полное уединение, на которое способны лишь познавшие свою немощь, смирившиеся и стяжавшие дар непрестанной молитвы. Этот подвиг очень редкий. Поэтому самочинно принявшие его на себя, как правило, погибали и духовно, и телесно. Другое дело – призыв избегать ненужных разговоров, праздности, которые лишь умножают наши грехи.

 

[25] Это предупреждение тем, кто горит желанием спасать всех вокруг себя. Ибо духовный закон гласит: спаси самого себя, и вокруг тебя спасутся тысячи (прп. Серафим Саровский). Не поставленному специально на пастырское служение опасно учить других, ибо таковой может много повредить и себе, и другим. Об этом сказал Господь: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас (Мф. 23: 15).

 

[26] «Бесприютной чайке» посвящено стихотворение К. Д. Бальмонта «Чайка».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал